Рабочая программа элективного курса «Менеджер по туризму» 9, 11 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 61»
Рабочая программа элективного курса
«Менеджер по туризму»
9, 11 класс
Автор программы:
учитель биологии и географии
Максимова Л.А.
г. Рязань
2016-2017
Пояснительная записка.
Элективный курс «Менеджер по туризму» предусматривает знакомство учащихся с данной профессией, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты данного вида деятельности: социальные, экономические, психологические, нравственные и др. Изучение материала курса направленно на выявление школьников склонных к работе в сфере деятельности «человек - человек», в частности туристического предпринимательства.
Актуальность. Сегодня туризм имеет массовый характер; по прогнозам, количество путешествующих с каждым годом будет только расти. Увеличивается число туристических агенств, строятся новые отели, рестораны, стремительными темпами развивается туристическая инфраструктура. Туристический бизнес переживает существенный подъем.
  В связи с этим повышается спрос на туристические услуги и наиболее остро востребованы квалификационные специалисты. В настоящее время в высших и средних учебных заведениях открываются факультеты: менеджер по туризму, туризм, и другие. Изучение данного курса поможет учащимся составить целостную систему знаний о туристическом бизнесе, организационно-экономической деятельности фирм, обогатит их новыми знаниями о профессиональной деятельности, страноведении. Научит учащихся правильно оценивать перспективы и особенности управлением туризмом.
В течение всего элективного курса учащиеся работают с дополнительной литературой, оформляют полученные сведения в виде реферативных работ, буклетов, стенных газет. В конце курса проводится конференция, где школьники выступают с собственными бизнес-планами.
Теоретической базой курса служат школьные курсы географии, биологии, истории. Расширяя и углубляя знания, умения и навыки, полученные на этих уроках, учащиеся знакомятся с основами туристической индустрии.
Программа данного курса содержит достаточно полное представление о профессиональном мастерстве агента по туризму. Большое внимание уделено организации обслуживания туристов, рассматриваются вопросы оформления туристической документации, в том числе визовой поддержки, организационно экономической - деятельности фирм.
Практическая часть элективного курса выполняется в форме деловых игр, экскурсий, встреча со специалистами.
Содержание программы может быть рассмотрено как один элективный курс, рассчитанный на 34 часа (1 час в неделю) или служить основой для разработки относительно самостоятельных более мелких курсов, основанные на актуализации широких межпредметных и внутрипредметных связей.
       Программа расчитана для учащихся 9,11 – х классов.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
системность;
целостность;
объективность;
научность;
доступность для учащихся школы;
реалистичность;
практическая направленность.
Форма организации занятий: индивидуальная, парная, групповая.
Форма проведения занятий:        
Лекция
Беседа
Практическая работа
Составление бизнес-плана.
Оформление стенгазеты, буклета, брошюры.
Формы контроля
Сообщения, выступления.
Рефераты.
Практические работы.
Проектные работы.
Решение ситуационных задач.
Задачи курса:
Сформировать общее представление об индустрии гостеприимства, возникшей во времена Античности.
Формирование умения и навыков комплексного осмысления знаний, полученных на уроках географии.
Формировать интерес к изучаемому предмету.
Дальнейшее формирование у учащихся умения самостоятельно находить материал и практически применять его.
Содержание курса
Ведение. Общие сведения о профессии. История профессии. Индустрия туризма.
Туризм как системный объект изучения: определение туризма; классификация туризма.
Правовые аспекты туристического бизнеса. Соблюдение законов страны пребывания, правил и обычаев.
Выбор партнеров: выбор туроператоров и порядок работы с ними; заключение договоров; составление проекта договора.
География туристического спроса. Составление программы обслуживания. Виды рекламы.
Работа с клиентской базой. Привлечение туристов в офис.
Методика подготовки проведения экскурсий. Виды экскурсий. Составление конспекта экскурсий.
Визовая поддержка. Оформление визы, заполнение анкет. Этика общения. Работа с образцами туристических путевок.
Транспортное обслуживание, гостиничный сервис, питание (кухни мира).
Автоматизация работы турфирмы.
Квалификационные требования к менеджеру турфирмы. Кадровое обеспечение фирмы.
Перспективы развития туризма.
Защита бизнес-планов.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия Тема занятия Количество часов Форма проведения
всего теория практика 1. Ведение. Общие сведения о профессии. История профессии. 1 1 - Лекция с элементами беседы.
2. Индустрия туризма. 1 1 - Лекция с элементами беседы.
3. Туризм как системный объект изучения: определение туризма. 1 1 - Лекция с элементами беседы.
4. Туризм как системный объект изучения:классификация туризма. 1 - 1 Практическая работа в группах.
5. Правовые аспекты туристического бизнеса. 1 1 - Лекция с элементами беседы.
6. Соблюдение законов страны пребывания. 1 1 - Лекция с элементами беседы.
7. Правила и обычаи стран пребывания. 1 - 1 Практическая работа.
8. Выбор туроператоров и порядок работы с ними. 1 1 - Лекция с элементами беседы.
9. Заключение договоров. Составление проекта договора 2 1 1 Лекция.
Практическая работа.
10. География туристического спроса. 2 1 1 Лекция.
Практическая работа.
11. Составление программы обслуживания. 1 0,5 0,5 Лекция.
Практическая работа.
12. Виды рекламы. 2 1 1 Лекция.
Практическая работа.
13. Работа с клиентской базой. 1 - 1 Практическая работа.
14. Привлечение туристов в офис. 1 - 1 Практическая работа.
15. Методика подготовки проведения экскурсий. Виды экскурсий. 1 1 - Лекция с элементами беседы.
16. Составление конспекта экскурсий. 1 - 1 Практическая работа.
17. Визовая поддержка. Оформление визы, заполнение анкет. 2 1 1 Лекция.
Практическая работа.
18. Этика общения. 1 - 1 Практическая работа.
19. Работа с образцами туристических путевок. 1 - 1 Практическая работа.
20. Транспортное обслуживание. 1 1 - Лекция.
21. Гостиничный сервис. 3 1 2 Лекция.
Практическая работа.
22. Питание (кухни мира). 1 - 1 Практическая работа.
23. Автоматизация работы турфирмы. 2 1 1 Лекция.
Практическая работа.
24. Квалификационные требования к менеджеру турфирмы. 1 1 - Лекция.
25. Кадровое обеспечение фирмы. 1 - 1 Практическая работа.
26. Перспективы развития туризма. 1 1 - Лекция.
27. Защита бизнес-планов. 1 - 1 Конференция.
ЛИТЕРАТУРА:
Азар В.И. Экономика и организация туризма. М., 1993.
Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб., 2000.
Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М., 1995.
Дмитревский Ю.Д. Туристические районы мира: Учеб. Пособие. Смоленск, 2000.
Дъякова Р.А. и др. Основы экскурсоведения. Учебное пособие. М, Просвещение, 1985.
Исмаев Д.К. Работа туристической фирмы по организации зарубежных поездок: Теория и практика маркетинга; Учеб. Пособие. М., 1996.
Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в РФ». М., 1997.