ПРОГРАММА по профессиональной ориентации «ВСЕ ПРОФЕССИИ ХОРОШИ…»для детей старшего дошкольного возраста


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Семеновка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области структурное подразделение детский сад «Колокольчик»

ПРОГРАММА
по профессиональной ориентации
«ВСЕ ПРОФЕССИИ ХОРОШИ…»
для детей старшего дошкольного возраста
 
 
 
воспитатель 
                                                                                          Денисова Е.А.
 
 
 
 
Содержание
 
 
Пояснительная записка                                                                                       
Содержание программы                                                                                     
Тематический план
Литература 
 Пояснительная записка
Профориентация дошкольников — это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В Основной общеобразовательной программе детского сада, которую мы используем в своей работе, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает достаточно малое место. А мы понимали, что профориентация требует планомерности, систематизации и углубленной работы. Кроме того, сложность работы заключалась в том, что у дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов, эта тема не вызывает такого волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому наша работа заключалась, во-первых, в том, чтобы заинтересовать педагогов и научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка.
Любому ребёнку свойственно мечтать, кем он станет, когда вырастет. В дошкольном возрасте в процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребѐнка является его профессиональное самоопределение, процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение –это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещѐ в дошкольном детстве. Традиционно выделяют несколько этапов и подэтапов этого процесса:
I этап. Развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий.
Этот этап берѐт своѐ начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет).
Здесь выделяют два подэтапа: эмоционально-образный и пропедевтический.
II этап. Профессиональное самопознание. Ориентировочные границы этого этапа – 5- 9 класс. Здесь также выделяют два подэтапа: поисково-зондирующий и подэтап развития профессионального самоопределения.
III этап. Собственно профессиональное самоопределение. Здесь выделяют три подэтапа:
Уточнение социально-профессионального статуса (характерен для учащихся 10-11 классов), вхождение в профессию (характерен для студентов) и развитие профессионализма в процессе трудовой деятельности (характерен для работающей части населения).
Первый и второй этапы профессионального самоопределения называют допрофессиональным самоопределением, так как они не связаны непосредственно с выбором и освоением профессиональной деятельности, а являются подготовительными к ней. Главная цель допрофессионального самоопределения задаѐтся взрослым и заключается в том, чтобы постепенно сформировать у ребѐнка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать шаги своего профессионального развития. Профессиональное становление неразрывно связано с
возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап
профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребѐнка должна сформироваться определѐнная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. В процессе возрастного развития ребѐнок насыщает своѐ сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач медсестра, учитель, бухгалтер и др.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещѐ трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй. Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация – разные понятия. Если профессиональное самоопределение можно упрощѐнно представить как процесс принятия решений в профессиональной сфере жизни, то профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи человеку любого возраста в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих свободный выбор предстоящего профессионального пути. Такой комплекс мер разрабатывается на основе кадровой политики страны в целом, отрасли, региона, конкретного предприятия или организации, и реализуется специалистами (профориентаторами, педагогами, психологами) через различные занятия и мероприятия (экскурсии, игры, беседы и т.п.).
Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана: - дать ребѐнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях; -сформировать у ребѐнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности;
с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребѐнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно. Работа по профессиональной ориентации проводится по нескольким направлениям: информирование –передача сведений, диагностика – оценка индивидуальных особенностей, консультирование –помощь в разрешении проблем.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:-профессиональное воспитание(формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);-
профессиональное информирование(обеспечение детей информацией о мире профессий).
Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации. На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребѐнка с учѐтом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды.
Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей. В данной программе профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации будет рассматриваться в аспекте решения задач формирования у детей первичных представлений о труде взрослых.
Обоснование актуальности
Актуальность профориентационной помощи детям очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие дошкольники, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и   многие насущные проблемы воспитания. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Таким образом, профориентационная работа с детьми дошкольного возраста — это также вклад в решение острых социальных проблем
Цели и задачи.
Исходя из анализа актуальности, можно сформулировать цели и задачи профориентационной работы:
Цель:
Создание условий для формирования  у воспитанников конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях, создание условий для формирования ранних профессиональных устремлений, выделение этапов формирования представлений о профессиональной деятельности взрослых, обеспечивая тем самым свободный выбор его предстоящего жизненного пути.
 
Задачи :-формировать первоначальные представления о видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
-учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
-обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
-развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
-формировать первичные представления о мотивах труда людей;
-учить сравнивать профессии;
-знакомить с наиболее распространѐнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
-расширять и систематизировать представления о труде взрослых,
материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
-расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
-формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
-систематизировать знания о труде людей в разное время года;
-знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей,композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
- Способствование формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения
 
 
 Контингент
 
Программа предназначена  для  детей старшего дошкольного возраста, рассчитана на 1 год. Групповые занятия с детьми организуются 2 раза  в месяц. Длительность занятия 25 минут . 
Формы проведения занятий по профориентаци:
игра;
групповые беседы;
индивидуальные и групповые консультации;
экскурсии.
 
Условия реализации программы
Методической основой по формированию у детей представлений о труде взрослых и профессиях являются образовательная программа дошкольного образования, учебные издания, официально утверждѐнные либо допущенные к использованию в образовательном процессе Министерством образования РФ либо организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.
Данное направление работы осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются:
1) В присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);
2) В процессе специально организованных педагогическими работниками форм работы: занятий, экскурсий, праздников, развлечений.
3) Наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятий. 4) Создание атмосферы комфорта, доброжелательности и конфедициальности.
5) Материально – техническое обеспечение: мультимедийный аппарат, канцелярские принадлежности.
Ожидаемые результаты
Реализация данной Программы позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
- ребѐнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
-называет профессии разных сфер экономики;
-различает профессии по существенным признакам;
-называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
-выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
-объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
-объясняет роль труда в благополучии человека;
-имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
-моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
-участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
-эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
-демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Достижение заявленных результатов возможно, если в дошкольной образовательной организации ведѐтся планомерная профориентационная работа с воспитанника
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
 
№ Тема занятия и содержание Кол-во занятий
1 Профессия строитель
1.Экскурсия на место строительства жилого дома. Встреча со строителями
2. Рисование рисунков на тему «Профессия строитель» 1
2 Профессия каменщик, штукатур, маляр, плотник.
Беседы о профессиях: штукатур, маляр, плотник. 1
3 Профессия почтальон.
1.Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения
2.Рисование рисунков на тему «Профессия почтальон» 1
4 Профессия лесничий.
1.Беседа о лесе и лесных жителях.
2.Работники лесничества, кто они?
3.Рисование рисунков на тему «Профессия лесничий» 1
5 Профессия библиотекарь.
1.Экскурсия в библиотеку.
2.Рисование рисунков на тему «Профессия библиотекарь» 1
6 Профессия портной.
беседа о профессии портной 1
7 Профессии слесаря, токаря, шлифовщика
Экскурсия в слесарную мастерскую. Встреча с людьми профессии слесарь, токарь, шлифовщик. 1
8 Профессия пожарный.
1.Просмотр фильма «Будь осторожен с огнем».
2.Беседа, о профессии пожарного 4
9 Профессия продавец-кассир.
1.Беседа о профессии продавец-кассир
2.Экскурсия в магазин
3.Рисование рисунков на тему «Магазин» 2
10 Профессия повар.
1.Экскурсия в столовую. Знакомство с профессией повара.
2.Рисование рисунков на тему «На кухне» 2
11 Профессия автомеханик.
Экскурсия в автосервис. Знакомство с профессией автомеханик 1
12 Профессия врач, медицинская сестра.
1. Экскурсия в медицинский  пункт.
2. Знакомство с профессиями здравоохранения 1
13 Профессия парикмахер.
Беседа о профессии парикмахер. 1
14 Профессия учитель, воспитатель.
1.Экскурсия в школу
2.Беседа профессии учитель, воспитатель
3.Рисование рисунков на тему «Профессия библиотекарь» 2
15 Профессия ветеринар. 
Беседа о профессии ветеринар 1
Итого 18
 
 
Литература
 
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. No273-ФЗ –2012 г. –31декабря
2. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27сентября 1996г.No 1.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23 ноября 2009г. No 655// Российская газета. –2010 г.–5марта
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Обутверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 20 июля 2011 г. No2151 // Российская газета. –2011 г. –21 ноября
5. Письмо Министерства образования и науки РФ «О реализации приказа Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. No2151»от 17 ноября 2011 г. No 03-877
6. Проект федерального государственного стандарта дошкольного образования. URL:
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/26230.html
7. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебник. –М.: ЮРАЙТ, 2010. –812с.
8. Афоризмы по теме «Работа, труд».
URL:http://www.aforizm.info/theme/rabota-trud/
9. БуреР. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. –М.: Мозаика
-Синтез, 2011. –136с. 44
10. Гусева Т. Кем быть? // Поѐм, танцуем и рисуем. –2009. –No6. –С. 73-82.
11. Д. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. –СПб.: Детство-Пресс, 2010.–244 с.
12. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. –Балашов: Издательство «Николаев», 2004. –52 с.
13. Кузнецова С. Конкурс парикмахеров // Поѐм, танцуем и рисуем. –2009. –No6. –С. 20
14. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет.
–М.: Мозаика-Синтез2012. 128 с.
15. От рождения до школы. программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М. Аой. М.: Мозаика-Синтез, . –304 с.
16. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях–М.: Сфера, 2005.–64 с.
17. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. –5-е изд., испр. и доп. –М.: Мозаика-Синтез, 2007. –240 с.45
18. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999. –344 с.
19. Чепуштанова О. Кто чем занят?: загадки-обманки // Чем развлечь гостей. –2009. –No6. –С. 5.
20. Шаламова Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие –СПб: Детство Пресс, 2012. –207с.
21. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. –96