Программа воспитательной работы Духовность. Нравственность. Культура
Муниципальное образовательное учреждение
«Сельцовская средняя общеобразовательная школа»
Волосовский район Ленинградская область
«В жизни надо иметь служение…»
(программа рассчитана на детей от 6 до 18 лет, срок реализации 11 лет, с 1 по 11 класс)
АВТОРЫ ПРОГРАММЫ
Ахромейко Светлана Викторовна
заместитель директора по воспитательной работе
Рогова Ирина Лембитовна
библиотекарь
п. Сельцо
2012
Краткая аннотация программы:
Создание программы духовно-нравственного развития и воспитания детей «В жизни надо иметь служение…» осуществлялось одновременно с проектированием воспитательной концепции школы в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Авторами программы совместно с педагогическим коллективом проводился мониторинг воспитательной работы, социологические исследования, изучался социальный запрос семьи и общества. Анализ сложившейся ситуации в стране, семье, школе показал, что у современной молодежи существует проблема низкой духовной и нравственной культуры.
Проблема восстановления ценностей духовно-нравственной культуры является настолько трудной, что эффективность ее решения может быть обеспечена только общими действиями школьного сообщества, семьи и социума при условии использования системного подхода. Основой системного подхода в развитии и воспитании духовно-нравственной культуры ребенка является принцип комплексности решения спектра проблем. На это и направлена программа «В жизни надо иметь служение…»
Название программы выбрано не случайно. В школе сильной стороной воспитательной работы является социально-значимая проектная деятельность. Название программы «В жизни надо иметь служение…– цитата размышлений о добре Д.С. Лихачева. Она очень сильно совпадает с личной позицией авторов программы. Служение делу, служение людям, служение родине, служение богу – основа духовности, нравственности и культуры человека. Ведь на путь духовно-нравственного развития человек становится только тогда, когда делает первое доброе дело не для себя, а для другого.
В нашей школе существует очень важная и сильная структура – школьная библиотека. Она – аптека для души, сердце школы, ключевая цель которых – пробудить душу ребенка, помочь ему найти собственный путь в жизни, творчестве. Важно посеять в детских душах семена понятий как долг, честь, совесть, покаяние, любовь, преданность родине и другие, для того чтобы завтра они дали всходы. Библиотека нашей школы не просто хранилище книг, а информационный и досуговый центр. В любую эпоху школьной жизни она точный барометр интеллектуальной и духовной жизни школьного общества. Именно библиотека, сосредоточившая в своих фондах прошлое, настоящее, будущее ответственна за духовно-нравственное развитие, воспитание и формирование исторического сознания детей. Именно она должна стать эпицентром духовно-нравственного развития и воспитания в школе.
Программа «В жизни надо иметь служение…» - это программа духовно-нравственного развития и воспитания детей через школьную библиотеку. Программа имеет культурологическую направленность, служит основой построения воспитательной системы школы, рассчитана на 11 лет (с 1 по 11 класс). Новизна заключается в том, что программа интегрирует различные образовательные линии: культурологическую, православную, краеведческую и объединяет всех субъектов образовательного процесса (семья – школа - социум).
В программе мы оперируем понятиями «Духовность», «Нравственность», «Культура». Обратимся к словарю Ожегова для определения единого понятийного аппарата.
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Нравственность - 1) внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы. 2) Правила поведения, определяемые этими качествами.
Культура – 1) совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
2) высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.
Цель: создание единой образовательно-воспитательной среды, которая позволяет приобщить ребенка к духовным ценностям, воспитывать в нем высокую нравственность, формировать его гражданскую позицию, укорененную в духовных, культурных и семейных традициях.
Программа включает в себя пять модулей (подпрограмм), которые осуществляются на основе сотрудничества, сотворчества, совместной работы библиотеки, школы, семьи, социума.
Модули программы:
Духовность
Нравственность
Культура
Семья
Гражданская позиция
Основные принципы:
Принцип духовности – подразумевает воспитание человека высокой культуры и нравственности, соблюдение в различных жизненных ситуациях норм гуманистической морали и интеллигентности.
Принцип культуросообразности – обучение, воспитание и организация жизни детей в контексте культуры.
Принцип включения личности в значимую деятельность – воспитание творческой личности через организацию и изменении видов деятельности, в которых осуществляется её саморазвитие.
Принцип сотрудничества – объединение целей детей и взрослых. Общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание действий.
Ожидаемые результаты:
Школьная библиотека станет центром, ядром духовно-нравственного воспитания школьников. Школьники должны иметь представление о духовных и нравственных ценностях, основах православной культуры, о ценностном отношении к родине, языку, народным и семейным традициям. У школьников сформирована гражданская позиция и имеется опыт ее реализации.
Способы проверки результатов:
Мониторинг приоритетных ценностей
Анкетирование родителей и детей
Педагогическое наблюдение, тестирование
Реализация социально-значимых проектов
Изучение общественного мнения, высказывания школьников, учителей по духовным и нравственным проблемам.
Содержание программы
Модуль «Духовность»
Цель: Воспитание духовной культуры
Задачи:
Знакомство с основами православной культуры
Формирование православного сознания
Программа модуля рассчитана на 44 часа (1 занятие в четверть с 1 по 11 класс). Руководитель модуля – настоятель храма Архангела Михаила отец Леонид Трофимук.
Основные формы работы: беседы, паломнические поездки, православные праздники.
Модуль «Нравственность»
Цель: Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Задачи:
Развитие представлений школьников о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества
Программа модуля рассчитана на 44 часа (1 занятие в четверть с 1 по 11 класс). Руководитель модуля – библиотекарь Рогова Ирина Лембитовна
Основные формы работы: уроки нравственности, библиотечные уроки
Модуль «Культура»
Цель: Раскрытие духовных основ отечественной культуры
Задачи:
Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными промыслами
Создание фонда православной литературы
Основные формы работы: кружковая работа, устное народное творчество, народные праздники, конкурсы, выставки поделок
Модуль «Семья»
Цель: Развитие духовных традиций семейного воспитания
Задачи:
Формирование представлений о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним
Распространение лучшего семейного опыта (на основе отечественной истории, примеров современной жизни)
Оказание помощи семье в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей
Основные формы работы: семейный клуб, семейные проекты, праздники, родительские лектории, родительские конференции
Модуль «Гражданская позиция»
Цель: Формирование патриотизма и гражданской позиции
Задачи:
Развивать социально-творческие способности учащихся
Развивать коммуникативные навыки
Развитие общественной активности
Воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям
Основные формы работы: выпуск школьной газеты «Зебра», социально-значимая проектная деятельность
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дополнительные программы по модулям
Результативность
Мониторинг приоритетных ценностей
Номер школьной газеты «Зебра»
Фото приложение
Фильм о работе по программе «В жизни должно быть служение…» (CD диск)
Электронная версия программы (CD диск)