Конспект урока русского языка по теме: Глагол как часть речи (5 класс).


Урок русского языка (формирования грамматического строя речи) в 5 классе (1 отделение 2 вариант) Специальной коррекционной школы II вида (слабослышащих).
На уроке применялись
педагогические технологии:
Здоровьесберегающие, развитие исследовательских навыков, информационные,
технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;
формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- самостоятельная (самопроверка, самоконтроль);
- компьютерная презентация;
методы обучения:
- репродуктивные (повторение изученного);
- словесные ;- наглядные;
- частично-поисковые;
- исследовательские;
методы стимулирования и мотивации:
- самооценка;
- словесные поощрения;
- отметки;
методы контроля и самоконтроля:
- устный контроль;
- сверка с образцом.
Тема: Глагол как часть речи.Образовательные:
закрепить умение распознавать глаголы среди других частей речи и задавать к ним вопросы;
формирование системы знаний о глаголе, как части речи;
повторить признаки имени существительного и имени прилагательного;
Коррекционные:
коррекция мышления на основе упражнений в классификации;
коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании слов;
Воспитательные:
Воспитание положительной мотивации к учению.
Ход урока.
Организационный момент.
1. Проверка слышимости.
- Лена сядь.
- Саша сядь.
- Ваня сядь.
2. Руки-на месте.
Ноги – на месте.
Локти – у края.
Спина – прямая.
3. Фразовая речь.
- Какой сейчас урок?
- Сейчас урок математики.
- Который сейчас урок?
- Сейчас второй урок.
II. Фонетическая разминка
-Какой дежурный звук?
- Говорите этот звук правильно и четко.
III. Проверка домашнего задания.
Какие части речи вы знаете?
Назовите слова – действия, изображённые на картинке. (бросает, скачет…) (слайд 2)
Что такое глагол?
На какие вопросы отвечает глагол?
Что обозначает глагол? (слайд 3,4)
IV. Изучение нового материала.
Рассмотрим алгоритм определения глагола. (Слайд 5 ) Поставь к слову вопрос.
Слово отвечает на вопрос
288226514795500 что делает?, что сделает? …
481964127000
Да. Нет.

Определи, что обозначает слово.
Слово обозначает действие предмета?
3148965127000243840127100

19558017462400 Да Нет.
355854010414000
.

Это глагол. Это другая часть речи.
«Найди лишнее слово». (На доске)
Парта, ручка, рисует, клей, пенал.
Кислый, бежать, солёный, сладкий, горький.
Они, мы, будет читать, меня, тебе.
Задание:
- Запишите, найденные слова, в столбик (друг под другом).
-Поставьте вопрос к каждому слову (запишите).
-Определите, что обозначает каждое слово (запишите).
(Один ученик пишет на доске, остальные – в тетрадях)
Рисует (что делает?), действие предмета.
Бежал (что делал?), действие предмета.
Будет читать (что будет делать?), действие предмета.
-Какой частью речи являются все эти слова? (Это глагол)
- Назовите части речи к словам 1 (2,3) группы.
действие
происходит
сейчас было раньше будет потом
- Допишите в каждый столбик по 3 глагола (для слабых уч-ся по 1, 2 глагола)
3. Упражнение в нахождении глаголов. (слайд 6)
На карточке вразброс записаны слова, являющиеся различными частями речи (Приложение):
знать стол я
большой помнить
выучить вы они
школа
- Найдите глаголы и подчеркните их.
- Обменяйтесь тетрадями со своим соседом. Если всё правильно, на полях поставьте карандашом «+».
- Что обозначают глаголы? - На какие вопросы отвечают?
Физминутка.
V. Закрепление изученного материала.
Работа в учебнике.
1. Упражнение 1 (с. 44)
- Прочитайте задание.
- Что будем делать? (Будем выписывать глаголы, ставить к ним вопросы)
Дети по очереди зачитывают предложения, выполняют задание.
Упражнение 2.
– Что будем делать?
-Будем списывать.
- Будем определять части речи.
Найдите 10 глаголов. (Для тех, кто выполнил задание 2) (Приложение)
1897812294300
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
1. - Какую часть речи изучали на уроке? (Экспресс-опрос)
- Что мы делали на уроке?
Сегодня на уроке: Я научился ….. Было интересно ……Было трудно …….
2. Оценивание работы учащихся на уроке.
-Самооценка.
-Оценка педагога.
VII. Домашнее задание.
С 44 упр. 3, повторить правило.
Приложение.
Запишите глаголы в три столбика
действия
происходят
сейчас были раньше будут потом
действия
происходят
сейчас были раньше будут потом
действия
происходят
сейчас были раньше будут потом
 сидит стол я
большой помнить
выучить вы они

школа аккуратный
___________________________________________
сидит стол я
большой помнить
выучить вы они

школа аккуратный
___________________________________________
сидит стол я
большой помнить
выучить вы они

школа аккуратный
собака
волк
свинья
гусь
кошка
курица
хрюкает
лает
гогочет
кудахчет
мяукает
воет
собака
волк
свинья
гусь
кошка
курица
хрюкает
лает
гогочет
кудахчет
мяукает
воет
собака
волк
свинья
гусь
кошка
курица
хрюкает
лает
гогочет
кудахчет
мяукает
воет
Найдите 10 глаголов.
-628650450850