Внеклассное мероприятие Люблю тебя, моя Россия!
«Овеянные славой флаг наш и герб»
«Люблю тебя, моя Россия!»
Номинация: «Лучшая разработка внеклассного мероприятия»
Внеклассное мероприятие
для учащихся 3-4 классов
1076960175895
Мартюшенко И.Н.
учитель начальных классов
МОУ СОШ №11
с. Красногвардейского
Красногвардейского района
Республики Адыгея
Цели и задачи.
Воспитывать уважительное отношение к государственным символам Российского государства и Республики Адыгея, формировать интерес к историческому прошлому.
Воспитывать патриотические и гражданские качества учащихся, развивать интерес к истории России и чувство гордости за свою страну.
Проводить популяризацию государственных символов Российской Федерации: флага, герба, гимна.
Оборудование: герб, флаг России и Адыгеи, диск с записью гимна Российской Федерации и Республики Адыгея, запись песни «С чего начинается Родина», плакат с государственной символикой и государственными флагами и гербами, выставка рисунков, плакаты с пословицами, компьютерная презентация «Овеянные славой флаг и герб», мультимедийный проектор.
Приобретаемые навыки детей.
Дети узнают историю государственного герба и флага, приобретают навыки общения друг с другом, подбирают стихи о Родине, пословицы.
Выставка рисунков на тему «Милый сердцу уголок».
Ход занятия
Учитель: - Наше занятие я хочу начать со слов великого русского поэта А.С.П ушкина: «Клянусь честью, что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». (Слайд 2)
Учитель: - Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей?)
Звучит песня «С чего начинается Родина».
Ученик: Родина.
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! (Слайд3)
Учитель: - Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
- Сегодня мы будем вести разговор о нашей Родине, о её символах. Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нём ничего.
- Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Давайте вспомним, какие пословицы о Родине вы знаете? (Слайд 4)
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Всякому мила своя сторона.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Берегите землю родимую, как мать любиму.
-Дети, как называется государство, в котором мы живем? (Россия)
-Что для нас Россия? Как мы называем страну, где мы родились? (Родина, Отечество)
Ученик: Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлем.
Учитель: - Назовите столицу нашего государства. (Слайд5,6)
- К Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва – столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да потому, что на тысячи километров простираются её просторы. Когда на востоке страны встречают утро нового дня, то у западных границ ещё горят вечерние огни.
И если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса.
- Москва – красивый город. Много в Москве достопримечательностей, красивых архитектурных памятников, исторических мест, современных сооружений.
Учитель: - А кто руководит нашей страной? (Президент )Учитель: - Вот она, какая Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут
люди.
- Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?
- А как всех их можно назвать одним словом? Да всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать Россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство.
Учитель: - Жизнь в нашем государстве регулируется Конституцией РФ –
основным документом государства, где записаны все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности её граждан . Все граждане страны обязаны жить согласно Конституции. День принятия Конституции 12 декабря. (Слайд8,9)
Конкурс «Найди праздники»
-На каждой парте лежат карточки с датами и названиями праздников.
Задание: соотнесите даты государственных праздников с их названиями.(обучающимся раздаются карточки)
12 декабря День Конституции
12 июня День независимости России
4 ноября День народного единства
23 февраля День Защитника Отечества
9 мая День Победы
1 мая Праздник Весны и Труда
1 января Новый год
8 марта Международный женский день
7 января Рождество Христово
(Слайд 10)
-У каждой страны помимо Конституции есть и такие государственные символы, как герб, флаг и гимн.
-Символы России – это бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов. Московский Кремль, Знамя победы, Могила Неизвестного солдата в Москве – это тоже символы России.
- Есть символы, которые представляют и страну, и её историю, и народы её населяющие. В нашей стране это Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн..
Учитель: - Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам - это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.
- Кто может описать Государственный Герб и флаг России?
Учитель: - Каково значение цветов российского флага?
Ученик: - Флаг – знамя, прикреплённое к древку. Он имеет три одинаковые горизонтальные полосы: верхняя полоса – белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность, честность, красный – огонь и отвагу. Бело – синему флагу России более 300 лет. Государственный флаг постоянно развевается над правительственными учреждениями.(Слайд11)
Учитель: – Кто может описать герб? (Слайд12)
Ученик: - Герб – отличительный знак государства. Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. Правой лапой орёл сжимает скипетр – жезл, украшенной затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар
с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена корона, скипетр и держава служили символа власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируют единство нашего государства и независимость её от других государств.
Ученик: - На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.
Учитель: - У каждого государства есть свой Государственный Гимн.
- Что такое гимн?
Ученик: - Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая
исполняется в особо торжественных случаях: во время подъема государственного флага, во время национальных праздников,во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. (Слайд 13)
При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
Учитель: - Чтобы уважать Родину, надо её знать и любить.
Ученик: Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса.
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Ученик: Нет на свете Родины дороже.
Надо всё нам делать для неё.
Чтобы день, который нами прожит.
Каждым часом радовал её.
Всюду всё в её раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела.
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно родина цвела!
Учитель: - А в каком крае мы живём?
- Республика Адыгея – это наша малая Родина, это частица нашей огромной страны. Каждый из нас связан с Родиной тысячами нитей. Чувство любви к России выражает каждый человек, когда называет родным свой край!
Ученик: Моя Адыгея.
-Что тебе дороже? - так меня спросили,-Чья земля красивей для тебя на свете? - Нет земли роднее, нет земли красивей Милой Адыгеи, - людям я ответил. - А какие реки для тебя светлее, И вода какая жажду утоляет?- Милой Адыгеи нет воды вкуснее, Горных рек прохлада веет над полями.- Где, поэт, признайся, девушки красивей, Где смелей, стройнее и славней джигиты? - На земле адыгской, на земле счастливой - - Солнцем озаренной и росой омытой!Киримизе Жане
- У нашей Республики тоже есть свой флаг, гимн, герб. (Слайд14-15)
-Герб представляет собой круг, сверху обрамлён ленточной надписью "Республика Адыгея" на русском и адыгейском языках. В середине ленты большая звезда. С боковых сторон листья дуба, клена, пшеницы, початки кукурузы, указывают на неразвернутую связь человека с природой. Круг замыкает аббревиатурой слов "Российская Федерация" – буквами РФ. Внизу изображение национального стола – lанэ с хлебом и солью. В середине круга главный герой народного эпоса Саусрыкъо на огненном летящем коне. В руке всадник держит пылающий факел. По легенде богатырь похитил его у бога для людей.
Флаг Длина флага 180 см, ширина 90 см. На флаге Республики изображены 12 звезд и 3 скрещенные стрелы. Звезды обозначают 12 адыгских племён, а три стрелы их силу, мощь и единство. Зелёный цвет – цвет мусульман, обозначающей вечность, жизнь.
Гимн Слова И. Машбаш Музыка У. Тхабисимова
Учитель: Я знаю, Адыгея так мала.На пёстрой карте, возле гор Кавказских,Вот вся она под кончиком указки –Земля, что целым миром мне была:Лихой джигит, пришпоривший коня, Объедет всю её к исходу дня, Но ты приедешь с доброю душой – Тебе она покажется большой. Исхак Машбаш
Учитель: - Любите ли вы своё село, Республику?
- А за что вы его любите?
- Что вы можете сделать, чтобы оно было ещё лучше, краше, богаче?
(Выставка рисунков «Милый сердцу уголок»Дети: Утром солнышко встаёт,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я -
Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю солнцу я -
Здравствуй, Родина моя!
Учитель: - Помните, дети, «Родина любимая, что мать родимая!».Её мы бережём, ею гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре, искусстве.
Учитель: - Но не только в боях отважен русский народ . Свою Родину он прославляет и в мирное время : своим трудом ,научными, спортивными достижениями . Наши спортсмены, побеждавшие в Олимпийских играх стояли на пьедестале славы с золотыми медалями на груди и со слезами на глазах,наблюдали, как под звуки российского гимна поднимается флаг Российской Федерации . Только это уже слёзы счастья , гордости за свою страну.
Участники праздника встают . Исполняется гимн Российской Федерации и гимн Республики Адыгея.
-Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать, что они символизируют, иметь представление об их истории. Наши символы – часть российской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.
Ученица: Берегите Россию – нет России другой
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе …
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой.