Методическая разработка конкурса профессионального мастерства Лучший диагност


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждения Новосибирской области
«Купинский медицинский техникум»
Методическая разработка
конкурса профессионального мастерства
Лучший диагност

Купино 2016
Пояснительная записка
Мероприятие проводится среди студентов ГАПОУ НСО «КМТ» II курса, специальности 31.02.01 Лечебное дело.
Цель конкурса:
оценка качества профессиональной подготовки будущих специалистов в области диагностики заболеваний и патологических состояний.
Задачи конкурса:
проверить уровень сформированности общих и профессиональных компетенций после изучения профессионального модуля ПМ 01 Диагностическая деятельность;
определить лучшего студента специальности Лечебное дело среди студентов 2 курс техникума;
улучшать формы и методы обучения, направленные на формирование социально ответственной, высокопрофессиональной личности среднего медицинского работника;
повысить интерес студентов к будущей профессии.
Конкурсные задания направлены на повышение уровня сформированности общих и профессиональных компетенций согласно требованиям ФГОС СПО.

Организация конкурса
1 Конкурс проводится в 2 этапа:
- отборочный тур (отбор конкурсантов согласно данным об успеваемости и портфолио личных достижений студента);
- финал.
2. Для организации и проведения конкурса ПЦМК профессиональных дисциплин Лечебное дело формирует организационный комитет из числа преподавателей специальности Лечебное дело.
3. В состав организационного комитета конкурса входят:
- заведующая практикой ГАПОУ НСО «КМТ», председатель;
- председатель ПЦМК профессиональных дисциплин;
- преподаватели ПМ. 01 Диагностическая деятельность;
4. В обязанности председателя и членов организационного комитета входят:
- разработка положения о конкурсе;
- разработка программы проведения конкурса, конкурсных заданий и критериев их оценки;
- подготовка информационных материалов о проведении конкурса и его результатах и размещение их на сайте и информационных стендах техникума;
- оснащение и проведение конкурса;
- составление отчетной документации.
5. Состав жюри конкурса:
- председатель жюри – представитель практического здравоохранения (потенциальный работодатель);
- заместитель председателя – заместитель директора по учебной работе техникума;
- члены жюри (4 человека) – врачи по специальностям «Терапия», «Хирургия», «Педиатрия», «Акушерство и гинекология».
6. В обязанности жюри входит:
- проведение оценки всех претендентов на участие в конкурсе (отборочный тур) и определение конкурсантов для участия в финале;
- проведение оценки всех этапов финала конкурса;
- определение победителя и призеров конкурса;
- заполнение сводной ведомости оценки участников конкурса.
7. Жюри несет ответственность за объективность оценки выполнения конкурсных заданий на каждом этапе, оформление соответствующей документации, определение победителя.
Порядок проведения конкурса
1. Конкурсные задания направлены на проверку сформированности профессиональных компетенций по одному из основных видов профессиональной деятельности – ПМ 01 Диагностическая деятельность.
2. Конкурс проводится в 2 этапа:
1 этап – отборочный тур,
2 этап – финал.
3. 1 этап – отборочный тур – заключается в подготовке и представлении жюри портфолио личных достижений студента в общественной и учебной жизни техникума.
4. Документы для отборочного тура представляются в электронном виде или на бумажных носителях в организационный комитет конкурса.
5. Требования к оформлению портфолио – см. Приложение 1.
6. Каждый член жюри оценивает по критериям оценки (см. Приложение 6) представленные документы участников конкурса, определяется суммарная балльная оценка, выстраивается рейтинг участников, по которому проводится отбор 9 финалистов конкурса
7. 2 этап – финал конкурса проводится на базе ГАПОУ НСО «Купинский медицинский техникум».
8. Все задания конкурса направлены на оценку сформированности группы профессиональных компетенций ПМ 01 Диагностическая деятельность МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин, а также на формирование общих компетенций.
9. 2 этап – финал конкурса включает выполнение 4-х заданий:
1-е задание проводится в форме демонстрации навыков субъективного и объективного осмотра пациентов на фантомах («пациентах»).
Перечень примерных манипуляционных навыков для подготовки – см. Приложение 2, критерии оценки – см. Приложение 6.
2-е задание проводится в форме решения профессионально-ориентированной проблемно-ситуационной задачи с использованием деловой игры, когда необходимо осмотреть «пациента» и поставить предполагаемый диагноз с его обоснованием. Выбор задачи произвольный, каждый участник выбирает 1 задачу среди пронумерованных карточек (само задание скрыто).
Перечень примерных тем для подготовки – см. Приложение 3, критерии оценки – см. Приложение 6.
3-е задание проводится в форме игры «Поле чудес», где каждый участник должен назвать дополнительный метод диагностики, скрытый под темными карточками. Выбор слова произвольный, каждый участник выбирает 1 слово из предложенных.
4-ое задание проводится в форме викторины, где произвольно участником выбирается любая карточка по теме «Симптомы заболеваний», после чего участнику демонстрируется слайд с симптомом (симптомами) какого-либо заболевания. Участник должен определить симптом (симптомы) и ответить на предложенные к слайду задания.
Перечень примерных тем для подготовки – см. Приложение 4, критерии оценки – см. Приложение 5.
Подведение итогов конкурса

1. Жюри конкурса определяет победителя конкурса и призеров на основании рекомендуемых критериев и суммы набранных баллов.
2. Решение жюри считается принятым, если за него проголосовало более половины списочного состава. При равном количестве голосов и спорных вопросах голос председателя жюри является решающим. Решение оформляется протоколом за подписью председателя.
3. Конкурсант, занявший первое место, становится победителем конкурса профессионального мастерства «Лучший диагност». Конкурсанты, занявшие второе и третье место, становятся призерами конкурса.
4. При равном количестве баллов у участников по решению жюри конкурса возможно присуждение 2-х призовых мест.
5. Победитель и призеры конкурса награждаются дипломами.
6. Конкурсанты, не занявшие призовых мест, награждаются секртификатами участников.
Приложение 1.
Требования к оформлению портфолио
Содержание портфолио:
- справка об успеваемости за весь период обучения;
- грамоты, благодарности, полученные в техникуме, сертификаты, дипломы участников любых мероприятий за годы обучения в техникуме.
Приложение 2.
Перечень манипуляций для подготовки к 1-му заданию – демонстрации навыков субъективного и объективного осмотра пациента
1.Методика осмотра пациента с подозрением на инфекционное заболевание.
2.Методика осмотра терапевтического пациента.
3.Осмотр новорожденного ребёнка.
4.Методика осмотра пациента с хирургической и травматологической патологией.
Приложение 3.
Перечень примерных тем для подготовки ко 2-му заданию - решению профессионально-ориентированной задачи
1.Заболевания мочевыделительной системы.
2.Сосудистые заболевания нижних конечностей.
3.Воспалительные заболевания органов дыхания.
4.Заболевания сердечно-сосудистой системы.
5.Заболевания желудка и тонкого кишечника.
6.Острые хирургические заболевания живота.
7.Острые кишечные инфекции.
8.Зоонозы.
9.Гестозы.
10.Острая гинекологическая патология.
Приложение 4
Перечень заболеваний для подготовки к 4-ому заданию – определению симптомов заболевани.
1.Неврологические симптомы.
2.Симптомы детских инфекционных заболеваний.
3.Симптомы хирургической инфекции кожи и подкожной жировой клетчатки.
4.Хирургические инфекции пальцев и кисти.
5.Заболевания щитовидной железы.
6.Патология плаценты.
Приложение 5
Критерии оценки этапов конкурса
1.Критерии оценки отборочного тура конкурса (оценка портфолио)
№ п/п Критерий оценки Баллы
1. Справка об успеваемости за весь период обучения Средний балл за весь период обучения
2. Портфолио достижений: грамоты, благодарности, полученные в техникуме, сертификаты, дипломы участников любых мероприятий за годы обучения в техникуме По 1 баллу за каждое мероприятие, + по 2 балла за призовые места
2. Критерии оценки 1-го задания - демонстрации навыков субъективного и объективного осмотра пациента
Максимально количество баллов – 5 баллов.
Оценивается правильность и полнота выполнения методики осмотра.
5 баллов – вся методика продемонстрирована правильно, полностью выполнены все этапы осмотра, правильный полный ответ на дополнительные вопросы.
4 балла - вся методика продемонстрирована правильно, полностью выполнены все этапы осмотра, но во время демонстрации допущены незначительные неточности, на дополнительные вопросы дан правильный полный ответ.
3 балла – методика продемонстрирована правильно, но во время демонстрации допущены существенные ошибки или конкурсант не смог провести все этапы осмотра. При ответе на дополнительные теоретические вопросы допущены ошибки.
2 балла – методика продемонстрирована правильно, но конкурсант не смог провести все этапы осмотра и не ответил на дополнительные теоретические вопросы.
1 балл – методика продемонстрирована неправильно, конкурсант не ответил на дополнительные теоретические вопросы.
0 баллов – отказ от ответа.
3. Критерии оценки выполнения 2-го задания – решения профессионально-ориентированной задачи
Максимальное количество баллов – 5 баллов.
Оценивается полнота и правильность ответа.
5 баллов – диагноз поставлен правильно, дано его полное обоснование и правильный полный ответ на дополнительные вопросы.
4 балла - диагноз поставлен правильно, при его обосновании допущены незначительные неточности или названы не все диагностические критерии, на дополнительные вопросы дан правильный полный ответ.
3 балла – диагноз поставлен правильно, но при его обосновании допущены существенные ошибки или конкурсант не смог провести обоснование диагноза. При ответе на дополнительные теоретические вопросы допущены ошибки.
2 балла – диагноз поставлен правильно, но конкурсант не смог провести обоснование своего ответа и не ответил на дополнительные теоретические вопросы.
1 балл – диагноз поставлен неправильно, конкурсант не смог провести обоснование своего ответа, не ответил на дополнительные теоретические вопросы.
0 баллов – отказ от ответа.
4. Критерии оценки выполнения 3-его задания - игры «Поле чудес»:
Оценивается правильность и быстрота ответа на вопрос.
3 балла – предложенное слово сразу правильно называется конкурсантом.
2 балла – предложенное слово называется конкурсантом после отгадывания букв.
1 балл – слово называется неверно.
0 баллов – отказ от ответа.
5. Критерии оценки выполнения 4-го задания – викторины «Симптомы заболеваний»:
Оценивается правильность определения симптомов на слайде и полнота ответа на вопросы к слайду.
Оценка выполнения задания с фотографиями на слайде:
Критерии оценки.
3 б. - конкурсант правильно поставил диагноз, назвал симптом, изображенный на фотографии, развернуто описал другие симптомы.
2 б. - конкурсант правильно поставил диагноз, назвал симптом, изображенный на фотографии, описал кратко 1-2 другие симптома.
1 б.- конкурсант правильно поставил диагноз, назвал симптом, изображенный на фотографии, не назвал другие симптомы.
0 б. - конкурсант не поставил либо неправильно поставил диагноз.
Конкурсные задания для проведения внеаудиторного мероприятия «Лучший диагност»
Задание 1.Демонстрация навыков осмотра пациентов.
1.Сравнительная перкуссия легких.
2.Пальпация почек.
3.Аускультация легких.
4.Рефлексы новорожденных.
5.Границы печени по Курлову.
6.Пальпация лимфатических узлов.
7. Размеры селезенки.
8.Топографическая перкуссия легких.
9.Границы относительной сердечной тупости.
Задание 2. Решение задачи.
Задача 1.
Пациентка Н., 32-х лет, обратилась к фельдшеру с жалобами на потрясающий озноб, повышение температуры, ноющие боли в пояснице справа, частое болезненное мочеиспускание. Свое заболевание связывает с переохлаждением. В анамнезе – частые циститы.
Ответ: острый пиелонефрит.
Задача 2.
На ФАП обратился мужчина 45 лет с болями в икроножных мышцах. Считает себя больным полгода, когда впервые появились боли в ногах. Боли усиливаются при ходьбе и пациент вынужден каждые 400 метров останавливаться. Месяц назад появились боли в первом пальце правой стопы, затем на концевой фаланге пальца появилась язва. Кожные покровы голеней больного имеют мраморную окраску, дистальные части стоп багрово-синюшного цвета. Ногти сухие, ломкие.
Больной курит в течение 20-ти лет.
Ответ: облитерирующий атеросклероз сосудов нижних конечностей.
Задача 3.
Больная Е., 35 лет, ветеринарный врач. Жалобы на высокую температуру до 40 С, повторные ознобы, слабость, рвоту, носовые кровотечения, сыпь. Заболела 3 дня назад, когда повысилась температура и на руке появилось зудящее пятнышко.
При осмотре состояние крайне тяжелое. Кожные покровы бледные, цианотичные, на правом предплечье язва с темно-бурым бугристым дном, окружена поясом гиперемии, безболезненна. Увеличены подмышечные лимфоузлы.
Из эпид. анамнеза выяснено, что больная два дня назад вернулась из поездки по району, во время которой проводила вакцинацию в хозяйствах.
Ответ: сибирская язва.
Задача 4.
К вам обратилась студентка 3 курса мед. колледжа, которой во время урока физкультуры около 15 минут назад «стало плохо». После нескольких прыжков у нее внезапно появились острые боли внизу живота слева, с иррадиацией в крестец, левое бедро. Чувствует легкое головокружение. Подобное состояние впервые.
В анамнезе: со слов, здорова. Регулярно проходит медосмотры. Последние mensis с 4 по 8 февраля, в срок, цикл 28 дней. Половой жизнью живет. Беременности отрицает.
При осмотре состояние средней степени тяжести. Сознание ясное, положение вынужденное — предпочитает лежать на спине, не двигаясь. Кожные покровы и видимые слизистые слегка бледные. Тоны сердца ясные, ритмичные. ЧСС 80 в минуту. АД 105/60. Дыхание везикулярное, хрипов нет. ЧДД 18 в минуту. Язык влажный, чистый. Живот в акте дыхания участвует, при пальпации напряженный и болезненный в левой подвздошной области, симптом Щеткина — Блюмберга положительный в левой подвздошной области. Стул, мочеиспускание со слов в норме.
Диагноз: апоплексия левого яичника.
Задача 5.
Больной А., 36-ти лет, обратился к фельдшеру с жалобами на острые боли в животе, возникающие через 30 мин. после приема пищи, рвоту на высоте боли, приносящую облегчение. Иногда больной сам вызывает рвоту после еды для уменьшения боли. Аппетит сохранен, но из-за появления болей после еды, больной ограничивает прием пищи. Болен несколько лет, ухудшение состояния отмечается в осенне-весенний период, обострения провоцируются эмоциональными перегрузками. Больной курит в течение 15-ти лет по 10 сигарет в день.
Ответ: язвенная болезнь желудка, обострение.
Задача 6.
Фельдшер осмотрел пациента 16-ти лет с жалобами на боли в правой половине живота. Боли вначале появились в эпигастральной области, затем спустились в правую подвздошную область. При дыхании щадит правую половину живота. При пальпации болезненность и напряжение мышц в правой подвздошной области, положительны симптомы Щеткина-Блюмберга (в правой подвздошной области), Ситковского, Ровзинга, Воскресенского, Образцова.
Ответ: острый аппендицит.
Задача 7.
В женскую консультацию обратилась женщина 22-х лет с жалобами на задержку месячных, тошноту, рвоту, не связанная с приемом пищи 10 раз в сутки, слабость, недомогание.
Последние месячные с 3 по 6 января, в срок. Половой жизнью живет, не предохраняется.
Диагноз: Беременность 5 недель. Рвота беременной средней степени тяжести.
Задача 8.
Пострадавший упал с высоты на ровную твердую поверхность, сразу почувствовал резкую боль в области правого бедра, встать на ноги из-за боли не может. В средней трети правого бедра кровоизлияния, отек, деформация в виде «галифе».
Ответ: закрытый перелом правого бедра в средней трети со смещением.
Задача 9.
Больная В., 44-х лет, с жалобами на приступы болей сжимающего характера, возникающие за грудиной, иррадиирующие в левую руку, под левую лопатку, в левую ключицу. Продолжительность болей 3 – 5 мин. Боли возникают при ходьбе и подъеме на два этажа, в покое проходят. Беспокоят около 3 – х месяцев.
Ответ: ИБС. Стабильная стенокардия напряжения, 2 ФК.
Задание 3. Игра «Поле чудес».
1. Ректороманоскопия – метод обследования прямой кишки и дистального отдела сигмовидной кишки с помощью эндоскопа.
2. Гистеросальпингография — рентгенологический метод исследования матки и маточных труб, основанный на введении в них контрастных веществ.
3. Кольпоскопия – метод диагностики, основанный на осмотре влагалищной части шейки матки с помощью эндоскопа.
4.Электроэнцефалография - метод графической регистрации электрической активности головного мозга.
5. Коагулограмма – лабораторное исследование, проводимое с целью изучения свертывающей системы крови.
6. Сцинтиграфия - метод регистрации радиоактивного излучения от исследуемой области после введения в организм радиоактивных изотопов.
7. Спирография – метод исследования функции легких путем графической регистрации во времени изменений их объема при дыхании.
8. Бронхография – рентгенологический метод исследования трахеи и бронхов с контрастным веществом.
9. Колоноскопия – метод обследования толстого кишечника с помощью эндоскопа.
Задание 4. Викторина «Симптомы заболеваний».
Слайд 1.
Корь (пятна Бельского-Филатова-Коплика).
Скарлатина (малиновый язык).
Слайд 2.
Диффузный токсический зоб.
Деформирующий остеоартроз коленных суставов
Слайд 3.
Паронихия.
Флегмона подчелюстной области справа.
Слайд 4.
Полное предлежание плаценты (центральное).
Преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты.
Слайд 5.
Дифтерия (дифтерийная пленка).
Коклюш (кровоизлияния в склеру).
Слайд 6.
Флегмона левого предплечья.
Карбункулы шеи.
Слайд 7.
Трубная беременность. Разрыв маточной трубы.
Бартолинит.
Слайд 8.
Поза Вернике-Манна (левосторонний гемипарез). Последствия перенесенного инсульта.
Парез лицевого нерва слева.
Слайд 9.
Отек Квинке.
Ревматоидный артрит.