Разработка урока Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома

Поурочные планы Сычевой Л.Н.
Класс: 8 Дата: _____________________
Тема урока: Периодический закон Д.И. Менделеева.
Периодическая система химических эле-
ментов Д.И. Менделеева в свете теории
строения атома.

Цель урока: раскрыть смысл периодического закона, причины периодичности. Показать графический способ выражения Периодического закона.
Задачи урока:
Образовательная: систематизировать знания учащихся о периодичности; научить школьников пользоваться Периодической таблицей; сформулировать общие закономерности, лежащие в основе таблицы.
Развивающая: развить у учащихся такие интеллектуальные умения и навыки, как сравнение, сопоставление, обобщение и анализ.
Воспитательная: дать понятие о внутренней противоречивости в строении атомов, о материальном единстве мира, показать диалектический характер периодического закона и периодической системы элементов Д.И. Менделеева.
Форма урока: урок-лекция.
Оборудование и реактивы: Периодическая система элементов; мультимедиа.

Ход урока.
Проверка домашнего задания.
Так как изучение нового материала занимает много времени, то проверку подготовки учащихся к уроку провожу в форме графического диктанта, используя прием «Лови ошибку»
На основании сходства характерных свойств, элементы можно разделить на металлы и неметаллы. (Да)
Металлы образуют простые вещества, существующие в разных агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. (Нет)
Все неметаллы имеют характерный металлический блеск. (Нет)
Амфотерность – это проявление двойственных свойств. (Да)
Элементы, проявляющие двойственные свойства, нельзя отнести ни к типичным металлам, ни к типичным неметаллам. (Да)
Естественные семейства объединяют элементы со сходными физическими и химическими свойствами. (Да)
Щелочные металлы находятся в 1 группе ПСХЭ. (Да)
Валентность щелочных металлов в соединениях равна нулю. (Нет)
Инертные элементы, в переводе с греческого, «рождающие соли». (Нет)
Щелочные металлы хранят под слоем керосина, т.к. они быстро окисляются кислородом воздуха. (Да)
Гелий – это щелочной металл. (Нет)
Галогены легко вступают в реакции с водородом и металлами. (Да)
Инертные элементы находятся в 7 группе ПСХЭ. (Нет)
Иод – это твердое кристаллическое вещество с характерным блеском. (Да)
Щелочные металлы используются в иллюминации, т.к. при пропускании через них электрического тока, они светятся разными цветами. (Нет)

Изучение нового материала
Знакомлю учащихся с планом лекции:
План лекции
История открытия Периодического закона.
а) триады Деберейнера;
б) «Закон октав»;
в) Таблица Мейера;
г) Периодический закон Д.И. Менделеева.
Определение Периодического закона в свете теории строения атома.
Структура периодической системы химических элементов. Определение периода, группы. Деление периодов и групп.
Физический смысл порядкового номера элемента.
Периодическое изменение химических свойств элементов. Значение Периодического закона для диалектико-материалистического понимания природы.
Значение Периодического закона для развития науки и практики.

Далее излагаю материал, согласно плану лекции. На доске – соответствующие опорные конспекты, мультимедийное сопровождение урока.
Ш: слушают, составляют в рабочих тетрадях конспект, изучают ПСХЭ.

Рефлексия:
а) На доске слово закон латинскими (английскими) буквами. К каждой букве найти химический элемент в ПСХЭ, определить его местоположение в ней.
Zn, порядковый номер.- 30; II группа, побочная подгруппа; IV период, большой
Ar
K
Os
Na

б) Называю группу в ПСХЭ, учащиеся перечисляют элементы главной и побочной подгрупп.

Пподвожу итоги урока.
Активно работающих учащихся – оцениваю.

IV.Задание на дом:
§ 52; § 58, упр.4, 5 стр. 139; упр.6 стр.153;

Опорный конспект, в виде флипчартов, прилагается.

15