Разработка открытого урока на тему: Закон на страже природы
Тема: «Закон на страже природы». (Материал параграфа 17 ) Методическое обеспечение урока
№ Наименование современных образовательных технологий, применяемых в УВП Этапы урока/занятия (мероприятия) на которых применяется технология
1 Интерактивная информационная технология. Применение интерактивных информационных технологий на уроках географии способствует развитию пространственно-образного мышления учащихся. На всех этапах урока
2 Разноуровневое обучение. Дает учителю возможность помогать слабым, уделять внимание сильным, реализует желание сильных учеников быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. На этапе постановки домашнего задания.
3 Технология групповой деятельности. Групповая деятельность – это коммуникативная деятельность, способствующая развитию навыков сотрудничества, коммуникации, навыка разрешения проблем. На этапе усвоения новых знаний и способов действия
Цель: воспитание чувства ответственности за охрану окружающей среды, включая и понимание общественной значимости.
Задачи урока
Образовательные:
- способствовать формированию знаний о природной среде и правилах взаимоотношений с ней;
- планируется, что к окончанию урока ученики научаться называть основные нормативно-правовые акты, направленные на охрану природы;
- организовать деятельность учащихся по изучению начальному закреплению правил природопользования;
Развивающие: совершенствование умения выделять главную мысль изучаемой темы, делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их; совершенствование умения работать в группе, участвовать в дискуссии, давать оценку и высказывать суждения по изученной теме.
Воспитательные: способствовать развитию экологического сознания учащихся.Форма урока: урок закрепления пройденного материала.
Тип урока: урок-дискуссия.
Методы урока: наглядный, словесный, практический.
Формы организации деятельности учащихся:
•индивидуальная;
•фронтальная;
•групповая.
Межпредметные связи: история, биология, география, литература, ОБЖ.
Оборудование: мультимедийный комплект: компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация по теме «Закон на страже природы» на электронном носителе, учебник «Обществознание» Л.Н. Боголюбова. План урока:
Природа: условия и хозяйство человека.
Природа нуждается в охране.
Правила, защищающие природу.
Что может гражданин сделать для охраны природы.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Ориентировочно-мотивационный этап – 6 мин.
Мотивация – 3 мин.
Актуализация знаний – 3 мин.
Прежде чем начать говорить непосредственно об охране природы, вспомним, каким образом люди влияют на окружающую среду. Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.
Предлагаю вам обсудить вопрос рубрики «Вспомним»: каковы обязанности граждан России по отношению к окружающей среде?
Организационно-деятельностный этап – 30 мин.
Начинаем работу научного клуба «Зеленый мир». Обучающиеся становится членами научного сообщества, экспертами.Постановка проблемы: Почему государство должно защищать природу с помощью законов? Какое участие должны принимать граждане в охране природы?
Работа с классом: вспомнить и указать основные причины по которым человек зависит от природы
Природа нуждается в охране.
Что означает слово «Охранять». Подберите синонимы 1-3 к слову. Охрана природы означает (слайды).
Что должно быть взято под охрану? (слайды).
Работа первой группы: «Роль государства в охране природы»
Государство на охране природы. Государство издаёт законы – правила поведения. Основной закон – Конституция (слайд).
Закон 2001 года «Об охране окружающей среды». О какой обязанности идёт речь? За нарушение этих правил государство наказывает виновников штрафами или может лишить свободы на срок до 8 лет.
Рассмотрите рисунки на стр. 142 (слайд ). Какой вред каждая ситуация наносит условиям жизни людей? Какую угрозу здоровью людей она несет?
После доклада 1 группы эксперты могут задать свои вопросы докладчикам.
Работа второй группы ученых: «Почему граждане должны принимать участие в охране природы?».
Работа с учебником. Назовите права и обязанности граждан в сфере охраны окружающей среды (слайды).
Наиболее сильные лесные пожары произошли в России в 2010 году (слайд 16). Какую ответственность предусматривает закон для предприятий, организаций и отдельных граждан, причинивших вред окружающей среде?
Рассмотрите рисунки на стр. 146. Сформулируйте правила, за нарушение которых следует наказание (слайд ).
Для защиты природы государство организует заповедники и другие охраняемые государством территории (слайд 19-20).
Рассмотрите карту заповедников России стр. 144-145. Есть ли в Инзенском районе государственные заповедники и памятники природы? Назовите их.
Вопросы экспертов
III. Подведению итогов дискуссии: Что может сделать гражданин для защиты природы (слайд ).
Закон говорит о том, что охраной природы могут и должны заниматься не только государственные и местные органы власти, предприятия и организации, но и отдельные граждане, т.е. мы с вами. Что можешь сделать ты для защиты природы? Прочтите текст стр. 148. Ответьте на вопрос.
IV.Рефлексивно-оценочный этап – 7 мин.
В чем по вашему мнению заключается смысл спора: «Природа – храм или мастерская?» Почему человек часто равнодушно относится к природе? Что можно сделать для преодоления такого отношения к природе?
Вывод: природа -наш общий дом, забота о нем и его охрана являются общим делом для всех представителей человечества.
Постановка домашнего задания – 2 мин.
- параграф 17.
- пользуясь дополнительными источниками информации, подготовьте сообщение о международных соглашениях, направленных на защиту окружающей среды.
- подготовьте рассказ о деятельности GreenPeace.
Называют формы взаимодействия. Приводят примеры.
Называют основные обязанности граждан.
Называют причины:
- социальные;
- государственно-политические;
- экономические.
Проводят сравнение, делают выводы о влиянии природы на жизнь человека.
На основе материала учебника и подготовленных докладов, дают оценку действиям государства в сфере охраны природы.
Работают с текстом Конституции РФ ст. 42 и ст.58. на слайдах.
Рассматривают рисунки. Дают ответы на вопросы.
Эксперты задают вопросы, ученые отвечают.
Работают с учебником стр. 143.
Отвечают: возместить нанесенный ущерб.
Рассматривают рисунки. Формулируют правила.
Рассматривают карту. Называют основные функции заповедников.
Задают вопросы, отвечают на вопросы.
Читают текст. Отвечают на поставленные вопросы.
Работают с учебником. Дают ответ.
Обдумывают ответы. Отвечают на вопросы.
Записывают домашнее задание.