Конспект урока на тему Народные сказки «Находчивый солдат (4 класс)


Конспект урока чтения для учащихся 4 "В" класса МБОУ СОШ № 1, проведенного студенткой 4 "А" курса ГБПОУ "КонстПК", специальность 050146 Преподавание в начальных классах
Матушкиной Александрой Владимировной
Тема: Народные сказки «Находчивый солдат»
Цели: познакомить учащихся с содержанием произведения сказки «Находчивый солдат»
Ход урока
Организационный момент
Приветствие (знакомство)
- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок чтения проведу у вас я, зовут меня Александра Владимировна.
II. Повторение изученного
- Сейчас мы с вами повторим, что такое народные сказки, и какие вы знаете народные сказки.
1. Составление хронологии по сказке «Василиса Прекрасная» (презентация)
2. Повторение объяснений слов
- Давайте сейчас с вами повторим, кто такая Баба Яга, кто такая Лада, Перун, Змей Горыныч, Кощей, Остров Буян, Ярило?
3. Опрос по народным сказкам (презентация)
1. Одно из имен Василисы? (Прекрасная, Премудрая)
2. Имя царя, пославшего Ивана-царевича за жар-птицей? (Берендей)
3. Яблоки, дающие молодость? (Молодильные)
4. Дерево, чаще всего встречающееся в сказках? (Дуб)
5. Оружие, которым пользовались сказочные богатыри? (Меч)
6. Кот в русских народных сказках? (Баюн)
8. Животное , в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка? (Лягушка)
9. Сказочная героиня , владелица первого в мире летательного аппарата? (Баба Яга)
10. Сказочное существо, житель леса, так называемый дух леса? (Леший)
11. Самый одинокий представитель нечистой силы? (Водяной)
12. Как зовут сестру Бабы Яги, хозяйку болот? (Кикимора)
13. В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного ,
неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента?
(Каша из топора)
14. Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон? (Лягушка)
15. Как называется русская народная сказка, в которой рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок)
16. Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубок)
17. Назовите имя сказочного персонажа, лопнувшего со смеху при виде некачественно построенного моста? (Пузырь)
18. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочная долгожителей? (Игла)
19. Назовите имя царевны, чья улыбка стоила сказочно дорого? (Несмеяна)
20. По каким надобностям отправляли цари в путь своих сыновей? (За невестой, за молодильными яблочками и за жар – птицей)
21. Какую награду обещают сказочные цари, сказочным героям? (Пол царства, дочь)
22. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне-
И женился на царевне. (Емеля)
23. Как звался первый летательный аппарат? (Ступа)
- Молодцы ребята, вы активно работали на уроке.
III. Сообщение темы урока
- Сегодня мы с вами продолжим изучать раздел народные сказки.
- Тема нашего урока русская народная сказка «Находчивый солдат».
- Перед чтением сказки проведем словарную работу.
1. Чтения рассказа учителем
- Откройте свои учебники на стр. 35
- Я начну читать сказку, а вы внимательно следите, чтобы потом продолжить.
- Слушаете внимательно, чтобы могли ответить на вопрос. Кто герои сказки? (Петр I, и служивый)
2. Чтение сказки детьми по цепочке
3. Анализ произведения
- Разберемся в прочитанном
1. Расскажи о поступках солдата?
2. Объедини в группы близкие по смыслу слова:
Хитрый, Смекалистый, Находчивый, Изворотливый, Изобретательный.
- Объясни их различие.
- Какие из этих слов можно использовать для характеристики солдата?
Попробуй подобрать и другие слова. (Смекалистый, находчивый)
3. Что ты узнал о Петре I из сказки «Находчивый солдат»? Какие качества царя раскрываются в словах:
«Ну, молодец! Люблю этаких. Три дня на гауптаве посиди, а потом в штурманскую школу отправляйся?»
4. В третьем классе ты читал сказку «Кашу из топора»
а) Сравни солдат из сказок «каша из топора» и «Находчивый солдат»
б) Как относится к солдатам люди, сочинявшие эти сказки? Обоснуй свой вывод.
5. Что ты знаешь о русском императоре Петре I? Прочитай о нём в детской энциклопедии «История». Расскажи товарищам о том, что показалось тебе особенно интересным. (Триста лет тому назад, в 1672 г., когда родился царевич Петр. Армия была плохо вооружена и обучена, а военного флота и вовсе не существовало. Нужно было вывести Россию из отсталости, построить фабрики и заводы, принять новые законы, привлечь к управлению государством энергичных и образованных людей. И царь Петр учился сам и заставлял учиться своих подданных. Во многом он отличался от других царей. Это был выдающийся государственный деятель, талантливый полководец и флотоводец, он участвовал во многих сражениях. Петр I был образованным человеком, хорошо знал математику, артиллерийское и морское дело. Любил работать в кузнице, на токарном станке, плотничать, слесарить. Он владел 14 ремеслами, в Голландии царь получил звание корабельного плотника, в Англии — инженера.)4. Словарная работа
Палаш – прямая длинная тяжёлая сабля с широким лезвием.
Гауптвахта – помещение, в котором держали арестованных – провинившихся военных.
Штурман – специалист по кораблевождению.
Амуниция – снаряжение солдата (т.е военная форма)
Заклад – имущество или другие ценности.
IV. Работа в рабочей тетради
- Откройте учебник на стр. 11, работа № 2 Раздел «Народные сказки»
- Прочитайте отрывок из текста «Василиса Прекрасная» учебник 4 кл. часть 1, стр. 31
- Прочитает нам его…
1. Что такое сказка?
- Сказка – это вид устного повествования с фантастическим вымыслом;
2.Как правильно сказать?
- Это отрывок из : сказки;
3.Определи основную мысль данного отрывка. Сформулируй и запиши её.
4.Раздели предложенный отрывок а три части. Озаглавь каждую часть текста.
1)Матушка для Василисы;
2)Куколка Василисы;
3)Василиса Красавица;
- Какой была Василиса? Почему она с каждым днем все хорошела и хорошела.
- Василиса была доброй, всю работу делает, всем угождала. Ей куколка помогала.
2.Подбери синонимы к словам:
Привередливый – брезгливый, заевшийся, капризный, чистоплюйский.
Потужить – погоревать, потосковать, погрустить, покручиниться.
Потчевать – Угощать, поить, предлагать.
IV. Итог урока.
- С какой сказкой вы сегодня познакомились?
- Сегодня на уроке хорошо работали…

Учитель_____________ Тарахтиева Н.П.
Методист____________ Шевченко И.С