Программа дисциплины №Техника и технология художественной росписи по дереву


МИНИСТРСТВО ОБРАЗОВАНИИ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ЗАВЕДЕНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.ВЕРНАДСКОГО» в г.ЯЛТЕ
КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ДИЗАЙНА

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Гуманитарно-педагогической академии филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И.Вернадского» в г.Ялте
_____________Т.А.Кот
«____»__________2016
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Техника и технология художественной росписи по дереву
Направление подготовки: 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Профили подготовки: Художественная роспись
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Ялта – 2016 г.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВО по направлению 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и учебного плана по профилю подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
Автор: ассистент Чайка Надежда Михайловна, ст.препод.Заргарян И.В.
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры протокол №_
от __ _______ 201_ г. и признана соответствующей требованиям ФГОС и учебного плана по направлению 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Зав. кафедрой (А.Е.Максименко) _________________.
Рабочая программа рассмотрена на заседании ученого совета Института протокол № от « » ________201_ г. и признана соответствующей требованиям ФГОС и учебного плана по направлению 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель изучения дисциплины..…………….…...…………………………….…. 4
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ……………….……….…….. 4
3. Результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с результатами освоения образовательной программы..…………………..………………...…... 4
4. Объем дисциплин и распределения часов по видам учебной работы…………………………………………………………………….……….. 5
5. Содержание дисциплины…………….………………………………………... 5
7. Фонд оценочных средств проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине…………………………………………………….
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине…….……………………..………….…… 7
7.1. Результаты обучения по дисциплине, формы промежуточной аттестации и виды оценочных средств …………………………………………. 7
7.2. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций ……………………………………………... 9
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины……………….……………………………………..…
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.............................................................................................................. 10
10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее ‒ сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины ……………………………………………………………………… 10
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)…………………………………………………….. 10
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине…………………... 11
13. Материально-техническое и информационное обеспечение учебной дисциплины для студентов с ограниченными возможностями здоровья……………………………………………………………………... 12
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Техника и технология художественной росписи по дереву.
1. Цель изучения дисциплины подготовка квалифицированных специалистов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, владеющих навыками художественной росписи предметов декоративного искусства по дереву и ткани и ориентированных на создание эстетически совершенных и высококачественных уникальных предметов и изделий в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.02 – Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (художественная роспись).
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (бакалавриата / специалитета / магистратуры)
Дисциплина «Техника и технология художественной росписи по дереву» является дисциплиной формирования профессиональных и профессионально-прикладных компетенций профиля профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Изучение дисциплины «Техника и технология художественной росписи по дереву» требует наличия у студентов знаний художественных, проектных, информационно-технологических; организационно-управленческих; научно-исследовательской деятельности; педагогических и являются логическим продолжением дисциплин «Народные промыслы», «Техника росписи», «Декоративная живопись», «Декоративный рисунок». Учебная практика пленэр и учебная практика в художественных мастерских являются теоретической и практической базой для освоения дисциплины. Также студенты подготавливают дипломную работу для защиты квалификационного уровня академический бакалавр на преддипломной практике.
Дисциплина (модуль) изучается на 3, 4,5 курсе в 5-9 семестрах.
3. Результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с результатами освоения образовательной программы
Таблица 1
Код компетен-
ции Результаты освоения основной образовательной программы (компетенция или содержание достигнутого уровня освоения компетенции ) Результаты обучения
ПК-9 исполнительская:
способностью варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими процессами (ПК-9); знать: владение техникой различной росписи по дереву; методы и способы устранения допущенных ошибок; материалы, инструменты, подготовительные процессы для ручной росписи.
уметь: работать с конкретной задачей назначения расписываемого изделия (выбор тематики, материала, размера и техники выполнения); организация среды за счет оформления интерьера произведениями декоративно-прикладного искусства, на которые часто переносится роль художественного акцента;
владеть: владение техникой ручной росписи по дереву.
ПК-11 контролировать качество изготавливаемых изделий (ПК-11) знать: технические характеристики красителей, резервов их химический состав, свойства и взаимодействие с различными видами тканей, используемых в работе.
уметь: понимание роли художественной росписи для окружения
владеть: технологиями росписи по дереву
4. Объем дисциплины (модуля) и распределение часов по видам учебной работы
Таблица 2
Виды контактной и внеаудиторной работы Всего часов
очная форма обучения
Общий объем дисциплины 144
Аудиторная работа 75
в том числе: Лекции 12
Лабораторные 63
Практические (семинарские) -
Самостоятельная работа обучающихся 69
Контрольная работа -
Иные виды работы Виды промежуточной аттестации: Зачет просмотр 6 семестр зачет
Курсовое проектирование Курсовая работа Экзамен -
5. Содержание дисциплины (модуля)
Таблица 3
Разделы дисциплины

п/п Наименование разделов дисциплины Всего часов В том числе
Аудитор-
ные занятия Из них Самостоя-
тельная работа
Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия 1 Введение. История развития художественного оформления тканей способом ручной росписи. История развития художественной росписи по дереву. 13 6 2 4 7
2 Основы декоративной композиции - необходимый фактор для создания творческих работ - (работа над эскизом для росписи). 13 6 6 7
3 Материалы, инструменты, подготовительные процессы, необходимые для ручной росписи. 14 7 2 5 7
4 Техника и технология росписи по дереву. Темперная роспись по доске. 12 6 6 6
5 Техника Хохломской росписи (изучение техники и создание авторской росписи: по эскизу. 14 8 2 6 6
6 Техника Городецкой росписи (изучение специфики технологических особенностей этой техники и выполнение образцов). Выполнение эскиза декоративной росписи в материале. 12 6 6 6
7 Роль дополнительных эффектов в росписи (выполнение образцов). 14 8 2 6 6
8 Техника свободной росписи дерева с использованием сухой кисти (выполнение образцов). 12 6 6 6
9 Роль основных законов цветоведения в создании колористической темы создаваемого произведения. 14 8 2 6 6
10 Выполнение творческой работы. Создание эскиза монокомпозиции на выбранную тему и выполнение её в материале в любой из изученных техник. 14 8 2 6 6
11 Типичные ошибки и их устранение. 12 6 6 6
Всего 144 75 12 63 69
Таблица 4
Темы разделов дисциплины
Раздел Номер занятия Вид занятия Номер вида заня
тий Тема занятия Часы
Введение. История развития художественного оформления тканей способом ручной росписи. История развития художественной росписи по дереву. 1 Лекция 1 Формы организации учебного процесса по дисциплине: практические занятия и самостоятельная работа студентов. Знакомство с основными положениями, касающимися природы, специфики, истории, технологических особенностей, приемов и методов выполнения художественного оформления дерева. 2
2-3 Лабораторные 1-2 Выполнение стилизации растений для росписи по дереву. 3 эскиза создаются акварелью на бумаге А-4 формата. 4
Основы декоративной композиции - необходимый фактор для создания творческих работ - (работа над эскизом для росписи). 4-6 Лабораторные 3-5 Особенности композиции в декоративно-прикладном искусстве: работа с плоскостью, членение плоскости на части, уход от трехмерного пространства к двухмерному, отказ от линейно – воздушной перспективы и объема.
Выполнить ряд упражнений (4-5) на бумаге акварелью, применив законы построения композиции. 6
Материалы, инструменты, подготовительные процессы, необходимые для ручной росписи. 7 Лекция 2 Материалы для выполнения росписи по дереву. 2
8-9 Лабораторные 6-7 Этапы подготовки дерева к росписи. 5
Техника и технология росписи по дереву. Темперная роспись по доске. 10-12 Лабораторные 8-10 Работа темперой: этапы и особенности ее выполнения.
Перед работой необходимо выполнить композиционный поиск для выбранного деревянного изделия для росписи. Найти правильное соотношение цветового содержания решения рисунка.
Выполнить одну из росписей по дереву. 6
Техника Хохломской росписи (изучение техники и создание авторской росписи: по эскизу. 13 Лекция 3 История возникновения, основные аспекты, особенности Хохломской росписи. 2
14-16 Лабораторные 11-13 Выполнение росписи по ткани способом холодного батика требует обязательной обводки каждой плоскости рисунка резервирующим составом. 6
Техника Городецкой росписи (изучение специфики технологических особенностей этой техники и выполнение образцов). 17-19 Лабораторные 14-16 Анализ и изучение литературы и произведений мастеров Городецкой росписи. Выделение особенностей современного росписи не только по трудоемкости по сравнению с классической техникой росписи, но и в соблюдении строгой последовательности в работе. 6
Роль дополнительных эффектов в росписи (выполнение образцов). 22 Лекция 4 Анализ современных произведений мастеров художественной росписи по дереву. Использование в современной росписи сетки кракле, современные материалы – акрил, резервирующего состава, проволоки, нитей, бисера, смол. А 2
20-22 Лабораторные 17-19 Выполнить роспись по дереву с использованием дополнительных эффектов. 6
Техника свободной росписи дерева с использованием сухой кисти (выполнение образцов). 23-25 Лабораторные 20-22 Анализ и изучение литературы и произведений мастеров с использованием сухой кисти. Выделение особенностей и возможностей применения этого приема росписи гуашью или акрилом. 6
Роль основных законов цветоведения в создании колористической темы создаваемого
произведения 26 Лекция 5 Изучение роли основных законов цветоведения в создании колористической темы создаваемого произведения. 2
27-29 Лабораторные 23-25 Выполнение 3 эскизов композиции свободной росписи дерева сухой кистью. Подготовить изделие для работы, выполнить роспись, следуя технике росписи сухой кистью, используя щетинистые кисти широким мазком, с растушевкой, добавить акценты, нюансы. 6
Выполнение творческой работы. Создание эскиза монокомпозиции на выбранную тему и выполнение её в материале в любой из изученных техник. 30
Лекция 6
Выполнение эскиза монокомпозиции на бумаге формата А-3 акварелью или гуашью для росписи на дереве. 2
31-33 Лабораторные 26-28 Плоскость для монокомпозиции четко ограниченна заданными размерами, всегда замкнута. 6
Типичные ошибки и их устранение. 34-36 Лабораторные 29-31 Выполнение упражнений по устранению ошибок 6
ИТОГО аудиторных часов по дисциплине 75
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Основная форма работы по курсу - самостоятельная отработка тем и практическое решение различных росписей по дереву. Эта работа ведётся на базе полученных знаний с использованием рекомендованных источников и теоретической литературы, наглядного материала: экспонатов музеев, выставок мастеров, специализированных мастерских. Самостоятельная работа способствует выработке у обучаемых навыков изучения учебной литературы, а также формированию профессиональных качеств и умений практической творческой деятельности. Во время самостоятельной подготовки осуществляется активный поиск новых знаний, выполнение практических заданий. Обучаемые занимаются самостоятельно в дни и часы свободные от плановых занятий.
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
Ответ студента на экзамене оценивается одной из следующих оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые выставляются по следующим критериям.
Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного и нормативного материала, умеющий свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем. Как правило, отличная оценка выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий курса, их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала, знающим точки зрения различных авторов и умеющим их анализировать.
Оценка «хорошо» выставляется студентам, обнаружившим полное знание учебного материала, успешно выполняющим предусмотренные в программе задания, усвоившим основную литературу, рекомендованную кафедрой. Этой оценки, как правило, заслуживают студенты, демонстрирующие систематический характер знаний по дисциплине и способные к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
На «удовлетворительно» оцениваются ответы студентов, показавших знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и в предстоящей работе по профессии, справляющихся с выполнением заданий, предусмотренных программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении заданий, не носящие принципиального характера, когда установлено, что студент обладает необходимыми знаниями для последующего устранения указанных погрешностей под руководством преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, обнаружившим пробелы в знаниях основного учебного материала, допускающим принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Такой оценки заслуживают ответы студентов, носящие несистематизированный, отрывочный, поверхностный характер, когда студент не понимает существа излагаемых им вопросов, что свидетельствует о том, что студент не может дальше продолжать обучение или приступать к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
7.1. Результаты обучения по дисциплине, формы промежуточной аттестации и виды оценочных средств
Результаты обучения по дисциплине, необходимые для формирования компетенции или ее части Критерии и шкала оценки результатов обучения по дисциплине Формы проме-жуточ-ной аттес-тации Вид оценочных средств
Знать: Принципы формообразования в декоративной композиции.
- стилизацию и трансформацию форм окружающего мира в орнаментальные и сюжетные мотивы.
- законы цветовой гармонии и их эмоциональную выразительность в создании колористической темы композиции;
- материалы, инструменты, подготовительные процессы для ручной росписи.
Владеть:
- владение техникой различной росписи по дереву.
- методами и способами устранения допущенных ошибок.
Уметь:
- работать с конкретной задачей назначения расписываемого изделия (выбор тематики, материала, размера и техники выполнения);
- понимание роли художественной росписи для окружения. «отлично» 90-100 (А)
«хорошо» 82-89 (В)
72-81 (С)
«удовлетво-рительно»
64-73 (D)
60-63 (E)
«неудовле-творительно»
35-59 (FX)
1-34 (F) Текущий просмотр всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного и нормативного материала, свободно выполненные задания
полное знание учебного материала, выполненные предусмотренные в программе задания
знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и в предстоящей работе по профессии, справляющихся с выполнением заданий, предусмотренных программой.
есть пробелы в знаниях основного учебного материала, допускаются ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.
7.2. Формы текущего контроля и виды используемых оценочных средств по дисциплине
Разделы дисциплины Результаты изучения разделов дисциплин (знать, уметь, владеть) Критерии и шкала оценки результатов изучения разделов дисциплин Вид текущей аттеста-ции Вид оценоч-ных средств
Введение. История развития художественной росписи по дереву. пользоваться справочной литературой;
решать творческие задачи;
выполнять различные виды декорирования изделий; 0-9 баллов Текущий просмотр Дифферен-цирован-ный зачет
Основы декоративной композиции росписи по дереву. принципы формообразования в декоративной композиции.
стилизацию и трансформацию форм окружающего мира в орнаментальные и сюжетные мотивы.
законы цветовой гармонии и их эмоциональную выразительность в создании колористической темы композиции; 0-9 баллов Текущий просмотр Дифферен-цирован-ный зачет
Материалы, инструменты, подготовительные процессы, необходимые для росписи. материалы, инструменты, подготовительные процессы для ручной росписи. 0-9 баллов Текущий просмотр Дифферен-цирован-ный зачет
Техника и технология росписи по дереву. Темперная роспись по доске. владение техникой различной росписи по керамике.
работать с конкретной задачей назначения расписываемого изделия (выбор тематики, материала, размера и техники выполнения);
-понимание роли художественной росписи для окружения. 0-9 баллов Текущий просмотр Дифферен-цирован-ный зачет
Техника Хохломской росписи (изучение техники и создание авторской росписи: по эскизу. владение техникой различной росписи по дереву.
работать с конкретной задачей назначения расписываемого изделия (выбор тематики, материала, размера и техники выполнения);
понимание роли художественной росписи для окружения. 0-9 баллов Текущий просмотр Дифферен-цирован-ный зачет
Техника Городецкой росписи (изучение специфики технологических особенностей этой техники и выполнение образцов). владение техникой различной росписи по дереву.
работать с конкретной задачей назначения расписываемого изделия (выбор тематики, материала, размера и техники выполнения);
понимание роли художественной росписи для окружения. 0-9 баллов Текущий просмотр Дифферен-цирован-ный зачет
Роль дополнительных эффектов в росписи дерева (выполнение образцов). владение техникой различной росписи по дереву.
0-9 баллов Текущий просмотр Дифферен-цирован-ный зачет
Техника свободной росписи дерева с использованием сухой кисти (выполнение образцов). владение техникой различной росписи по дереву.
работать с конкретной задачей назначения расписываемого изделия (выбор тематики, материала, размера и техники выполнения);
понимание роли художественной росписи для окружения. 0-9 баллов Текущий просмотр Дифферен-цирован-ный зачет
Роль основных законов цветоведения в создании колористической темы создаваемого произведения. законы цветовой гармонии и их эмоциональную выразительность в создании колористической темы композиции;
0-9 баллов Текущий просмотр Дифферен-цирован-ный зачет
Выполнение творческой работы. владение техникой различной росписи по дереву/ткани. работать с конкретной задачей назначения расписываемого изделия (выбор тематики, материала, размера и техники выполнения);
понимание роли художественной росписи для окружения. 0-9 баллов Текущий просмотр Дифферен-цирован-ный зачет
Типичные ошибки и их устранение. методами и способами устранения допущенных ошибок. 0-10 баллов Текущий просмотр
Дифферен-цирован-ный зачет
Всего 100 баллов 7.3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций
№ Виды деятельности студента Кол-во баллов
1. Выполнение стилизации растений для росписи по дереву. 3 эскиза создаются акварелью на бумаге А-4 формата. 0 –9
2. Выполнить ряд упражнений (4-5) на бумаге акварелью, применив законы построения композиции. 0 –9
3. Этапы подготовки дерева к росписи. 0 –9
4 Перед работой необходимо выполнить композиционный поиск для выбранного деревянного изделия для росписи. Найти правильное соотношение цветового содержания решения рисунка.
Выполнить одну из росписей по дереву. 0 –9
5. Выполнение Хохломской росписи. 0 –9
6 Этапы работы Городецкой росписи. 0 –9
7 Выполнить роспись по дереву с использованием дополнительных эффектов. 0 –9
8 Выполнение 3 эскизов композиции свободной росписи деревянных изделий сухой кистью. Подготовить изделие для работы, выполнить роспись, следуя технике росписи сухой кистью, используя щетинистые кисти широким мазком, с растушевкой, добавить акценты, нюансы. 0 –9
9 Изучение роли цвета в художественной росписи дерева. Изучение цветовой грамоты, свойства определенных цветов и способы их взаимодействия в композиции, учитывая связь формы и цвета, закономерности построения гармоничных соотношений, распределение цветов, поддерживающее плановость в двухмерном изображении.
Выполнение эскиза свободной росписи по дереву с использованием основных законов цветоведения. 0 –9
10 Выполнение эскиза монокомпозиции на бумаге формата А-3 акварелью или гуашью для росписи на дереве рассматривается как вид орнаментальной композиции, при построении которой необходимо учитываются ряд особенностей: плоскость для монокомпозиции четко ограниченна заданными размерами, всегда замкнута. 0 –9
11 Выполнение упражнений по устранению ошибок 0 –10
Всего 0 – 100
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Вид учебных занятий в соответствии с пунктом 4 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) по видам учебных занятий
Практические, лабораторные
занятия В содержании каждого практического занятия находят отражение теоретико-познавательный, мировоззренческий, воспитательный и методический элементы. Важное значение придаётся индивидуализации обучения. Она основывается на глубоком знании индивидуальных особенностей обучаемых и заключается в поиске и применении таких приёмов и методов, которые позволяют добиться максимально высоких результатов в изучении дисциплины применительно к каждому конкретному обучаемому.
Самостоятельная работа На занятиях рассматриваются наиболее актуальные и сложные проблемы курса, особенности техники выполнения изделий народного творчества, даются конкретные методические указания по организации самостоятельной подготовки обучаемых.
Консультации являются одной из основных форм оказания помощи обучаемым в их самостоятельной работе по изучению дисциплины. Они проводятся постоянно в процессе творческой деятельности.
Основная форма работы по курсу - самостоятельная отработка тем и практическое решение различных росписей. Эта работа ведётся на базе полученных знаний с использованием рекомендованных источников и теоретической литературы. Самостоятельная работа способствует выработке у обучаемых навыков изучения монографической и учебной литературы, правовых памятников, а также формированию профессиональных качеств и умений практической творческой деятельности. Во время самостоятельной подготовки осуществляется активный поиск новых знаний, выполнение практических заданий. Обучаемые занимаются самостоятельно в дни и часы свободные от плановых занятий.
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
Основная литература:
Баталова И.В. Роспись по дереву. – М.: Эксмо, 2007, - 64 с.
Величко Н. К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия - М.:, 2009.- 224 с. 
Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Просвещение, 2012. – 120 с.
Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. - М.: ВЛАДОС, 2009.- 160 с.
Паранюшкин Р.В., Хандова Г.Н. Колористика. – М.; Феникс, 2009. – 96 с.
Рыженко В. Полная энциклопедия художественных работ по дереву. – М.: Оникс, 2010, – 704 с.
Соколов М.В., Соколова М.С. Декоративно-прикладное искусство – М.: ВЛАДОС, 2013. – 400 с.
Устин В. Б. Композиция в дизайне. - М.: Астрель, 2009.- 239 с.
Фокина Л.В. История декоративно-прикладного искусства. - М.; Феникс, 2009. – 280 с.
Эрл Кэролайн. Роспись по шелку. – М.; Арт-родник, 2010, - 112 с.
Дополнительная литература:
1. Василенко В. М. Искусство Хохломы. - М.: Просвещение, 2009. – 67 с.
2.Ефимов А. В. Цвет + форма. - М.: БуксМАрт, 2014. – 616 с.
3. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции. – М., 2009. – 178с.
4. Магда Гиновар. Роспись по дереву. - М; Издательство: Арт-Родник, 2009. – 176 с.
Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Истоки. Мастера. Школа. 2006. -125 с.
Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2010. - 152 с.
10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)
Энциклопедия росписей Cozyhome.ucoz.ru
Техника росписи / Технологии / Pinme.ru Pinme.ru›u/markiza/tehnika-rospisi/http://festival.1september.ru/articles/415843/kopilca.ru›dopolnitelnye-effekty-v-rospisi-tkanej/11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
MSWord, MSPowerPoint.
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)
№ П/П Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий Перечень оборудования и технических средств обучения
1 Практическая аудитория №28 Мольберты, этюдники, планшеты, столы
13. Материально-техническое и информационное обеспечение учебной дисциплины для студентов с ограниченными возможностями здоровья
Для студентов с нарушением зрения:
Адаптированная форма предоставления учебной информации:
– крупный шрифт (16-18 пунктов);
– аудионоситель (кассета, диск) с записью лекционного материала, заданиями к семинарским и практическим занятиям, указаниями к самостоятельной работе, контрольные вопросы;
– электронный вариант на дисковом накопителе и наличие компьютера с программой невизуального доступа к информации (программ-синтезаторов речи) – JAWS 8.0, NVDA;
– использование специальных возможностей компьютерной техники: видеоувеличитель, компьютерная лупа и прочее;
–  использование диктофона как способа конспектирования.
Для студентов с нарушением слуха:
Адаптированная форма предоставления учебной информации:
– наличие электронного варианта учебного материала на дисковом накопителе (лекции, задания к семинарским, практическим занятиям, контрольные вопросы, задания к самостоятельной работе);
– наличие разнообразного наглядного материала по темам курса: схемы, диаграммы, рисунки, компьютерных презентаций и прочее;
– наличие видеоинформации и видеоматериалов, сопровождающихся текстовой бегущей строкой или сурдопереводом;
– наличие звукоусиливающей аппаратуры для приема-передачи учебной информации в доступных формах (акустический усилитель и колонки);
– наличие комплекта контрольных заданий для ответа по выбору студента: устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере.
Для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата:
Адаптированная форма предоставления учебной информации:
– наличие альтернативных форм передачи учебного материала: комплекты электронных и распечатанных учебных материалов дисциплины, аудио- и видео-материалы;
– наличие наглядного материала по темам курса: схемы, диаграммы, рисунки, компьютерных презентаций и прочее;
– использование студентами в учебном процессе специальных возможностей операционной системы Windows (экранная клавиатура);
– наличие комплекта контрольных заданий для ответа по выбору студента устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере.