Использование проектной технологии как способа саморазвития и самореализации учащихся, повышения мотивации к изучению английского языка
«Использование проектной технологии как способа саморазвития и самореализации учащихся, повышения мотивации к изучению английского языка»
Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха. Принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами.
В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, а главное, должен обладать стремлением к самопознанию, самоопределению, самореализации и самообразованию на протяжении всей жизни.
Воспитание такой активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы, моделирования таких учебных ситуаций, которые актуализируют, делают востребованными личностные функции обучаемых.
Если раньше роль учителя заключалась в организации и планировке урока, где ученик был пассивным наблюдателем, то сейчас учитель-менеджер урока и его функция - организовать процесс так, чтобы ученик имел возможность самостоятельно добывать знания. ЮНЕСКО в 2002 году определил новые ориентиры образования в мире, которые в аллегорической форме могут быть изложены так: «Школа-это кладовая сокровищ. За наличие их в кладовой отвечает учитель. Ученик, войдя в кладовую, волен сам набивать свои карманы сокровищами. Учитель не должен насильно впихивать ему «драгоценности» в карманы и выполнять роль таможенника. Сам ученик определяет, сколько «драгоценностей» на уроке он наберет, сколько он может их унести и сам оценивает, сколько богатства он приобрел.
Одной из основных задач учителя иностранного языка является развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знании, в развитии критического мышления, т.е. саморазвитии.
Для их реализации именно мне, учителю, нужно создать эти внешние условия для того, чтобы они «разбудили» внутреннее обстоятельство и дали возможность обучающемуся почувствовать свой потенциал и использовать его на уроке. Процесс изучения иностранного языка способствует формированию творческой самостоятельности, так как в рамках данного предмета есть возможность использовать творческие задания, упражнения, которые требуют от учащихся самостоятельной работы и учат их пользоваться языковым материалом для выражения своих мыслей в диалогической и монологической речи. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности, как черт личности развития их умственных способностей. А как научить самостоятельности учащихся? Существует множество различных направлений, и в своей работе применяю разные виды заданий, но считаю, что метод проектов наиболее эффективное средство для развития самореализации учащихся, а также для повышения мотивации к изучению английского языка.
Основная идея данной технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, в которых каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Необходимо помнить, что успех коллективной работы зависит от профессиональных и личностных качеств учителя и от желания и умения учеников работать совместно и согласованно. Сами учителя и обучаемые должны быть психологически готовы к работе в группе и к организации работы групп. Хорошо организованная групповая работа способствует развитию социального взаимодействия между учащимися, навыков эффективного общения и решения проблем. Это, в конечном итоге, стимулирует учащихся к активному участию в собственном обучении.
Очень важным является вопрос о формировании групп. Собственный опыт работы в школе подтверждает, что методически оправданно:
· включать в одну группу учащихся с разным уровнем языковой подготовки, чтобы в каждой группе были свои консультанты, способные взять инициативу в речевом взаимодействии и оказать посильную помощь застенчивым или отстающим учащимся этой группы;
· делать состав групп подвижным, чтобы учитель мог легко поменять местами некоторых учеников;
· назначать разных учащихся лидерами групп, чтобы не было завышенной / заниженной самооценки у отдельных учеников;
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Как уже отмечалось, в основе проектов лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных связей, необходимых для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями .К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом, делать обобщения, анализ, выводы.
Как известно, всякая деятельность человека определяется следующими уровнями структуры:
- мотивационно-побудительный уровень;
-ориентировочно-исследовательский уровень;
-исполнительный уровень;
-рефлексивный и коррекционный уровень.
Каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика.
Этапами разработки структуры проекта являются следующие:
-выбор темы
-обсуждение структуры проекта
-презентация необходимого языкового материала
-сбор информации
-анализ собранной информации, формулировка выводов, оформление результата
-представление готового продукта
-оценка процесса и результатов работы.
В обучении английскому языку разрабатываю школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. В разных возрастных группах учащимся предлагаю несколько вариантов организации работы над проектом
-в рамках специального учебного модуля
-в рамках имитации проектной деятельности учащихся( групповая работа на уроке)
-в ходе работы детей над реальным проектом.
По окончанию работы над проектом предполагается взаимооценка деятельности, что способствует развитию рефлективности и рефлексивного мышления учащихся.
Изложу свой опыт применения проектной методики. Это выглядит следующим образом. Группа из 12 человек разделяется на 2 группы. Среди группы распределяются роли. Каждая группа получает задание, которое она будет защищать.
Это задание разбивается на микрозадания, которые распределяются среди учащихся группы. Состав группы должен быть тщательно спланирован учителем, чтобы в группе были подобраны учащиеся всех уровней. Работая в группе, школьник имеет возможность реализовываться в том, что у него лучше получается. Например: сильные собирают необходимый материал, работают с литературой, готовят защиту. Средние участвуют в подготовке и оформляют дизайн, слабые рисуют, раскрашивают. Совместная работа над проектом дает возможность каждому участнику проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его важному жизненному навыку: умению работать в команде. Начальный этап работы над проектом введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке. Параллельно дается базовая лексика, грамматика. Дети усваивают простые предложения. Практическая работа над проектом начинается на стадии «Закрепления материала» и «Повторение» и становится гармоничной частью единого процесса обучения. Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели- наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение. Следует отметить, что тема проекта должна быть интересна для учащихся. Так, например, УМК «Rainbow»для 6 класса предлагает тему «London. Places of interest». Тематика очень интересна школьникам, поэтому ребята с большим энтузиазмом воспринимают предложение рассказать, что они хотели увидеть своими глазами, какие места посетить. Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта и его цели. В начале работы над проектом очень важно:
1.Разумно определить временные рамки «здесь необходимо учесть, что школьники загружены в школе и быстро утомляются»
2.Продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся.
3.Обсудить способы сбора и вид информации.
4.Выбрать оптимальную форму презентации результатов.
5.Составить и обсудить примерный план работы.
Используя в своей работе проектную методику пришла к выводу, что метод проектов действительно является наиболее адекватной технологией личностно-ориентированного развития. Также важно отметить то, что в групповой работе над проектом работы возникает благоприятная для учения доверительная, эмоционально-положительная атмосфера в классе: исчезает страх перед учебной неудачей.
При работе в группах над проектом решается проблема стеснительности, скованности некоторых учащихся, т. к. они чувствуют себя более комфортно в условиях взаимообучения и взаимоконтроля;
Работа в группах над проектом способствует развитию когнитивных способностей, которые присущи успешному решению проблемных задач, способности сотрудничать, развитию созидательных способностей, таких, как умение пойти на риск, продуктивный спор, полемику, успешное выполнение своей роли.