Разработка урока информатики в 6 классе по теме Компьютер — друг или враг?

Урок-исследование по информатике
параллель 6 классов
«Компьютер – друг или враг?»

Цели урока:
Обучающая – формирование навыков систематизации информации.
Развивающая – формирование самостоятельной познавательной деятельности.
Воспитательная – пропаганда здорового образа жизни, формирование информационной культуры.
Задачи урока:
Показать вред, наносимый компьютером человеку и окружающей среде.
Разработать рекомендации для сохранения здоровья при работе за ПК.
Рекомендовать упражнения, направленные на формирование осознанного отношения к своему психическому здоровью и профилактику зависимости от работы на компьютере.
Проблемные вопросы:
Какими «профессиями» владеет компьютер?
Можно ли заболеть от компьютера?
Какой вред наносит компьютер окружающей среде?
Техническое оснащение:
Персональные компьютеры учащихся;
Проекционная система;
Программное обеспечение:
Редактор электронных презентаций Microsoft PowerPoint;
Текстовый процессор Microsoft Word;
Мир информатики, гимнастика для рук;
Видеоролик «Компьютер убивает» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-семинар






План проведения урока-семинара
1 этап – подготовительный

В качестве темы для самостоятельного исследования классам была предложена тема «Компьютер – друг или враг?».
Для проведения исследования ученикам 6 класса было предложено ответить на вопросы анкеты (см. приложение)

2 этап – формирование групп учащихся

Самостоятельные исследования учащихся: во внеурочное время группы учеников подготовили доклады по темам.
1 группа
Тема: «Профессии компьютера»
Проблемный вопрос: «Какую роль играет компьютер в профессиональной деятельности человека?»
Форма отчета: компьютерная презентация + текстовое сообщение.
2 группа
Тема: «Компьютер и здоровье»
Проблемный вопрос: «Какое воздействие оказывает компьютер на здоровье человека?»
Форма отчета: компьютерная презентация + текстовое сообщение.
3 группа
Тема: «Компьютер и экология»
Проблемный вопрос: «Какой вред компьютер наносит окружающей среде?»
Форма отчета: компьютерная презентация + текстовое сообщение.

3 этап – инструктаж учащихся

Консультации с каждой группой учащихся по теме задания.
Помощь в создании презентации.
Обсуждение правил оформления текстовых сообщений.


4 этап – самостоятельная работа учащихся
Роль учителя на данном этапе – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в нужное русло.

5 этап – проведение семинара







Ход семинара
Организационный момент
- Ребята, сегодня мы проведем с вами не обычный урок, а урок-семинар.
Целью нашего семинара будет исследование влияния компьютера на жизнь и здоровье человека.

Результаты анкетирования

- Мы провели исследование о том, как учащиеся нашей параллели 6 классов используют компьютер.
Результаты анкетирования показали следующее (показ презентации):



Рис.1
- За последние годы компьютер превратился из устройства для профессионалов в самый обыденный предмет. Множество людей постоянно общается с ним. За всю историю человек еще не имел дела с таким воздействием, режимом нагрузок, как при работе с компьютером, организм и сознание просто не успели адаптироваться. Как правильно выбрать компьютер и программы, как пользоваться компьютером, чтобы не навредить здоровью; чтобы компьютер стал незаменимым помощником и другом?
Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.

- Итак, давайте послушаем выступления учащихся, которые расскажут нам о незаменимой помощи компьютера в жизни человека.
Выступления учащихся

Выступление 1 группы «Профессии компьютера»

- Возможности компьютера велики, но неграмотное использование компьютера может привести к тяжелым последствиям.

2. Просмотр видеоролика «Компьютер убивает»
3. Физкультминутка
4. Выступление 2 группы «Компьютер и здоровье»
5. Гимнастика для глаз

Рис.2
6. Выступление 3 группы «Компьютер и экология»
7. Гимнастика для рук (ролик программы «Мир информатики»)
8. Обсуждение увиденного и услышанного материала.

- Итак, давайте обсудим всё увиденное и услышанное сегодня.
Какие плюсы для нас несёт в себе использование компьютера в нашей жизни?
Возможна ли наша современная жизнь без использования компьютера?
Теперь обсудим отрицательные стороны использования компьютера
- К какому же выводу мы пришли?






Голосование
- Проведем небольшой опрос с помощью голосования (подсчёт голосов).

- Итак, для большинства компьютер всё же друг! Но как же быть с отрицательными сторонами?
- Нужно всего лишь соблюдать несложные правила и тогда компьютер станет другом для всех!

Работа в группах
- Давайте мы сейчас сами вспомним и разработаем свою систему рекомендаций для сохранения здоровья и безопасной работы за компьютером. Для этого поработаем в группах (даётся 5 мин для работы, затем группы презентуют свои рекомендации)

Общий вывод по выступлениям: время непрерывной работы не более 20 минут, выполнять гимнастику для глаз и рук, правильно организовать рабочее место.
Практическая часть
- Ребята! Начать путь к выполнению рекомендаций мы можем прямо сейчас. Я предлагаю вам самим создать офтальмологический тренажёр в текстовом редакторе Microsoft Word.
Учитель объясняет суть работы демонстрацией ключевых моментов в выполнении работы.
Затем ученики выполняют работу за компьютерами в течение 10-12 минут.
Подведение итогов семинара
Повторное голосование. И если за дружбу с компьютером поднимется большее число рук, то выделить этот момент как важный.
Провести рефлексию.
Выставить оценки за работу на уроке и поблагодарить за сотрудничество.
Домашнее задание
Оформить средствами текстового редактора Microsoft Word систему рекомендаций для сохранения здоровья и безопасной работы за компьютером.





Список источников:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
























Приложение 1.

Анкета.
Пользуетесь ли вы компьютером?
Да
Нет
Редко
Как часто вы пользуетесь компьютером?
Ежедневно
Один раз в неделю
Редко
Какова продолжительность работы за компьютером?
Неограниченное время
1 - 2 часа
Менее 1 часа
Для чего вам нужен компьютер?
Для работы
Для игр
Все вместе
Нервничаете ли вы, если у вас что-нибудь не получается?
Да
Нет
Не знаю















Приложение 2.
Рекомендации учеников для безопасной работы за компьютером
Рабочее место должно быть удобным, по возможности использовать специальную мебель.
Сидеть за монитором нужно на расстоянии вытянутой руки.
Время работы за компьютером для учащихся 6 классов 15-20 минут
Во время перерыва выполнять гимнастику для рук
Перед рабочим местом повесить офтальмологический тренажер и выполнять гимнастику для глаз
Регулярно проводить влажную уборку.
Не есть и не пить за компьютером.
Не нервничать, если что-нибудь не получается.


Приложение 3.








Без компьютера современная жизнь не представляется. Он проник во все сферы человеческой деятельности, зарекомендовал себя как незаменимый помощник. Но злоупотребление им ведёт к печальным последствиям, заболеваниям органов зрения, костной и нервной системы.




Рисунок 1Рисунок 115