Рабочая программа профессиональному модулю ПМ.04 Выполнение работ по профессии Оператор ЭВМ


Департамент образования Ивановской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Ивановский энергетический колледж»

Утверждаю
Директор _____________Р.Д. Нечаева «_____» _____________ 201_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
ПМ.04 Выполнение работ по профессии 16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин»
по специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы
2015Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО):
230113 – Компьютерные системы и комплексы.
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ивановский энергетический колледж».
Разработчики:
Балябина И.Н., преподаватель
Жданова Е.В., преподаватель
Шевко И.И., преподаватель
СОГЛАСОВАНО
Директор ООО «Кибер - Сервис»
________________ С. Ю. Разживин «___» ______ 201___ г.
Рассмотрена и одобрена
на заседании ЦК специальности Компьютерные системы и комплексы
Протокол № 1 от « 2 » сентября 2014 г.
Председатель ЦК ______________________ Жданова Е.В.

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
5
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
7
4.  условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
28
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
33
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 Выполнение работ по профессии 16199
«Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) — является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
Осуществлять ввод и обмен данными между персональным компьютером и периферийными устройствами и ресурсами локальных компьютерных сетей.
Создавать и управлять на персональном компьютере текстовыми документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных.
Осуществлять навигацию по ресурсам, поиск, ввод и передачу данных с помощью технологий и сервисов Интернета.
Обеспечивать меры по информационной безопасности.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области информационных технологий при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля — требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
ввода и обработки информации на электронно-вычислительных машинах; подготовки к работе вычислительной техники и периферийных устройств;
уметь:
вести процесс обработки информации на ЭВМ;
выполнять ввод информации в ЭВМ с носителей данных, каналов связи и вывод ее из машины;
подготавливать носители данных на устройствах подготовки данных, выполнять запись, считывания, копирование и перезапись информации с одного вида носителей на другой;
обеспечить проведение и управление вычислительным процессом в соответствии с порядком обработки программ пользователя на ЭВМ;
устанавливать причины сбоев в работе ЭВМ в процессе обработки информации;
оформлять результаты выполняемых работ;
соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
знать:
состав ЭВМ, функциональные узлы ЭВМ, их назначение и принципы работы;
операционные системы, применяемые в ЭВМ;
правила технической эксплуатации ЭВМ;
периферийные внешние устройства, применяемые в ЭВМ;
функциональные узлы, их назначение;
виды и причины отказов в работе ЭВМ;
нормы и правила труда и пожарной безопасности.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
всего — 355 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося — 144 часа, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 144 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 70 часов
учебной практики — 144 часа.
2 результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, в том числе профессиональными (ПК) и общими (OК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 4.1 Осуществлять ввод и обмен данными между персональным компьютером и периферийными устройствами и ресурсами локальных компьютерных сетей
ПК 4.2 Создавать и управлять на персональном компьютере текстовыми документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных
ПК 4.3 Осуществлять навигацию по ресурсам, поиск, ввод и передачу данных с помощью технологий и сервисов Интернета
ПК 4.4 Обеспечивать меры по информационной безопасности
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 9 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 10 Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности

3 СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ. 04 Выполнение работ по профессии 16199
Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практика) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегосяУчебная,
часов Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов Всего,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 4.1 – ПК 4.4 МДК 04.01 Прикладные программные приложения 211 141 72 70 ПК 4.1 – ПК 4.4 Освоение рабочей профессии 16199 "Оператор ЭВ и ВМ" 144 144 Всего: 355 144 72 70 144 141-72=71
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
МДК 04. 01.Прикладные программные приложения 211 Введение Содержание 2 1. Понятие прикладного программного приложения. Структура и основные компонент прикладного программного приложения1
2 Классификация прикладных программных приложений. Эволюция прикладных программных приложений. Правовые основы использования прикладного программного обеспечения 2 1
Тема 1. Табличный процессор Excel Содержание 32
1. Структура и состав Microsoft Office. Основные приложения 1
2. Табличный процессор Excel. Основные понятия 2
3. Решение прикладных задач с использованием математических и статистических функций 2
4. Решение прикладных задач с использованием условных функций 2
5. Решение прикладных задач в электронных таблицах 2
6. Задачи линейной и нелинейной оптимизации с использованием электронных таблиц 2
Лабораторные работы 1. Заполнение электронной таблицы постоянными данными и формулами 2. Использование Мастера функций в электронных таблицах 3. Использование математических функций при решении задач 4. Использование статистических функций при решении задач 5 Использование условных функций при решении задач 6 Работа с ссылками и массивами 7 Базы данных в электронных таблицах 8 Фильтрация данных в электронных таблицах 9 Создание сводных таблиц 10 Решение задач линейной оптимизации Тема 2 Офисное программирование Содержание 12 1 Введение в офисное программирование 2
2 Макросы. Использование макрорекодера2
3 Среда разработки VBA 2
4 Синтаксис VBA 2
5 Объектно-ориентированное программирование в VBA 2
6 Зачетная работа 2
Тема 3 Система управления базами данных Access Содержание 42 1 Понятие модели данных 2
2 Реляционные модели данных 2
3 Нормализация базы данных 2
4 Организация отбора информации. Запросы 2
5 Использование элементов управления при создании форм и отчетов 2
6 История языка SQL. Структура языка SQL. 2
7 Типы данныхSQL. Работа с таблицами 2
8 Управление данными с использованием конструкции SELECT 2
9 Сложные конструкции оператора выбора 2
10 Зачетная работа 2
Лабораторные работы 1 Создание инфологической модели базы данных 2 Создание запросов 3 Сложные запросы. Кнопочная форма 4 Создание отчета в режиме конструктора 5 Создание форм в режиме конструктора 6 Зачетная работа 7 Работа с таблицами в режиме SQL 8 Работа с таблицами в режиме SQL 9 Создание запросов в режиме SQL. Знакомство с конструкцией SELECT 10 Создание сложных запросов в режиме SQL 11 Зачетная работа Тема 4 Текстовый процессор Word Содержание 19 1 Основные возможности текстового процессора 2
2 Персональные настройки оболочки 2
3 Консолидация данных 2
4 Оформление технической документации 2
Лабораторные работы 1 Форматирование шрифта и абзацев. Пользовательские форматы 2 Работа со списками 3 Работа с таблицами 4 Обмен данными между приложениями 5 Оформление составных документов 6 Оформление составных документов Тема 5 Математический пакет MathCADСодержание 32 1 Возможности математического пакета MathCAD2
2 Графические возможности математического пакета 2
3 Решение практических задач с использование графических возможностей пакета 2
4 Решение физических задач 2
5 Решение практических задач 2
6 Программирование в MathCAD2
7 Зачетная работа 2
Лабораторные работы 1 Знакомство с MathCAD2 Решение уравнений и систем уравнений 3 Построение графиков 4 Построение трехмерных графиков 5 Вычисление сумм рядов 6 Вычисление площадей плоских фигур 7 Решение физических задач 8 Решение физических задач 9 Зачетная работа Самостоятельная работа при изучении МДК 04.01
Систематическая проработка конспектов лекций, учебной и специальной технической литературы (ответы на вопросы к параграфам, главам учебных пособий). Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций, оформление отчетов и подготовка к их защите.
71 2
Примерная тематика домашних заданий
Решение прикладных задач в электронных таблицах
Оформление текстовых документов согласно ГОСТам
Создание реляционных баз данных
Оформление решения прикладных задач с использованием математического пакета MathCADРабота нормативной и справочной литературой. 2
Учебная практика ПМ.04 Выполнение работ по профессии
16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин»
Виды работ
1. Изучение интерфейсов изучаемых программ. Настройка пользовательского интерфейса.
2. Оформлять графические работы по ГОСТу ЕСКД.
3. Оформлять текстовые документ по ГОСТу ЕСКД.
4. Разработка инфологической модели базы данных и создание реляционной баз данных
5. Производить расчеты в табличном процессоре.
6. Производить обмен данными между офисными приложениями
7. Разрабатывать электронные презентации.
8. Использовать справочно-правовую систему Консультант Плюс для работы с информацией.
9. Использовать компьютерные сети для работы с информацией.
10. Поиск информации в глобальной сети Интернет
11. Работа с электронной почтой.
12. Использовать сервисные программы при работе на ПК.
13. Печать, вывод документации. 144 4 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие лаборато-рии «Информационные технологии».
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
компьютеры по количеству обучающихся;
принтер;
сканер;
проектор;
интерактивная доска;
локальная сеть, выход в Интернет;
программное обеспечение общего профессионального назначения.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную учеб-ную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Максимов Н.В., Партыка Т. Л., Попов И. И. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие.- — М.: Форум, 2010.
Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Оператор ЭВМ. Практические задания: учеб. Пособие для нач. проф. Обра-зования /Н. В. Струмпе.— М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Михеева, Е.В. Практикум по информатике: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования.-8-е изд. стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Молочков В.П. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Microsoft Office PowerPoin. — М.: ИЦ Академия, 2012. Дополнительные источники:
Сборник задач и упражнений по информатике: учеб. пособ./ Под ред. Л.Г. Гагариной — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010.
Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2006.
Безека С.В. Создание презентаций в MS PowerPoint 2007. - СПб.: Питер, 2010. Информационные технологии: Учебник /М.Е. Елочкин, Ю.С. Брановский, И.Д. Николаенко. — М.: Издательство Оникс, 2007.
Лабораторный практикум по информатике: учебное пособие / В.С. Микшина, Г.А. Еремеева, Н.Б. Назина и др.; Под ред. В.А. Острейковского— 2-е изд., стер. — М.: Высш. шк., 2006.
Интернет – ресурсы:
Электронный ресурс: MS Office 2007. Электронный видео учебник. Форма доступа: http://gigasize/ruЭлектронный ресурс: Российское образование. Федеральный портал. Форма доступа http://www.edu.ru/fast
Профессиональный модуль обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по основной образовательной программе.
4.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение ПМ 04 Выполнение работ по профессии 16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» производится в соответствии с учебном планом по специальности 230113 «Компьютерные системы и комплексы» и календарным графиком, утвержденным директором колледжа.Образовательный процесс организуется по расписанию занятий, утвержденному заместителем директора по УПР. Обязательная аудиторная нагрузка – 36 академических часов в неделю.
Профессиональный модуль изучается параллельно с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла.
Междисциплинарный курс включат в себя теоретические и лабораторные занятия. При проведении лабораторных занятий учебные группы разбиваются на подгруппы.
Формой аттестации МДК 04.01 является дифференцированный зачет.
В профессиональный модуль входит учебная практика направленная на получение рабочей профессии. Практика направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта.
Учебная практика проводится рассредоточено. Практика проводится на базе колледжа в лаборатории «Информационных технологий».
По окончании учебных практик проводится сдача дифференцированного зачета.
Итоговая аттестация по профессиональному модулю проводится в форме экзамена (квалификационного). Условием допуска к экзамену (квалификационному) является успешное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля – МДК, учебной практики.
Экзамен (квалификационный) представляет собой форму независимой оценки результатов обучения с участием работодателей.
Для освоения профессионального модуля ПМ 04 Выполнение работ по профессии 16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» необходимым является предварительное изучение следующих учебных дисциплин:
– Информатика и ИКТ;
– Инженерная графика;
– Информационные технологии;
– Дискретная математика;
– Иностранный язык.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу и руководству практикой: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профессионального модуля ПМ.04 «Выполнение работ по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин и вычислительных машин» и специальности «Компьютерные системы и комплексы».
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.
Мастера: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю преподаваемого модуля, с обязательным прохождением стажировок не реже одного раза в 3 года, опыт деятельности в организациях, соответствующей профессиональной сферы, является обязательным. К педагогической деятельности могут привлекаться ведущие специалисты профильных организаций.

5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины профессионального модуля
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, учебной практики, а также при выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 4.1. Осуществлять ввод и обмен данными между персональным компьютером и периферийными устройствами и ресурсами локальных компьютерных сетей использования ресурсов локальных и глобальных компьютерных сетей;
управление файлами данных на локальных, съёмных запоминающих устройствах, а так же на дисках локальной компьютерной сети и в интернете;
распечатка, тиражирование и копирование документов на принтере и др. оргтехнике. текущий контроль вформе отчета по каждой
практической
работе.
экзамен квалификационный по модулю.
ПК 4.2. Создавать и управлять на персональном компьютере текстовыми документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных грамотность и точность работы в прикладных программах: текстовых и графических редакторах, базах данных, редакторе презентаций;
грамотность и точность работы с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;
скорость поиска информации в содержимом баз данных. ПК 4.3. Осуществлять навигацию по ресурсам, поиск, ввод и передачу данных с помощью технологий и сервисов Интернета
точность и грамотность настройки электронной почты, серверного и клиентского программного обеспечения:
скорость поиска информации с помощью технологий и сервисов интернета;
точность и грамотность ввода и передачи информации с помощью технологий и сервисов интернета. ПК 4.4. Обеспечивать меры по информационной
безопасности. грамотность использования методов и средств защиты информации от несанкционированного доступа;
правильность и точность резервного копирования и восстановления данных;
ведение отчётной и технической документации. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели
оценки результата Формы и
методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес демонстрация интереса к будущей профессии;
использование современных методов и средств информационных технологий при разработке информационных систем. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффиктивность и качество применение методов информационных технологий при решении профессиональных задач;
выдвижение нестандартных идей при решении профессиональных задач.
оценка эффективности и качества выполнения; ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки информационных технологий;
владение методами влияния человека-оператора на функционирование информационных систем. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. эффективный поиск необходимой информации;
использование различных источников, включая электронные;
использование методов и средств организации, проектирования, разработки и применения систем, предназначенных для обработки информации. ОК 5. Использовать информационно коммуникационные технологии в профессиональной деятельности использование методов и средств информационных и телекоммуникационных технологий;
владение методами анализа информационных ресурсов. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями взаимодействие с обучающимися и преподавателями в ходе обучения;
использование промышленных стандартизированных решений, опирающихся на современные и информационно-коммуникацион-ные технологии;
владение методами анализа проектных решений. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий самоанализ и коррекция результатов собственной работы;
использование моделей администрирования сети и способов обеспечения безопасности информационных систем. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля;
использование методов по созданию экспертных систем и автоматизированных обучающих систем;
использование основных средств для определения запросов и процедурных языков. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности анализ инноваций в области разработки программного обеспечения;
использование структуры информационных систем, методов и средств информационных и телекоммуникационных технологий. ОК 10. Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности соблюдение техники безопасности.