Конспект урока Краткая характеристика типа Хордовых. Класс Головохордовые


Краткий план урока:
Урок биологии по теме «Краткая характеристика типа Хордовых. Класс Головохордовые» в 7 классе
Ольшанская Татьяна Анатольевна
МБОУ ООШ № 66 г. Томска
Цель: Раскрыть особенности строения хордовых на примере ланцетника, показать его приспособленность к среде обитания.
Задачи:
Образовательные: продолжить формирование представления учащихся о разнообразии животного мира, научить школьников отличать беспозвоночных и хордовых животных.
Развивающие: продолжать развивать умения: работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить; оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме.
Воспитательные: воспитание у учащихся чувства прекрасного через использование на уроке презентации, биологической культуры, самовоспитания, коммуникабельности.
Тип урока: Урок актуализации, изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы: проблемный, исследовательский.
Формы: групповая работа, индивидуальная работа.
Ключевые понятия: Хорда, внутренний скелет, нервная трубка, бесчерепные, черепные.
Оборудование: мультимедийная презентация, информационные листы, листы с вопросами.
Время Деятельность педагога и обучающихсяНомер слайда
0-3 Оргмомент - приветствие обучающихся. Активизация познавательной деятельности.
А знаете ли вы, к какому типу относятся человек и ваши любимые домашние животные: кошки, собаки, черепахи, попугаи, рыбки? Я уверена, что вам будет интересно узнать больше о строении и поведении своих питомцев и их диких сородичей. Этому мы посвятим несколько последующих уроков. А сейчас я хочу рассказать вам об интересном животном.
В конце 17 века в одну из своих многочисленных экспедиций молодой петербургский академик, немец по происхождению, Петр Симон Паллас на небольших глубинах Черного моря обнаружил неизвестное животное. Он принял его за моллюска и назвал «ланцетовидным слизнем». Но, внимательно изучив это животное, ученый сделал заключение, что по общему типу строения он скорее напоминает рыбу. Его и причислили было к рыбам в качестве наиболее примитивной упрощенной формы.
Через 60 лет после этого открытия знаменитый русский ученый Александр Онуфриевич Ковалевский, изучавший зародышевое развитие животных, установил, что он занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными животными. Благодаря работам А. О. Ковалевского это животное стало одним из популярных. Оно привлекало и привлекает до сих пор к себе внимание многих ученых – биологов и философов. Систематическое положение этого животного около ста лет было неопределенным 2-4
Вызов вопросы для обсуждения.
Ученикам на индивидуальных карточках даются утверждения . Читая утверждение необходимо выразить свое согласие или не согласие с помощью значков: х означает согласие, о – не согласие. Свое мнение ученики записывают в заранее приготовленную сетку, где каждая клетка определенным образом пронумерована. Прочитав первое утверждение, каждый ставит значок в первую клетку, прочитав второе – во вторую, и т.д. Таким образом, заполняются все клетки. Затем задается вопрос: “Кто выиграл: крестики или нолики?” При ответе на этот вопрос, как правило, выясняется, что единого мнения нет: у кого выиграли “крестики”, у кого-то – “нолики”, или получилась ничья (Приложение 1). 5
На этапе содержания используется текст учебника. Читая текст, ученики делают пометки: подчеркивают те фразы и предложения, где содержится информация, подтверждающая или опровергающая суждение; на полях ставится номер этого суждения. По ходу работы могут вноситься изменения в сетку. Теперь все записи в ней делаются ручкой. Сначала каждый ученик работает индивидуально, затем все делятся своим мнением в паре и приходят к единому мнению. После завершения работы учащиеся рассказывают всему классу о том, какие значки должны стоять в каждой клетке, подтверждая свое мнение аргументами из текста. Опрос мнения может происходить в зависимости от номера утверждения или по очереди отрывков текста. Также учащие рассказывают подготовленные доклады. Затем подводим итог: еще раз называю, какие значки стоят в сетке, и кто выиграл. 6-8
Подведение итогов занятий. Вывод (все строится на рассуждениях учащихся, а учитель только их обобщает и оформляет в целое высказывание) У беспозвоночных животных скелет был наружным и защищал одинаково все стороны организма. У хордовых животных произошло смещение скелета внутрь, для облегчения тела при увеличении его размеров. И нервная система, требующая надежной защиты, оказалась смещенной ближе к скелету, а значит на спинную сторону. Защита всех остальных органов осуществляется мышечной системой и у большинства хордовых костной системой.
Таким образом мы видим, что ланцетник является переходной формой между беспозвоночными и позвоночными животными, что открыл и доказал Александр Онуфриевич Ковалевский. 9
Рефлексия.
- Какое задание для вас оказалось трудным?
- Какое интересным?
- С каким настроением вы уходите? 10
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принятие социальной роли обучающегося;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;
формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в тексте, рисунках, и таблицах.
Регулятивные УУД:
Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.
Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.
Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).
Коммуникативные УУД:
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками
Устанавливать рабочие отношения в паре, планировать общие способы работы.
Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью.
Приложение 1.
Верные и неверные утверждения.
К типу Хордовые относят двусторонне – симметричных животных с внутренним скелетом, основой, которой служит прочный осевой стержень – хорда, или позвоночник.
Хорда сохраняется в течение всей жизни у всех представителей типа хордовые.
Питается ланцетник водными микроскопическими организмами.
Кровеносная система ланцетника замкнутая.
Ланцетник во многом сходен с кольчатыми червями.
Для ланцетника характерно внутреннее оплодотворение.
Пищеварительная трубка расположена над хордой.
У водных позвоночных органы дыхания – жабры.
Сердце у позвоночных животных является главным органом кровеносной системе, обеспечивающий движение по сосудам.
1 2 3
4 5 6
7 8 9