ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


Департамент образования и науки Костромской области
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Шарьинский политехнический техникум Костромской области»

Методическое пособие
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Автор/составитель: Пестрякова Татьяна Александровна, преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории, ОГБПОУ «Шарьинский политехнический техникум Костромской области»
Шарья, 2016 г.
Автор: Пестрякова Татьяна Александровна
Использование технологии Веб-квест как средство активизации познавательной деятельности студентов: г. Шарья, 2016 г. – 25 с.
Аннотация
В методическом пособии рассматриваются методика и организационно - педагогические условия применения технологии Веб-квест на уроках специальных дисциплин. Пособие представляет методические рекомендации по конструированию уроков с применением технологии Веб-квест. Содержание методических рекомендаций позволит ответить на следующие вопросы: что такое образовательный Веб-квест, в каких учебных дисциплинах он применяется, почему именно Веб-квест, какова структура Веб-квест, как использовать существующие и создавать новые Веб-квесты?
Методическое пособие адресовано преподавателям специальных дисциплин образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Методическое пособие рассмотрено на заседании ЦМК, протокол № 7 от 19 февраля 2016 года
Председатель ЦМК _________________ Е.А.ШмелеваРецензент: Метелкина Елена Сергеевна, заведующий учебной частью по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена, ОГБПОУ «Шарьинский политехнический техникум Костромской области»
Зав.уч. частью по ОППССЗ ________________ Е.С. Метелкина
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..… 4
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ
1.1 Основные принципы и особенности технологии Веб-квест……………………
1.2 Классификация Веб-квестов……………………………………………………...
1.3 Основные требования к образовательному Веб-квесту…………………...........
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЗДАНИЯ ВЕБ-КВЕСТА
2.1 Структура Веб-квнстов………………………………..…………………………
2.2 Этапы создания Веб-квест……………………………………………………......
2.3 Пошаговое конструирование Веб-квеста………………………………………..
2.4 Критерии методической оценки………………………………………………….
ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Методическая разработка учебного занятия по МДК 01.02.Организация
торговли……………………………………………………………………………... ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….....
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….

5
7
9
10
12
13
14
16
ВВЕДЕНИЕ
    Сегодня актуальным становится сочетание активных и интерактивных методов и технологий обучения с элементами ИКТ. Именно такой подход к преподаванию в практике передовых преподавателей определяется как инновационный. Одной из основных проблем обучения является отсутствие у студентов учебной мотивации и, как следствие, наблюдается невысокий уровень познавательной активности на уроках. В последние десятилетия появляется много новых и перспективных информационных технологий обучения, с помощью которых педагог получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний. Одна из них – технология Веб-квестов.
Веб-квест (дословно с английского «поиск в сети интернет») — это деятельностно-ориентированная проектная дидактическая модель, предусматривающая самостоятельную поисковую работу студентов в сети Интернет. Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Берни Додж (Bernie Dodge) и Том Марч (Tom March) из Государственного университета Сан-Диего. Берни Додж определяет Веб-квест как «исследовательски-ориентированную деятельность, в которой вся информация, используемая студентом, добывается из Интернета». Филипп Бенц так описывает веб-квест: «Это конструктивный подход к обучению. Обучающиеся не только собирают и организуют информацию, полученную из Интернета, они направляют свою деятельность на поставленную перед ними задачу, часто связанную с их будущей профессией».
Новизна подхода к применению технологии Веб-квест в моей практике заключается в ее использовании для организации непосредственно на учебных занятиях специальных дисциплин, в неограниченном доступе к информации при подготовке к уроку, предоставление студентам возможности практического участия в работе над материалом, применение деятельностного подхода в обучении, организации исследовательской работы, которая позволяет использовать сильные стороны каждого студента.
Цель данной работы: представить опыт организации учебной деятельности на занятиях специальных дисциплин на основе технологии Веб-квеста.
Главная особенность Веб-квеста состоит в следующем: вместо того, чтобы заставлять студентов бесконечно блуждать по Сети в поисках необходимой информации, преподаватель дает им список web-сайтов, соответствующих тематике и уровню знаний. При выполнении Веб-квестов студенты не получают готовых ответов или решений, они самостоятельно решают поставленную перед ними задачу.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ
1.1 Основные принципы и особенности технологии Веб-квест Веб-квест – это исследовательски-ориентированная деятельность, в которой вся информация, представлена с использованием Web- технологий. Веб-квест представляет собой ролевую игру. Обучающиеся анализируют информацию, преобразовывают ее, а затем демонстрируют знания материала в форме, побуждающей участников игры к его обсуждению. 
Образовательный веб-квест  - (webquest)  - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
В ходе организации работы над Веб-квестами реализуются следующие цели и задачи:
Образовательная — вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности студентов, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения обучающихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет - ресурсами; расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

Веб-квест может использоваться как на уроках, так и внеурочное время по различным предметам.
При работе над веб-квестом развивается ряд компетенций:
Использование информационных технологий для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных);
самообучение и самоорганизация;
работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
навык публичных выступлений (обязательно проведение анализа работы с вопросами, дискуссией)
Применение технологии Веб-квест с помощью сетевых ресурсов имеет ряд определенных преимуществ, Веб-квест - относительно легкий способ научиться пользоваться Всемирной паутиной в образовательных целях.
Ее главные достоинства:
Веб-квесты дают преподавателю ясный образец того, как проводить проектную работу;
модель работы с Веб – квестами используют огромное число педагогов в самых разных странах, поэтому в Сети можно найти много интересных разработок;
в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны, желающим создавать свои собственные Веб-квесты, различные задания, которые подходят к предложенной технологии, массу методических советов для учителей о том, как и где найти полезные сайты при создании Веб-квеста, а также список поисковых систем и инструкции по их использованию;
преподаватель предоставляет список сайтов, который студенты используют при выполнении задания. В итоге на поиск необходимой информации они тратят
меньше времени, чем на выполнение задания;
и наконец, возможно, одна из самых главных причин, почему следует использовать технологию Веб-квестов при обучении, - это то, что студенты с удовольствием работают по этой технологии для повышения знаний по дисциплине.
Трудности и проблемы:
В реальности, конечно же, картина не столь радужная, и существует немало трудностей:
Для выполнения проекта студенты должны иметь доступ в Сеть;
Технология Веб-квестов требует от студентов и педагогов определенного уровня компьютерной грамотности; медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например, видеоматериалов)
Веб-квест, используя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач:
Участник квеста учится выходить за рамки содержания и форм представления учебного материала преподавателем.
Создает возможность развитию навыков общения Интернета, тем самым, реализуя основную функцию– коммуникативную. 
 Веб – квест поддерживает обучение на уровне мышления, анализа, синтеза и оценки
Участник квеста получает дополнительную возможность профессиональной экспертизы своих творческих способностей и умений;
Участник квеста учится использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности;
Размещение Веб-квестов в реальной сети позволяет значительно повысить мотивацию студентов для достижения наилучших учебных результатов.
Сегодня цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя к работе. Именно поэтому использование компьютерных технологий в образовании открывает новые возможности и в методике образования, и в освоении и усовершенствовании знаний.
1.2 Классификация веб-квестов.
Веб-квесты могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть межпредметными, Берни Додж выделяет три принципа классификации веб-квестов:
1.  По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.
2.  По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.
3.  По типу заданий, выполняемых студентами:
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
Самопознание – любые аспекты исследования личности.
Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Разрабатываются образовательные Веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Особенностью образовательных WEB-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных WEB-сайтах и учащиеся сосредотачиваются именно на самой информации, а не на её поиске. Таким образом, WEB-квест поддерживает обучение на уровне мышления, анализа, синтеза и оценки. Кроме того, результатом работы с WEB-квестом являются различные продукты учащихся: презентация материала, тесты, создание WEB-страниц и WEB-сайтов (локально или в Интернет).
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЗДАНИЯ ВЕБ-КЕСТА
Структура Веб-квеста Введение - ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

Задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
Ресурсы - список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Процесс работы - описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Оценка - описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

Заключение - раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.
2774510467700
Использованные материалы- ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста.
Комментарии для преподавателя-методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.

2.2 Этапы создания Веб-квестВыделяют следующие этапы работы над веб-квестом:1.  Начальный этап (командный)Студенты знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены
команды должны помогать друг другу.
2. Ролевой этап. Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.
Задачи:1) поиск информации по конкретной теме; 2) разработка структуры сайта; 3) создание материалов для сайта; 4) доработка материалов для сайта .3. Заключительный этап. Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в сети Интернет результаты исследования. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
4088765168524002.3 Пошаговое конструирование Веб-квестаШаг 1: определите тему.
Шаг 2: выберите сайт, на котором есть матрица (шаблон) для создания веб-квеста.
Шаг 3: придумайте задания. С начала выберите форму, в которой ученики получат задание. Есть несколько вариантов:
В виде презентации. (напр. программа PowerPoint – расширение .ppt) На слайде размещаем  картинку и пишем один или два вопроса. Так на каждом слайде можно рассмотреть определенную тему.
В виде текста. (напр. программа Word – расширение .doc). Размещаем информацию с картинками и вопросы в виде отформатированного текста на листе формата A4 или A3.
Визуальный материал. Выглядит как набор картинок, фотографий, карикатур. (приложить можно в виде архива – расширение .zip, так как размер приложений ограничен).
Шаг 4: придумайте систему оценивания.
Количество пунктов, начисляемых за тот или иной вопрос.
Какому количеству пунктов какой уровень соответствует. (напр. 5 пунктов – хорошо).
В случае если одного конкретного ответа нет, то опишите, как оценить устный рассказ, если он аргументированный, дополненный собственными знаниями или наоборот неполный, неточный.
Шаг 5: найдите источники информации, которыми будут пользоваться ученики для поиска ответов.
Шаг 6: имея на листе приблизительный план и основную информацию приступайте к размещению веб-квеста на сайте.
Когда все страницы заполнены. Веб квест готов к публикации, после которой он станет доступен для других пользователей.
Как было сказано выше, для проведения web-квеста можно заранее подготовить web-странички, а результаты любого проекта можно разместить на сайте или блоге.
Сейчас есть много возможностей и технологий для максимального использования Интернета в учебной деятельности. 
Для начала необходимо определить, где лучше разместить проект: на сайте или блоге.  Обзор наиболее популярных бесплатных блог сервисов: 
WordPress LiveJournal или Живой Журнал LiveInternet Blog.ru Blogspot.com Mail.ru Не бойтесь начинать. Технология создания блогов  понятна. Кроме того, на каждом сервисе обязательно есть раздел «Помощь». 
Обзор бесплатных конструкторов сайтов с хостингом (т.е. вы создаете сайт on-line), наиболее популярных при создании web-квестов: 
Сайты Google Яндекс. Народ. Ucoz. Бесплатный конструктор сайтов Сейчас появилась возможность создать интерактивное видео (видео-квест, видео-игру и т.п.) с помощью сервиса  YouTube. Вы можете придумать сюжет фильма и несколько вариантов развития действий, а зритель сможет сам выбирать последовательность действий.2.4 Критерии методической оценки
Критерии оценки работ учащихся
Отлично Хорошо Удовлетворительно
Понимание
заданияРабота демонстрирует точное понимание задания Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников. Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается.
Выполнение
заданияОцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение ктеме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.
Результат
работыЧеткое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрирует критический анализ и оценка материала, определенность позиции. Точность структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие студенческие работы. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы.
Творческий подход Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы. Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов. Студент просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста.
Результаты выполненного веб-квеста можно представить как устное вы-
ступление, эссе, компьютерная презентация, веб-страница и т.п. Кроме того, ре-
зультатом работы с веб-квестом может быть публикация работ студентов в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернете).
ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Методическая разработка учебного занятия по МДК 01.02 Организация торговли
ПЛАН УРОКА
Дисциплина: МДК 01.02 Организация торговли
Раздел 2. Организация торгово-технологического процесса
Тема урока: 2.3. Размещение и вкладка товаров в торговом зале
Группа: № 210
Дидактическая цель урока: создание условий для обеспечения усвоения знаний о технологии размещения и выкладки товаров в торговом зале, как объектах торговой деятельности с применением элементов игры
Задачи урока:
*образовательная – обеспечить в ходе урока исследование технологии размещения и выкладки товаров к продаже, усвоение правил торгового обслуживания;
*развивающая – содействовать совершенствованию навыков   организации собственной и коллективной деятельности с целью выполнения профессиональных задач;
*воспитательная – содействовать формированию   умения работы в коллективе, необходимого для освоения ОК 1 и ОК 6.
Тип урока, вид урока: комбинированный, смешанный
Методическая цель:
Показать методику использования интернет-технологий (технология Web-квест, поиск информации).
Методы обучения:
словесные (беседа, рассказ);
наглядные (демонстрация видеороликов, web-сайтов, презентации);
самостоятельная работа;
работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
публичные выступления;
практическая работа;
создание ситуации успеха;
рефлексия.
Междисциплинарные  связи: товароведение продовольственных товаров, товароведение непродовольственных товаров. Программное обеспечение компьютерных сетей.
Оснащение и методическое обеспечение урока
техническое обеспечение: персональные компьютеры – 6 шт, проектор, демонстрационный экран;
программное обеспечение: образовательный сайт для проведения Web-квеста, сайты групп (ролей), видеоролики, MSExcel, Radmin;
методическое обеспечение: рабочий листок, бланк оценок.
Формируемые компетенции:
ПК 1.2. Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово – технологическом оборудовании.
ОК 1. Сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих студентов и их готовности к занятию.
1. Объявление темы урока, целеполагание.
Преподаватель демонстрирует видеоролик, который является эпиграфом урока:
«Кто только происходит обмен товарами, немедленно же раздается и лепет денег».
Фернан Бродель.
-какой смысл сегодня для нас имеет это высказывание? С чем у Вас ассоциируется это эпиграф? (Студенты высказывают свое мнение).
Преподаватель обобщает высказывания студентов и озвучивает тему урока.
- Итак, тема нашего урока – «Размещение и вкладка товаров в торговом зале».
Преподаватель привлекает студентов к постановке цели урока.
- Как Вы думаете, какова цель нашего урока? (Студенты высказывают свои предположения). Преподаватель обобщает высказывания студентов и озвучивает цель урока.
- Итак, целью нашего урока является приобретение навыков организации торгово-технологического процесса
2. Объявление плана урока.
1) Ответить на вопросы
2) Представление выполненных заданий в соответствии с выбранными ролями.
3) Практическая работа.
4) Подведение итогов практической работы.
3. Актуализация знаний.
Преподаватель с целью актуализации знаний проводит опрос (Приложение 2.
Проверка домашнего задания.
- На предыдущем занятии Вам было предложено выполнить домашнее задание в форме веб-квеста. Группа была разделена на мини-группы - роли, каждой группой было получено исследовательское задание, результат которого Вы должны представить сегодня на уроке в виде мини-сайтов.
Преподаватель предоставляет представителям групп слово для выступления, обращая внимание на то, что на выступление отводится не более 3 минут.
Выступления групп с демонстрацией созданного сайта.
Во время выступления каждая группа оценивает группу выступающих в соответствии с бланком оценивания (Приложение 3). (Оценки выставляются в заранее готовый файл, созданный в программе MSExcel)
4. Практическая часть.
- А сейчас мы переходим к практической части нашего урока. Давайте посмотрим видеоролик.
- И так, вы просмотрели видеосюжет, где подробно – на примерах было рассказано о мерчандайзинговом подходе. Скажите, пожалуйста, что вам понравилось в этом видео-сюжете?
Преподаватель выслушивает предположения студентов.
(идет обсуждение, отвечают на вопросы).
- Давайте откроем папку «Урок», в которой находятся 3 файла, предлагаю вам провести наше занятие в форме игры.
Каждая группа должна оформить отчет по проведенному исследованию. (общий отчет – приложение 4) и высказать свои предположения.
Задания для групп.
Товароведы
Задание. Оформите заявку на товары продовольственной и непродовольственной групп товаров для супермаркета.
Мерчандаайзеры
Задание. Определить эффективное представление товаров на полках (или продвижение новых товаров).
Менеджеры
Задание. Заключить договор на поставку.
Администраторы торгового зала
Задание. Организовать подачу товаров в торговый зал.
Юрист по защите прав потребителей
Задание. Определите наказание за выкладку товаров с истекшим сроком годности.
5. Подведение итогов практической работы. 
Преподаватель выводит на экран сводные итоги проведенной работы. Каждая группа комментирует полученные результаты от лица своей роли.
Демонстрация сводных результатов и обсуждение.
6. Подведение итогов урока.
Преподаватель дает оценку работы в целом и отдельных студентов. Помогает осмыслить результаты проделанной работы, отмечает подготовку студентов к уроку с демонстрацией сводных результатов оценки публичного выступления и качества созданных мини-сайтов, определяет степень достижения цели и задач урока.
7. Домашнее задание.
Преподаватель дает домашнее задание и проводит инструктаж по его выполнению.
- Сегодня домашнее задание будет опережающим. Вы должны подготовить мини сообщение об особенностях и законодательной основе продажи товаров.
8. Рефлексия.
- Вернемся к эпиграфу нашего урока: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».
У. Черчилль
Преподаватель предлагает студентам поставить себя на ступеньку лестницы успеха в зависимости от результатов, которые они достигли за урок.
Лестница  успеха- у меня все получилось, мне все удалось;
- мне было сложно, но интересно работать на уроке;
- мне очень трудно было на уроке, многое осталось непонятным
Приложение 1
Предварительная работа в группах.
ЗАДАНИЕ
Для прохождения веб – квеста  вам предстоит разбиться на  группы, выбрать роль, от лица которой вы будете выполнять задания.
Чтобы вылечить компьютер вам необходимо выполнить три задания:
1- задание - путешествие по всемирной сети Интернет в поисках информации;
2- задание - заполнение таблицы, составление схемы или составление краткого отчета;
3- задание - самое сложное, вам предстоит обобщить все полученные знания.
 Каждый член команды отвечает не только за свою роль, но и должен согласовывать свои действия с другими членами группы. 
Информационные ресурсы
№ Интернет-ресурсы 1 http://ozpp.ru/laws/zpp.php Закон "О защите прав потребителей"
2 http://bishelp.ru/business/economics/pravila-torgovli Правила торговли
3 http://blanker.ru/doc/dogovor-prodaga Договор купли - продажи
4 …………………………….. ПОРЯДОК РАБОТЫ
Группа делится на группы в соответствии с предложенными ролями. Каждая группа работает над своим заданием.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Выберите себе одну из предложенных ролей. 
Выбрав роль, изучите вопросы на которые вам предстоит ответить (задание 1) 
Изучите необходимые ресурсы. 
Составьте план поиска информации по своей роли. 
Исследуйте информационные ресурсы по своей роли.
После того, как все члены команды завершат работу, вы должны собраться вместе, обсудить результаты работы и подвести итоги вашей работы (задание 2-3).  
Результаты своей работы оформите в виде собственной веб-странички.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ
1) Товароведы
2) Мерчанда́йзеры
3) Менеджеры
4) Администраторы торгового зала
5) Юрист по защите прав потребителей 
Задания для групп.
Работа над заданиями1. Изучить материал (предлагается список сайтов, электронных книг, цифровых ресурсов);2. Подготовить отчет, сайт по изучаемому материалу;
Рефлексия (Защита итоговых работ)1. Познакомиться с работами других студентов, представление собственной работы
Товароведы. Вы – товаровед, который контролирует качество и количество товара.
Задание:
Вы должны определить какие товары пользуются спросом (исходя из данных производственной практики).
Создать отчет, построить диаграмму по теме «Спрос на различные категории товара».
Определите группы товаров и количество товаров необходимое для заявки магазина супермаркета
Составить заявку на товары первой необходимости.
Мерчанда́йзеры
Вы - человек, представляющий торговую компанию в торговых , отвечающий за выкладку товара, установку сопутствующего необходимого оборудования. Основная задача — контроль наличия всего ассортимента компании на полках магазина и расположение его в наиболее благоприятных для покупки местах.
Задание.
Изучить принципы выкладки товаров.
Определить перечень POS-материалов для размещения в кассовой зоне.
Составить перечень брендовых товаров продовольственных групп
Создать схему размещения продовольственных товаров в торговом зале
Менеджеры по продажам
Вы – специалисты, профессионально занимающиеся торговой деятельностью и обязаны осуществлять связь между покупателями, торговыми и производящими организациями.
Задание.
Изучить виды и порядок договоров в оптовой торговле.
Какая возникает ответственность сторон за нарушение условий.
Заключить договор на поставку товара (продовольственные и непродовольственные группы товаров)?
Оформить договор купли – продажи.
Администраторы торгового зала
Вы – шпион, который занимается написанием вредоносных программ для обеспечения получения несанкционированного доступа к информации.    
Задания:
Раскрыть вопросы:
Изучить принцип подачи товаров в торговый зал
 Разрешить конфликтные ситуации с покупателями.
Составить отчет о движении товаров. 
Юрист по защите прав потребителей 
Вы – юристы, хорошо знающие законодательную базу в области Закона «О Защите прав потребителей».
Задание 1:
Выявить документы, регламентирующие правовые методы в области Закона «О Защите прав потребителей».
Привести примеры из практической деятельности по случаям наказания за написание и распространение компьютерных вирусов.
Оформление искового заявления.
Приложение 2.
Вопросы
После просмотра видео сюжета вам будут предложены следующие вопросы:
- по какому принципу размещаются товары?
(согласно классификации товаров – группа, подгруппа, виды, разновидности);
- какими способами выкладывают товар в магазине?
(вертикальный и горизонтальный);
- какой стороной выкладывают товар к покупателю?
(лицевой);
- что не допускается на стеллажах?
(пустое пространство);
- почему у края стеллажа выкладывают дешевые товары?
(чтобы не спугнуть покупателей);
- по какому принципу выкладываются товары высокой цены?
(по возрастающей: от низкой у края - к центру высокой);
- чем должны снабжаться товары?
(ценниками);
- что указывается на ценниках?
(наименование, производитель, цена, единица измерения).
Приложение 3.
 Бланк оценки публичного выступления с иллюстративным материалом на основе веб-страницы
Веб-страница – содержание (баллы -37)
Максимальный балл Критерий
 10  Все материалы тщательно отредактированы и не содержат ошибок и опечаток.
 8  Материал хорошо изучен и представлен в хорошо структурированном виде.
4  Все недочеты, отмеченные учителем  и одногруппниками  при предварительном показе, устранены.
10  Отбор материала, последовательность изложения демонстрируют глубокое понимание материала и навыки критического мышления.
5   Имеется список использованной литературы.
Веб-страница  – оформление (баллы -28)
Максимальный балл Критерий
 9 Веб-страница содержит гиперссылки.
7 Навигационная схема организована
6 Общий вид веб-страницы привлекает аудиторию и соответствует теме.
6 Текст, графика служат иллюстративным материалом для устного выступления.
Устное выступление – представление материала (баллы -15)
Максимальный балл Критерий
 3  Выступление не является просто чтением с экрана.
3  В выступлении дополняются и раскрываются ключевые моменты, представленные на веб-странице
3  Выступающий поддерживает зрительный контакт с аудиторией; речь отличается богатством интонаций.
3  В конце выступления понимание изложенного материала аудиторией контролируется с помощью вопросов и т.п.
3  Время, отведенное на выступление, используется эффективно.
Максимальное количество баллов = 80
Веб-страница - содержание = 37
Веб-страница – оформление = 28
Устное выступление= 15
Приложение 4.
Анализ работы
Товароведы  
Исследователи  
Мерчанда́йзеры    
Менеджеры по продажам  
Администраторы торгового зала   
Юристы по защите прав потребителей
 
Приложение 5.
Информационные ресурсы
Мерчанда́йзеры
Вы - человек, представляющий торговую компанию в торговых , отвечающий за выкладку товара, установку сопутствующего необходимого оборудования. Основная задача — контроль наличия всего ассортимента компании на полках магазина и расположение его в наиболее благоприятных для покупки местах.
Задание.
Изучить принципы выкладки товаров.
Определить перечень POS-материалов для размещения в кассовой зоне. Составить перечень брендовых товаров продовольственных групп
Создать схему размещения продовольственных товаров в торговом зале
http://menedzhmenti.ru/mer/page105/index.html http://www.business.ru/article/488-pos-materialy-kak-effektivno-prodvigat-tovary mppconsulting.com.ua›ukrbrand/rubrand2010.pdfhttps://yandex.ru/images/search?text=схему размещения продовольственных товаров в торговом зале
Список используемой литературы
1.Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Маркетинг в розничной торговле. -М.: ФБК-Пресс, 2009. – 224 с.
2. Николаева Т.И. Менеджмент в торговле. – М.: КНОРУС, 2009. – 320 с.
3. Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. - М.: Маркетинг, 2010.- 448 с.
4. Варлей Р. Управление розничными продажами. Мерчандайзинг. - М.: Проспект, 2009. – 272 с.
5. Дашков Л.П.,Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов высших учебных заведений. – 5-е изд., перераб. и доп. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 520с.
Интернет-ссылки
http://rspu.edu.ru/rspu/structure/university_departments/math_faculty/site/stud_materials/Ribalova/AntivirysPrograms.htm (сайт Педагогического института Южного Федерального университета)
http://lunina.21205s09.edusite.ru/p19aa1.html (сайт учителя информатики Луниной Ольги Вячеславовны, статья – открытый урок «Защита компьютера от вирусов)
http://doma10.ucoz.ru/index/veb_kvest/0-185 (сайт - Открытая информатика, статья – Веб-квест)
http://webkvest.far.ru/ (сайт – Веб-квест «Антивирусные программы»)
http://quest-inf.narod2.ru/vvedenie/ (тест «Информационная безопасность»)
http://www.kaspersky.ru/about (сайт - Лаборатория Касперского)
3.3 Примеры веб-квестовВсем студентам рано или поздно приходится защищать свои курсовые, а затем и дипломные работы. При этом вопросов, как это делать, всегда больше, чем ответов.
Разработанный квест «Самоучитель по защите дипломной (курсовой) работы» поможет разобраться в основных аспектах подготовки и самой защиты студенческих работ.
Разные специалисты представят свою точку зрения на такое мероприятие, как публичная защита работ, дадут всем желающим советы и рекомендации.
Задача участников квеста – определить свою роль и разработать рекомендации, требования, советы студентам, готовящимся защищать свою работу. После обобщения результатов всех участников квеста получится «Самоучитель по защите дипломной (курсовой) работы», который будет использоваться студентами старших курсов техникума.
При выборе роли можно ориентироваться на свои склонности, интересы, или наоборот – попробовать себя в непривычной ситуации.
Роли участников квеста:
Психолог отвечает за психологическое, эмоциональное состояние выступающего. Его главная задача – дать практические советы по преодолению волнения, активизации внимания слушателей. Так же Психолог выяснит влияние внеязыковых средств на общее восприятие выступления.
Задача Дизайнера – дать советы по изготовлению электронных презентаций и раздаточного материала.
Оратор – мастер красноречия. Его задача – обобщить опыт и поделиться мастерством.
Специалист русского языка даст советы по использованию языковых средств выразительности, подскажет принятые речевые оборы, используемые при защите дипломной (курсовой) работы, предостережет от неправильного произношения часто употребляемых слов.
Рецензент акцентирует внимание на критериях оценивания выступления, подскажет приемы снижения негативного воздействия замечаний.
«Бывалый» представит советы преподавателей, выпускников и студентов старших курсов, защищавших свои проекты, поделится приметами и повеселит студенческими байками.Этот позволяет разнообразить учебный процесс и заранее готовиться студентам к предстоящим публичным защитам своих работ. Подробно с этим веб-квестом можно ознакомиться в Интернете по адресу www.kbk-wq.h17.ru
Презентации студентов (технология Web-quest (Веб-квест)
Презентация PowerPoint – содержание
 10  Все материалы тщательно отредактированы и не содержат ошибок и опечаток.
 8  Материал хорошо изучен и представлен в хорошо структурированном виде.
4  Все недочеты, отмеченные преподавателем и одногруппниками при предварительном показе, устранены.
10  Отбор материала, последовательность изложения и композиция слайдов демонстрируют глубокое понимание материала и навыки критического мышления.
3  Презентация начинается с титульного слайда.
5  В презентацию включен список использованной литературы, оформленный в соответствии с существующими требованиями.
Презентация PowerPoint – оформление
 9  Презентация состоит как минимум из 10 слайдов.
6  В презентации используются различные макеты слайдов, графика, звуковые эффекты и эффекты перехода слайдов.
6  Общий вид презентации привлекает аудиторию и соответствует теме, макет для каждого слайда тщательно отобран.
6  Текст, графика, звуковые эффекты и эффекты перехода слайдов служат иллюстративным материалом для устного выступления.
6  Презентация поддерживает выступление визуально и позволяет удерживать внимание аудитории.
Устное выступление – представление материала
 3  Выступление не является просто чтением с экрана.
3  В выступлении дополняются и раскрываются ключевые моменты, представленные на слайдах.
3  Выступающий поддерживает зрительный контакт с аудиторией; речь отличается богатством интонаций.
3  В конце выступления понимание изложенного материала аудиторией контролируется с помощью вопросов, устной викторины и т. п.
3  Время, отведенное на выступление, используется эффективно.
Устное выступление – технические аспекты
 4 Презентация сохранена на сервере в личной папке выступающего; имеется резервная копия презентации.
4 Каждому слушателю были предоставлены раздаточные материалы в формате, предусматривающем свободное место для заметок.
4 Файл презентации сохранен также в общую папку группы.
Максимальное количество баллов = 100
Презентация Power Point содержание = 40
Презентация Power Point – оформление = 33
Устное выступление = 15
Устное выступление – технические аспекты = 12
Дисциплина МДК 03.02 «Товароведение продовольственых товаров»
Тема: Пищевые добавки и влияние их на здоровье


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности студентов, повышения учебной мотивации.
Сегодня уже трудно представить работу образовательного учреждения без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Многие преподаватели изучают и разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет. Осваивая новые методы, педагоги пробуют их сочетать с элементами других, востребованных технологий.
Студентов в процессе работы над веб-квестом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д. При работе над веб-квестом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию. Студенты учится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию, часто оказывается в ситуации выбора. Он сам анализирует каждый шаг своего учения, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предложений, гипотез. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, сознательной, продуктивной и более результативной.
В заключение хочется повторить высказывание русского религиозного философа, писательницы Елены Ивановны Рерих, приведенное во Введении: «Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни».
Литература
Казановская, О.А. Использование технологии Web-квестов на уроках литературы.//Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции «ИНФО-СТРАТЕГИЯ 2012».
Нечитайлова, Е. В. Веб-квесты как методика обучения на основе Интернет – ресурсов. /Нечитайлова, Е. В. // Проблемы современного образования.- 2012. - №2. – С.147-155.
Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева, М. В., Петров, А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
Санжадаева, Г. С. В творческой мастерской учителя – словесника. Современный урок: проблемы, поиски, размышления: учебно-методическое пособие. – Улан-Удэ: Изд - во ФГОУ ВПО БГСХА, 2009 – 77 с.
Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Федеральная целевая программа развития образования до 2020 г.
Хуторской, А.В.  HYPERLINK "http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fwww.khutorskoy.ru%2Fbooks%2F2013%2Fcompet%2Findex.htm" Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).
Хуторской, А.В. Интернет для ученика: дистанционные образовательные проекты / Хуторской, А. В. // Химия. Методика преподавания в школе. – 2001. - №4. – С. 40-45.
ПРОЛОЖЕНИЯ
Приложение 1