Развитие прыгучести для волейболистов

ГУ«Новостройская средняя школа
отдела образования акимата Карабалыкского района»





Развитие прыгучести волейболиста с помощью напрыгивания









Составитель: Торгашова С.Е.
учитель физической культуры




Содержание
Пояснительная записка2
Актуальность проблемы...3
Развитие прыгучести волейболиста с помощью напрыгивания.4
Упражнения с напрыгиванием для развития прыгучести.6
Приложение №1.8




















Пояснительная записка.
Формирование специальных двигательных навыков игры в волейбол начинается с разносторонней физической подготовки, которая пронизывает учебно-тренировочный процесс на всех годах обучения и тренировки. Во всесторонней физической подготовке большое место занимают упражнения для развития специальных физических способностей, необходимых для игры в волейбол.
С помощью специальных подготовительных и подводящих упражнений развиваются специальные физические качества и координационные способности, необходимые для овладения техникой и тактикой волейбола. Эти упражнения содержать структурные элементы технических приемов волейбола и действия, характерные для волейболиста в игре.



















Актуальность проблемы.

В каждом виде спорта требуется проявление преимущественно тех или иных двигательных качеств в определенных сочетаниях. Например, волейболист должен обладать быстротой реакции, наблюдательностью и быстротой ответных действий, быстротой перемещения, прыгучестью и др. систематическое развитие специальных физических способностей содействует более быстрому овладению техническими приемами игры в волейбол на начальном этапе обучения.
Существует взаимная зависимость и неразрывная связь между физической подготовкой и обучением технике игры, между обучением тактики и обучением техники, а так же между физической подготовкой и формированием тактических умений. Взаимосвязь сторон подготовки волейболистов основана на закономерностях формирования двигательных навыков на взаимосвязи овладении навыками и развития физических способностей.
Развитие прыгучести имеет большое значение для разносторонней физической подготовки волейболистов и успешного овладения специальными двигательными навыками игры в волейбол.














Развитие прыгучести волейболиста с помощью напрыгивания.
Волейбол – ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер. При малых размерах и ограничении касании мяча выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.
Двигательные действия заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках вверх на максимальную и оптимальную высоту, большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов.
Одним из наиболее важных компонентов техники волейбола является прыжок. Прыжок – это основа для нападения (нападающие удары) и для защиты (блокирование). Особое значение прыжок приобретает в современном волейболе, когда только он позволяет в какой-то мере соперничать с высокорослыми волейболистами.
Для успешного овладения техникой специфичного для волейбола прыжка наряду с другими моментами главным является прыгучесть.
Опыт работы привел к убеждению, что высота прыжка волейболиста зависит не только от правильной техники, силы ног, но прежде всего от умения правильно выполнять напрыгивание. В напрыгивании волейболист использует так называемый эффект «рессорности» мышц. Перед прыжком спортсмен обычно выполняет разбег. Основной способ разбега трехшажный, однако, в зависимости от игровой ситуации производным от него может быть разбег и в один шаг, и в несколько. Ключевым же является последний шаг, который волейболист стремится выполнить как напрыгивание. Овладение простыми формами напрыгивания не представляет сложности для начинающих волейболистов. Отталкиваясь в напрыгивании толчковой ногой, игрок выносит правую ногу вперед с одновременным отведением рук через стороны назад. Желательно, что б замах был не за счет активного действия рук, а за счет ухода грудью вперед и как бы оставления рук позади. При подготовке удара по мячу для более активного движения правой рукой игрок отводит правое плечо назад, поворачивая все туловище вправо. Права нога касается площадки чуть раньше левой (в результате поворота вправо) и первой берет на себя нагрузку удерживания инерции, приобретенной в разбеге и напрыгивании. Левая нога касается пола таким образом, чтобы корректировать направление прыжка: строго вертикально или вверх-вперед. Для этого она или располагается ближе к правой ноге, или выставляется больше вперед в стопорящее положение. Добиваясь эффективной «рессорности» (растянуть мышцы-разгибатели и заставить их с большим эффектом сократиться), игрок как бы наталкивается на чуть согнутые ноги в коленных суставах. Степень сгибания ног носит характер автоматизма, зависящий от скорости разбега, напрыгивания и от предстоящих действий. Предстоящие действия диктуют высоту прыжка, и успех в этом будет зависеть от способности ног волейболиста удерживать инерция, приобретенную массой тела в разбеге и напрыгивании. Чем большая способность удерживания и варьирования в ней, тем большая прыгучесть и успех в предстоящих действиях. Однако все это проявляется только при правильном сочетании и последовательности работы рук, туловища и ног. Именно к тому моменту, когда масса тела была удержана, руки уже должны находиться в исходном положении для рывка локтями кверху; за ними следует движение туловища и последовательное движение ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. Так как правая нога, как говорилось, выше, касается площадки раньше, то за счет более энергичного действия правой рукой она и раньше начинает выполнять свои толчковые функции. Но отталкивание происходит с одинаковой (как по времени, так и по усилию) работой обеих ног.
В дальнейшем, естественно, волейболист должен научиться, в зависимости от игровой ситуации, выполнять прыжок и без разбега (с места) и с любой ноги, так же как и пробивать по мячу левой или правой рукой. Но в период обучения (приобретения учащимися колледжа координации движений) выше описанные рекомендации приобретают первостепенное значение.
Предлагаемые упражнения проверены практикой. Обучение напрыгиванию следует начинать сразу же за приобретенными первыми навыками в перемещениях, уделяя все внимание правильной координации. С этой целью во время разминки упражнений в перемещениях выполняются напрыгивания с последующим прыжком вверх.





Упражнения с напрыгиванием для развития прыгучести.
Оттолкнувшись левой ногой, выполнить напрыгивание на правую с последующим толчком двумя ногами, с энергичным, коротким (дугообразным) движением рук. Обе руки вывести вверх, не имитируя замаха для нападающего удара. (4-5 раз, рис.1).
То же после двух-трех шагов (4-5 раз).
То же после энергичного разбега с доставанием обеими руками баскетбольного щита или какого-либо подвешенного предмета (5-6 раз, рис.2).
Важно обратить внимание учащихся на то, что движение должно быть слитным. Любая, даже незначительная, остановка в момент напрыгивания является грубой ошибкой.
После выполнения выпрыгивания вверх напрыгивать на гимнастическую скамейку или другой предмет. Спрыгнуть с него (4-5 раз).
То же, только напрыгивание выполнять через гимнастическую скамейку (3-4 раза).
Обращать внимание на «рессорность» при отталкивании; ноги должны работать как пружина, сгибаясь и разгибаясь без паузы. По мере овладения техникой напрыгивания скамейку переносят ближе к сетке. Это приучит занимающихся к выполнению вертикального прыжка. Важно следить за тем, что бы в момент напрыгивания учащиеся все больше выносили ноги вперед, к средней линии.
Стать правым боком к гимнастической скамейке (рас.3). Левую ногу поставить на пол, правую – на скамейку. Выполнять выталкивание вверх за счет энергичной работы левой ноги в сочетании с ритмичным кругообразным движением рук снизу вперед-вверх (как при вращении скакалки). То же, став левым боком к скамейке, отталкиваясь от пола за счет работы правой ноги. Левая нога только помогает сохранять координацию движений. На каждом занятии выполнить 20 прыжков.
Прыжки в глубину. Обращать внимание на то, чтобы волейболисты во время приземления не сгибали пассивно ноги в коленных суставах с целью погасить движение, а сопротивлялись бы этому. Чем с большей высоты ноги успешно удерживают тело, тем большей будет прыгучесть. В период обучения достаточно выполнять 10 прыжков с высоты 2 м. на каждом занятии.
Толчком двух ног вспрыгнуть на предмет (гимнастическую скамейку, маты, стол) и спрыгнуть с него (повторять в темпе без паузы 5-10 раз). Высота предмета зависит от индивидуальности и возраста учащихся (рис. 4).
Стоя боком к гимнастической скамейке, толчком двух ног передвигаться через неё влево и вправо без пауз, продвигаясь вперед по длине скамейки (5-10 прыжков, рис.5). при соответствующей подготовке волейболисты могут выполнять такие прыжки через две скамейки, поставленные одна на другую.
В парах. Один из волейболистов верхней передачей подает мяч другому ( как пас для нападающего удара). Тот выполняет напрыгивание и ловит мяч как можно выше двумя руками (5-8 раз, рис.6).
То же через сетку. Пасующий выполняет верхнюю передачу с крутой траекторией навстречу нападающему, который разбегается, делает напрыгивание и ловит мяч, переходящий через сетку, в верхней точке прыжка. После этого он приземляется и выполняет передачу своему партнеру. Внимание учащихся обращается на правильную работу рук и ног в момент напрыгивания и на то, чтобы поймать мяч в верхней точке прыжка (8-10 раз).
Под левую ногу, с выносом правой, левой рукой подбросить мяч вверх, сделать напрыгивание на правую ногу и в верхней точке прыжка поймать мяч (5-8 раз, рис.7).

Предлагаемые упражнения будут способствовать как правильному выполнению техники напрыгивания и совершенствованию умения встречаться с мячом в самой верхней точке прыжка, так и развитию прыгучести, носящей в волейболе своеобразный характер. В дальнейшем некоторые из этих упражнений можно давать в разминке волейболистов, в процессе совершенствования перемещений или чередовать в отдельных занятиях в зависимости от их задач.




















Приложение №1





15