Рабочая программа дополнительного образования спортивной секции по баскетболу для детей 10-14 лет
МБОУ «Пионерская средняя школа им. М.А. Евсюковой»
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
спортивной секции по баскетболу
программа рассчитана на детей 10-14 лет,
срок реализации 3 года
Учитель физической культуры
Исанбаева Юлия Викторовна
п. Пионерский, 2015 год
I. Пояснительная записка
Учебная программа спортивной секции по баскетболу составлена на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от 04.12.2007 № 329 - ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233), нормативными документами Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Устава краевого государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Камчатский дворец детского творчества».
Баскетбол – спортивная командная игра. Систематические занятия баскетболом благоприятно влияют на укрепление здоровья и совершенствование основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости).
С самого начала занятий данным видом спорта дети, а в данном случае студенты, начинают осознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм поведения, укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды.
Основополагающие принципы построения программы.
- комплексность (предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).- преемственность (определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высокого спортивного мастерства, чтобы обеспечить в дальнейшем многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности).
- вариативность – предусматривает, в зависимости от уровня физической подготовки, индивидуальных особенностей спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.
Максимальный численный состав группы определяется полезной площадью спортивного сооружения, общепринятыми санитарно-гигиеническими нормами и требованиями техники безопасности, однако не может превышать двукратного минимального количества обучающихся.
Количество обучающихся в группе 15 человек в возрасте 10-14 лет. Занятия проходят три раза в неделю по 2 часа, всего 6 часов в неделю. Годовой цикл обучения 216 часов.
Соревновательный период является необходимым условием подготовки обучающихся, помогающий скорректировать учебно-тренировочный процесс согласно результатов соревновательной деятельности.
Основными задачами соревновательного периода являются – повышение достигнутого уровня тренированности, совершенствование техники и тактики игры, проведение анализа игровых ситуаций и исправление тактических и технических ошибок.
Методы обучения
Используемые на занятиях методы обучения подразделяются на три группы:
- словесные: рассказ, объяснение, указание, беседа, разбор, анализ игровых действий и результатов;- наглядные: показ спортивных упражнений и их элементов, демонстрация кино-видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий, использование демонстрационных стендов, плакатов.
Так же к наглядным методам относятся методы ориентирования: линии разметки, переносные стойки, ориентиры на щите, зрительные и звуковые сигналы;
- практические: базируются на активной двигательной деятельности обучающихся, включают в себя обучение технике и тактике игры в баскетбол.Формы организации учебного занятия
Эффективность процесса обучения определяется уровнем его организации. На учебных занятиях по баскетболу используются несколько форм организации занимающихся: фронтальная, поточная, проходная, форма круговой тренировки и индивидуальных занятий.
При фронтальной форме проведения занятия упражнения выполняются одновременно или посменно всеми учениками, расположенными в одну или несколько шеренг.
При поточной форме предполагается выполнение одного и того же задания одновременно или посменно всеми учениками, расположенными в одну шеренгу.
При проходной форме выполняются упражнений при передвижении обучающихся одновременно, используя всю площадь спортивного зала.
Для групповой форме характерно распределение обучающихся на несколько групп. Задания для каждой группы дифференцируются и выполняются поочередно.
При применении формы круговой тренировки распределение учащихся по группам проходит в зависимости от их спортивной подготовки, разнонаправленные задания выполняются на специально отведенных участках (станциях) в определенной последовательности, смену станций производят через заданные интервалы времени с продвижением по кругу. Количество пройденных кругов варьируют в соответствии с поставленными задачами.
Форма применения индивидуальных заданий предполагает самостоятельное выполнение их каждым учеником.
Выбор формы организации обучающихся на уроке зависит от уровня их подготовленности, степени поставленных решаемых задач, используемых педагогом средств и методов обучения, условий проведения занятия, наличия в достаточном количестве спортивного инвентаря.
Для успешной реализации данной программы необходимо:
- спортивный зал;
- баскетбольные мячи по количеству детей;
- баскетбольные щиты с кольцами;
- медицинбольные мячи;
- скакалки по количеству обучающихся;
- стойки;
- гимнастические палки;
- обручи;
- гимнастические маты;
- учебные, магнитные доски, магниты;
- иллюстративный материал.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Этап начальной подготовки: 1 год обучения. Данный этап включает в себя общефизическую подготовку, начальные навыки технической и тактической подготовки. Количество обучающихся в группе – 15 человек, в возрасте от 10 до 14 лет. Дети первого года обучения занимаются 4 часа в неделю. Продолжительность занятий – 40 минут. Годовой цикл обучения 144 часа.
Учебно-тренировочный этап: 2 и 3 год обучения. Данный этап включает в себя более глубокое изучение тактико-технических действий с мячом и без мяча. Количество обучающихся в группе 2 года обучения - от 12 до 15 человек, 3 года обучения - от 10 до 12 человек в возрасте от 10 до 18 лет. Количество часов в неделю: 2 года обучения – 6 часов, 3 года обучения – 9 часов в неделю. Продолжительность занятий – 40 минут. Годовой цикл 2 года обучения - 216 часов, 3 года обучения – 324 часа.
Этапы обучения различаются ставящимися задачами и объёмом полученной информации и требованиями к качеству её усвоения. Запись в секцию баскетбола проводится по желанию детей, предоставлению медицинской справки и заявления от родителей. Состав группы зависит от степени подготовленности детей и их возраста. При необходимости могут формироваться разновозрастные группы. Распределение учебного времени по темам является примерным и может корректироваться педагогом в зависимости от уровня подготовленности детей.
Цель: всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, создание условий для сплочения ребят в дружный коллектив.
Задачи:
Обучать основам техники и тактики игры.
Формировать потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
Укреплять здоровье, содействовать гармоническому физическому развитию.
Воспитывать волевые качества: целеустремлённость, решительность, выдержку, самообладание.
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Развивать силу, быстроту, ловкость, гибкость, выносливость, скоростные качества.
Способы проверки реализации данной программы:
тематический
(осуществляется с помощью вопросов в конце изученной темы, а также с помощью тестовых заданий, билетов);
текущий
(беседы в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сравнение, сопоставление, выявление общего и особенного);
итоговый (контрольный)
(соревнования, выставки и т.д.);
тестирование
(по правилам соревнований);
задания по карточкам
(выполнение упражнений на практике);
тесты по ОФП
(в начале года и в конце года);
контрольные нормативы
(прилагаются к программе).
В результате реализации данной программы учащиеся овладевают:
информационным компонентом
(знания об истории спортивной игры баскетбол; правила соревнований по баскетболу; умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий);
операционным компонентом
(овладевают основами техники спортивной игры; тактики игры как в защите, так и нападении; приобретают соревновательный опыт, путём участия в соревнованиях);
мотивационным компонентом
(повышают уровень разносторонней физической и функциональной подготовленности; развивают и совершенствуют специальную физическую подготовку).
Методическое обеспечение
1-го года обучения
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ Тема занятия Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие
(инструктаж по Т.Б., знакомство с коллективом, культура общения, обсуждение программы 1 года обучения, знакомство с историей баскетбола) 2 - 2
2 Физическая подготовка
Тема № 1 Комплекс упражнений № 1 на грудной отдел.
Тема № 2 Комплекс упражнений № 2 на плечевой пояс и туловище.
Тема № 3 Комплекс упражнений № 3 для ног.
Тема №4 Комплекс упражнений № 4 для мышц стопы.
Тема № 5 Комплекс упражнений № 5 виды бега.
Тема № 6 Контрольное занятие. Приложение № 1 2 20 22
3 Техническая подготовка
Тема № 1 Ловля мяча на месте.
Тема № 2 Передача мяча.
Тема № 3 Броски мяча.
Тема № 4 Ведение мяча.
Тема № 5 Обманные движения (финты).
Тема № 6 Подбор мяча.
Тема № 7 Введение мяча в игру.
Тема № 8 Контрольное занятие. Приложение № 2 6 81 87
4 Тактическая подготовка
Тема № 1 Индивидуальные действия с мячом.
Индивидуальные действия без мяча.
Тема № 2 Групповые действия с мячом и без мяча.
Тема № 3 Контрольное занятие. 4
20
24
5 Итоговое занятие
Участие в соревнованиях по баскетболу 1 8 9
15 129 144
Содержание программы первого года обучения
Вводное занятие – 2 ч.
Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с коллективом.
Обсуждение программы первого года обучения.
Культура общения.
Знакомство с историей баскетбола.
Физическая подготовка – 22 ч. Тема № 1. Комплекс упражнений № 1на грудной отдел.
- сгибание и разгибание рук.
- движения кистями.
- круговые движения одной рукой.
- поочерёдное движение кистями.
Тема № 2. Комплекс упражнений № 2 на плечевой пояс и туловище.
- движение плечами (вверх, вниз, вперёд, назад).
- наклоны туловища (вперёд, назад и в стороны).
Тема № 3. Комплекс упражнений №3 для ног.
- попеременные махи ногами (вперёд, назад и в стороны).
- сгибание и разгибание ног в положении сидя.
- приседание и переход в стойку на коленях.
- вставание из положения, сидя, скрестив ноги.
- прыжки на месте на обеих ногах скрестно.
- прыжки на одной ноге с продвижением вперёд.
Тема № 4. Комплекс упражнений № 4 для мышц стопы.
- ходьба на носках с высоко поднятыми коленями.
- ходьба на пятках.
- ходьба на наружных и внутренних сторонах стопы.
Тема № 5 Комплекс упражнений № 5 виды бега.
- знакомство с видами бега.
- челночный бег.
- бег с ускорением.
- бег на 30 м на время.
- кросс без учёта времени.
Тема № 6 Контрольное занятие – «Физическая подготовка»
Термины: челночный бег, кросс.
Техническая подготовка – 87 ч.
Тема № 1. Ловля мяча.
Ловля мяча двумя руками на месте.
Ловля мяча двумя руками в движении.
Ловля мяча двумя руками в движении сбоку.
Ловля мяча одной рукой на месте.
Ловля мяча одной рукой в движении.
Отработка ловли мяча разными способами.
Тема № 2. Передача мяча.
Передача мяча двумя руками из-за головы.
Передача мяча одной рукой (пр.) от плеча.
Передача мяча одной рукой (лев.) от плеча.
Передача мяча двумя руками с отскоком от пола.
Передача мяча двумя руками сверху.
Тема № 3. Броски мяча.
Бросок в кольцо двумя руками сверху.
Бросок в кольцо двумя руками от груди.
Бросок в кольцо двумя руками снизу.
Бросок в кольцо двумя руками с отскоком от щита.
Бросок в кольцо двумя руками с места.
Бросок в кольцо двумя руками в движении.
Бросок в кольцо одной рукой от плеча.
Бросок в кольцо одной рукой с отскоком от щита.
Бросок в кольцо одной рукой в движении.
Тема № 4. Ведение мяча.
Ведение мяча с высоким отскоком.
Ведение мяча с низким отскоком.
Ведение мяча со зрительным контролем.
Ведение мяча на месте.
Ведение мяча по прямой.
Ведение мяча по дугам.
Ведение мяча по кругам.
Тема № 5. Обманные движения (финты).
Выход для получения мяча.
Выход для отвлечения мяча.
Атака корзины.
«Передай мяч и выходи».
Внезапные рывки вперёд и в стороны после медленного бега.
Отработка всех видов обманных движений.
Тема № 6. Подбор мяча.
Подбор мяча (и имитация) после броска.
Подбор мяча после броска по кольцу.
Отработка всех видов подбора.
Тема № 7. Введение мяча в игру.
Правила игры.
Тема № 8. Контрольное занятие - техническая подготовка.
Термины: финты, подбор, добивание мяча.
Тактическая подготовка – 24 ч.
Тема № 1. Индивидуальные действия с мячом и без мяча.
Противодействие получению мяча.
Противодействие выходу на свободное место.
Противодействие розыгрышу мяча.
Противодействие атаке корзины.
Тема № 2. Групповые действия с мячом и без мяча.
Групповые тактические действия: взаимодействие двух, трёх и более игроков.
Взаимодействие игроков в упражнениях в парах, тройках в игре баскетбол.
Тема № 3. Контрольное занятие - тактическая подготовка.
Термины: взаимодействие, отрыв от защитника, выход на свободное место.
5. Итоговое занятие – 9 ч.
Соревнования по баскетболу.
К концу I года обучения дети должны:
Знать: комплексы упражнений на грудной отдел, на плечевой пояс и туловище, для ног, для мышц стопы; термины: челночный бег, кросс, финты, подбор, добивание мяча, взаимодействие, отрыв от защитника, выход на свободное место; приёмы страховки и самостраховки; упрощённые правила игры в баскетбол; правила личной гигиены. Уметь: сохранять основную стойку игрока; быстро и ловко передвигаться по площадке; выполнять броски мяча с близкого расстояния; оказывать первую помощь при травме; пользоваться современным спортивным инвентарём и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности занятий; вести мяч правой, левой рукой и двумя попеременно; ловить мяч различными способами; контролировать мяч; взаимодействовать в команде.
Методическое обеспечение
2-го года обучения
Учебно - тематический 2 года обучения
№ Тема занятия Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие
(инструктаж по Т.Б., культура общения, обсуждение программы 2 года обучения) 2 - 2
2 Физическая подготовка
Тема № 1 Комплекс упражнений № 1 для рук и плечевого пояса (Приложение № 3)
Тема № 2 Комплекс упражнений № 2 для ног (Приложение № 4)
Тема № 3 Комплекс упражнений № 3 для шеи и туловища (Приложение № 5)
Тема №4 Комплекс упражнений № 4 для всех групп мышц (Приложение № 6)
Тема № 6 Беговые упражнения
Тема № 7 Контрольное занятие (Приложение № 7) 3 30 33
3 Техническая подготовка
Тема № 1 Техника передвижения.
Тема № 2 Техника владения мячом.
Тема № 3 Техника овладения мячом.
Тема № 4 Контрольное занятие (Приложение № 8) 10 112 122
4 Тактическая подготовка
Нападение
Тема № 1 Индивидуальные действия.
Тема № 2 Групповые действия.
Тема № 3 Командные действия.
Защита
Тема № 1 Индивидуальные действия.
Тема № 2 Групповые действия.
Тема № 3 Командные действия.
Тема №4 Контрольное занятие (Приложение № 9)
4
3
20
20 24
23
5 Итоговое занятие
Участие в соревнованиях по баскетболу 1 11 12
23 193 216
Содержание программы второго года обучения
Вводное занятие – 2 ч.
Инструктаж по технике безопасности.
Обсуждение программы второго года обучения.
Культура общения.
2. Физическая подготовка – 33 ч. Тема № 1. Комплекс упражнений № 1 для рук и плечевого пояса
Тема № 2. Комплекс упражнений № 2 для ног
Тема № 3. Комплекс упражнений №3 для шеи и туловища
Тема № 4. Комплекс упражнений № 4 для всех групп мышц
Тема № 6 Беговые упражнения
Повторный бег.
Попеременный бег.
Рывки.
Ускорения.
Челночный бег.
Кросс без учёта времени.
Тема № 7 Контрольное занятие – тест Л. Ларсона
Термины: повторный бег, попеременный бег.
3. Техническая подготовка – 122 ч.
Тема № 1. Техника передвижения.
Основная стойка баскетболиста;
Бег с изменением направления и скорости;
Передвижения приставными шагами;
Остановки во время бега; повороты на месте;
Сочетание передвижений, остановок, поворотов.
Бег с изменением направления и скорости из различных исходных положений;
Прыжки толчком двух ног, одной ноги.
Перемещения к стойке защитника вперёд, в стороны, назад;
Передвижения в защитной стойке вперёд, назад, в стороны.
Тема № 2. Техника владения мячом.
Ловля мяча двумя руками, одной рукой;
Передачи мяча; броски мяча;
Ведение мяча.
Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
Броски в кольцо: в прыжке с дальней и средней дистанции, одной рукой над головой (крюком) с места.
Добивание мяча в кольцо.
Тема № 3. Техника овладения мячом.
Вырывание мяча, выбивание мяча, перехват мяча.
Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и овладения мячом.
Тема № 4. Контрольное занятие - нормативы по технической подготовке.
Термины: финты, выпад, перехват, имитация, открывание.
4. Тактическая подготовка – 47 ч.
Тактика нападения.
Тема № 1. Индивидуальные действия.
1. Выход на свободное место с целью атаки противника и получения мяча.
2. Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полёта мяча.
3. Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.
4. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.
Тема № 2. Групповые действия.
Взаимодействие двух игроков – «передай мяч – выходи».
Взаимодействие трёх игроков – «треугольник».
Взаимодействие двух нападающих против одного защитника.
Тема № 3. Командные действия.
Организация командных действий по принципу выхода на свободное место.
Нападение с целью выбора свободного места.
Организация командных действий с использованием изученных групповых взаимодействий.
Тактика защиты.
Тема № 1. Индивидуальные действия.
Умение выбрать место и держать игрока с мячом и без мяча.
Противодействие игроку, ловящему, ведущему, бросающему мяч.
Противодействие выходу на свободное место для получения мяча.
Действия одного защитника против двух нападающих.
Тема № 2. Групповые действия.
Взаимодействие двух игроков – подстраховка.
Взаимодействие двух игроков – отступание.
Тема № 3. Командные действия.
Переключения от действий в нападении к действиям в защите.
Личная система защиты.
Позиционная защита, зонная защита.
Тема № 4. Контрольное занятие – задания.
Термины: взаимодействие, противодействие, зонная защита.
5. Итоговое занятие – 12 ч.
Соревнования по баскетболу.
К концу II года обучения дети должны:
Знать: технику броска мяча; разнообразные передачи мяча партнёру, находящемуся в более удобной позиции для броска; правила игры в баскетбол; термины: повторный бег, переменный бег, финты, выпад, перехват, имитация, открывание, взаимодействие, противодействие, зонная защита. Уметь: сопровождать каждый бросок и немедленно занимать исходное положение для добивания мяча и быстрого возвращения в защиту; свободно ловить и передавать мяч различными способами и на разные расстояния как левой, так и правой рукой; выполнять броски с близкого и дальнего расстояния; вести мяч левой, правой рукой не смотря на него; применять элементы баскетбола в двусторонней учебной игре и в соревнованиях; готовиться к соревнованиям и участвовать в них; взаимодействовать в команде.
Иметь навыки: владения мячом; переключения к действиям; слаженного коллективного командного действия в нападении и в защите; взаимодействия в команде.
Методическое обеспечение
3 - го года обучения
Учебно - тематический 3 года обучения
№ Тема занятия Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие
(инструктаж по Т.Б., культура общения, обсуждение программы 3 года обучения) 3 - 3
2 Физическая подготовка
Тема № 1 Комплекс упражнений № 1 для развития силы (Приложение № 10)
Тема № 2 Комплекс упражнений № 2 для развития быстроты (Приложение № 11)
Тема № 3 Комплекс упражнений № 3 для развития гибкости (Приложение № 12)
Тема №4 Комплекс упражнений № 4 для развития ловкости (Приложение № 13)
Тема № 5 Комплекс упражнений № 5 для развития специальной выносливости (Приложение № 14)
Тема № 6 Беговые упражнения
Тема № 7 Контрольное занятие (Приложение № 15) 4 41 45
3 Техническая подготовка
Тема № 1 Техника передвижения.
Тема № 2 Техника владения мячом.
Тема № 3 Техника овладения мячом.
Тема № 4 Контрольное занятие (Приложение № 16) 13 134 147
4 Тактическая подготовка
Нападение
Тема № 1 Индивидуальные действия.
Тема № 2 Групповые действия.
Тема № 3 Командные действия.
Защита
Тема № 1 Индивидуальные действия.
Тема № 2 Групповые действия.
Тема № 3 Командные действия.
Тема №4 Контрольное занятие (Приложение № 17)
5
4 48
48 55
50
5 Теоретическая подготовка 8 1 9
6 Итоговое занятие
Участие в соревнованиях по баскетболу 2 13 15
39 285 324
Содержание программы третьего года обучения
Вводное занятие – 3 ч.
Инструктаж по технике безопасности.
Обсуждение программы третьего года обучения.
Культура общения.
Физическая подготовка – 45 ч. Тема № 1. Комплекс упражнений № 1 для развития силы
Тема № 2. Комплекс упражнений № 2 для развития быстроты
Тема № 3. Комплекс упражнений №3 для развития гибкости
Тема № 4. Комплекс упражнений № 4 для развития ловкости
Тема № 5. Комплекс упражнений № 5 для развития специальной выносливости
Тема № 6 Беговые упражнения
Повторный бег.
Попеременный бег.
Многоскоки.
Рывки.
Ускорения.
Челночный бег.
Бег спиной вперёд, скрестный бег.
Бег 30 м с ведением мяча.
Кросс без учёта времени. Эстафеты (встречная, круговая).
Тема № 7 Контрольное занятие – тест «Индекс физической подготовленности К. Зухоры».
Термины: многоскоки, скрестный бег.
3. Техническая подготовка – 147 ч.
Тема № 1. Техника передвижения.
Повороты в движении;
Сочетание способов передвижения;
Совершенствование передвижений, остановок, поворотов на быстроту выполнения;
Сочетание способов передвижения с изученными техническими приёмами.
Сочетание способов передвижения с изученными техническими приёмами игры в защите.
Тема № 2. Техника владения мячом.
Ловля двумя руками с низкого отскока, одной рукой на уровне груди;
Передача одной рукой мяча от плеча, сверху, снизу, на различные расстояния с места и в движении, из-за спины;
Броски мяча одной рукой сверху в движении, штрафной бросок;
Ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости передвижения;
Обводка противника с изменением высоты отскока и скорости;
.Броски мяча двумя руками снизу в движении, одной рукой сверху в прыжке;
Бросок одной рукой над головой (крюком) после ведения, после ловли в движении;
Обманные действия: финт на рывок, финт на бросок, финт на проход.
Тема № 3. Техника овладения мячом.
Выбивание, вырывание, перехват мяча;
Накрывание мяча при броске с места;
Овладение мячом, отскочившим от кольца;
Выбивание мяча при ведении;
Перехват мяча при ведении.
Тема № 4. Контрольное занятие - нормативы по технической подготовке.
Термины: обводка, овладение, накрывание, подбор.
4. Тактическая подготовка – 105 ч.
Тактика нападения.
Тема № 1. Индивидуальные действия.
1. Выход на свободное место с целью атаки противника и получения мяча.
2. Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полёта мяча.
3. Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.
4. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.
5. Выбор места на площадке с целью адекватного взаимодействия с партнёром по команде.
6. Финты с мячом на ведение, на передачу, на бросок с последующим ведением, передачей, броском.
7. Действия одного защитника против двух нападающих в системе быстрого прорыва.
8. Применение изученных приёмов в сочетании с финтами без мяча и с мячом.
9. Заслоны игроку с мячом и игроку без мяча.
Тема № 2. Групповые действия.
1. Взаимодействие двух игроков – «передай мяч – выходи».
2. Взаимодействие трёх игроков – «треугольник».
3. Взаимодействие двух нападающих против одного защитника.
4. Взаимодействие двух игроков с заслонами (внутренним и наружным).
5. Взаимодействие двух игроков – переключение.
6. Взаимодействие двух нападающих против трёх защитников, «тройка», скрестный выход и малая восьмёрка, на ведение, пересечение.
Тема № 3. Командные действия.
Организация командных действий по принципу выхода на свободное место.
Нападение с целью выбора свободного места.
Организация командных действий с использованием изученных групповых взаимодействий.
Нападение быстрым прорывом.
Расстановка при штрафном броске, при спорном мяче.
Позиционное нападение с применением заслонов.
Организация командных действий против применения быстрого прорыва.
Тактика защиты.
Тема № 1. Индивидуальные действия.
Броски мяча одной рукой сверху в движении, штрафной бросок;
Учебная игра. Противодействие игроку, ловящему, ведущему, бросающему мяч.
Противодействие выходу на свободное место для получения мяча.
Действия одного защитника против двух нападающих.
Выбор места для овладения мячом при передачах и ведении.
Противодействие при бросках мяча в кольцо.
Отступание при заслонах.
Тема № 2. Групповые действия.
Взаимодействие двух игроков – подстраховка.
Взаимодействие двух игроков – отступание.
Взаимодействие двух игроков – проскальзывание.
Взаимодействие двух игроков – переключение.
Тема № 3. Командные действия.
Переключения от действий в нападении к действиям в защите.
Личная система защиты.
Позиционная защита, зонная защита.
Плотная личная система защиты.
Тактические действия: борьба двух защитников с двумя нападающими за отскочивший мяч от щита, «треугольник» отскока.
Тема № 4. Контрольное занятие – задания.
Термины: заслоны, отступание, переключение, позиционная защита.
5. Теоретическая подготовка – 9 ч.
Беседа о содержании игры.
Беседа о правилах соревнований по баскетболу (жесты судей).
Беседа о применении в игре передач.
Беседа о целесообразном использовании технических приёмов в игре.
Беседа о гигиенических требованиях.
Беседа о травмах и их разновидностях.
Беседа о первой помощи при ушибах, вывихах, переломах, растяжениях.
Беседа о баскетбольных терминах.
6. Итоговое занятие – 15 ч.
Соревнования по баскетболу.
К концу III года обучения дети должны:
Знать: технику броска мяча в кольцо; характеристику современных форм построения занятий по баскетболу; приёмы игры; термины: многоскоки, скрестный бег, обводка, овладение, накрывание, подбор, заслоны, отступание, переключение, позиционная защита; правила соревнований (жесты судей); технические и тактические приёмы игры; разновидности обманных движений (финтов); способы передвижений.
Уметь: контролировать вращение мяча; придавать мячу минимум вращения, и только тогда, когда это необходимо; быстро выполнять бросок и определять направление броска; в нападении – уметь правильно «открываться», в защите - уметь правильно «закрывать» защитника; выполнять броски из различных исходных положений; осуществлять контроль функционального состояния организма при выполнении физических упражнений; определять уровень достижений оздоровительного эффекта и физического совершенства; судить учебную игру; правильно отдыхать.
Иметь навыки: быстро, а иногда и мгновенно принимать решения в процессе спортивной борьбы; регулирования эмоционального состояния перед игрой и во время игры; концентрации внимания при выполнении задания; броска мяча партнёру в совершенстве без подготовительных движений.
Приёмы и методы, используемые при проведении занятий второго и третьего года обучения.
Словесные: беседа, рассказ, объяснение, учебная лекция.
Наглядные: показ, наблюдения, демонстрация, экскурсия.
Практические: упражнения на закрепление – стойка, ловля, передача, ведение, отбор и т.д.Индивидуальная работа.
Формы подведения итогов по разделам.
Раздел № 2
Форма подведения итогов – тест.
Раздел № 3
Форма подведения итогов – нормативы.
Раздел № 4
Форма подведения итогов – задания.
Дидактический материал.
Учебники, тесты, ключи к тестам, наглядные пособия.
Техническое оснащение.
Спортивный зал, баскетбольные кольца, мячи, вспомогательный инвентарь.
Список используемой литературы
для педагога:
Алабин В.Г. «Исследование средств и методов начальной подготовки детей и подростков». - М., 1996.
«Баскетбол: примерная программа» - М.: Советский спорт, 2006.
«Баскетбол: Учебник для учителей физической культуры». - М.: Просвещение, 1997.
«Баскетбол: Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ». - М. «Школьная пресса», 2004.
Бахрах И.Н. «Прогнозирование морфологических показателей у детей и подростков». - Смоленск, 2004.
Бриль М.С. «Отбор в спортивных играх». - М.: ФиС, 2002.
Вайцеховский С.М. «Книга тренера». - М.: ФиС, 1998.
Губа В.П. «Индивидуальные особенности юных спортсменов». - Смоленск, 1997.
Дудин Н.П. «Бросковые движения в баскетболе». Учебное пособие. - Смоленск, 2003.
Колос В.М. «Баскетбол: теория, практика». - Минск: Полымя, 2005.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПКи ПРО, 2002.
Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования». – М.: «Школьная пресса», 2008.
Матвеев Л.П. «Основы спортивной тренировки». - М.: ФиС, 2006.
для обучающихся:«Баскетбол. 100 упражнений и советов для юных граждан». - М.: Астрель Аст, 2005.
Давыдова М.А. «Подвижные игры». - М.: Вако, 2007.
Листова О.И. «Веселые физкультминутки». - М.: СпортАкадемПресс, 2001.
Малов В.И. «Я познаю спорт». - М.: Астрель. Аст, 1999.
Мейер Д.Т. «Баскетбол – навыки и упражнения». - М.: Астрель. Аст, 2006.
«Советы по гигиене». - М.: СпортАкадемПресс, 2003.
Уточкин А.Ю. «Мой баскетбол». - М.: СпортАкадемПресс, 2003.
«Юность и баскетбол» - Волгоград: Учитель - Аст, 2006.