Сценарий диспута Человек среди людей (5 класс)

Сценарий диспута в 5 а классе
«Человек среди людей»

Вопросы для обсуждения:

1. Человек и природа (взаимосвязь, влияние человека на окружающий мир, человек часть живой природы).
2. Общество и культура (достижения человечества в духовной области).
3. «Истинное назначение человека жить, а не существовать» (как вы понимаете высказывание Джека Лондона?).
4. Человек среди людей, гуманизм и человеколюбие (поведение человека в обществе, коллективе, отношение к другим людям, людям разных национальностей).
Сочинения:
«К чему и куда идет современное общество в бесконечном историческом развитии».
«Что выделяет человека в многообразии живых существ, населяющих Землю и что роднит его с ними».
«Меняется ли человек как биологический вид по мере своего интеллектуального и нравственного совершенствования?»
«Каким путем развивается дух человека к познанию мира и себя или к саморазрушению?»
«Может ли человек изменить окружающий мир или, напротив, являет собой раба обстоятельств?»
«Я человек! Это звучит гордо!»
Цитаты:

Создает человека природа, но развивает и образует его общество.
В. Г. Белинский
Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.
А. Н. Толстой
Понять человека можно только в его единстве плоти, духа и природы, частью которой он является.
И.М. Сеченов
Природа вложила в человека потребность заботиться обо всех людях.
Марк Аврелий
Природа будет действовать на нас со всей силой только тогда, когда мы насеем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с ней и нельзя будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни.
К. Г. Паустовский
Истинное назначение человека жить, а не существовать.
Д. Лондон
Человек это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая.
Б. Паскаль





Десять заповедей человечности:

1. Не убий и не начинай войны.
2. Не помысли народ свой врагом других народов.
3. Не укради и не приписывай труда брата своего.
4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. 7. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
8. Чти природу как матерь свою и помощницу.
9. Пусть живет все твое, мыслится мыслимое.
10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

Д.С. Лихачев («Я вспоминаю», 1991.)
Классный.руководитель:
Уже стала традицией организация диспутов для старшеклассников на актуальные вопросы современной жизни. Вы сами можете предлагать темы, которые вас волнуют, приглашать гостей, которые вам интересны. Мы уважаем мнение любого выступающего, людей разных поколений. Я считаю, что наши диспуты помогут многим разобраться в некоторых сложных вопросах современной жизни, помогут в определении вашей жизненной позиции. Сегодня мы назвали наш диспут «Человек среди людей».
1. На уроках обшествознания вы будите изучать такие понятия, как «общество», «культура». Сегодня мы поговорим на темы «Общество и природа», «Общество и культура».
Понятие «общество» давно и прочно вошло в наш повседневный лексикон. «Дворянское общество», «общество книголюбов», «педагогическое общество» в данном случае под обществом мы понимаем определенную группу людей, объединившихся для общения, совместной Деятельности, взаимопомощи и поддержки. Как этап исторического развития человечества, конкретной страны употребляются термины «первобытное общество», «французское общество» и т. д.
Человеческое общество это часть мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. И еще человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры.
(Направить размышления ребят на понятие «классное общество»)
2. Под словом «культура» чаще всего понимают какие-либо достижения человечества в духовной сфере: художественные творения, научные открытия, а также уровень духовных запросов отдельного человека, его достойное поведение. Какого человека вы назвали бы культурным? Это человек образованный, воспитанный, обладающий хорошим вкусом, владеющий литературным языком, интересующийся высокохудожественными произведениями искусства. Как вы считаете, относятся ли так называемые отрицательные «ценности» (тоже продукты умственной деятельности человека) к явлениям культуры? Аргументируйте свой вывод. Кого в классе вы назвали бы самым культурным человеком?
3. «Истинное назначение человека жить, а не существовать».
Как вы понимаете высказывание Джека Лондона? Сравните уровень развития человека и животного. В то время как поведение животного неразрывно связано с окружающей средой и направляется инстинктами, деятельность человека не является четко запрограммированной, в ней всегда есть место свободному выбору. Человек обладает не только сознанием, но и самосознанием, самовыражением. Человек это личность, способная к целенаправленным, планомерным действиям, творческим достижениям, среди которых на первом месте создание человеческих форм общения. Как вы понимаете выражение: «Он сильная личность»? Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плаванье по воле случая». Понятие «личность» характеризует в человеке свойства его характера, которые он обретает только во взаимодействии с другими людьми. В своих ролевых проявлениях личность меняется, развивается, совершенствуется.
Кто формирует личность? Это, конечно, семья, учителя, друзья, классный коллектив, природа, иногда случайные люди, книги, фильмы, произведения искусства и т. д. Формирует улица, иногда деформирует, может и разрушить. Кого благодарить и где искать виноватого? Легче всего обвинить в своей неудаче кого-то, но человек формирует свою личность сам. И сам должен определить для себя свою активную жизненную позицию, свой смысл жизни.
(Обратить внимание на проблемы современного общества (ранняя беременность, алкоголизм, наркомания, СПИД, курение, детская беспризорность, подростковая преступность). Почему некоторые личности не жалеют ни себя, ни близких ради минутного удовольствия, уходят в мир иллюзий или позволяют вовлекать себя в преступные замыслы?)
«Жизнь без нравственного усилия есть сон». Так много лет назад написал Л.Н. Толстой. Нравственные усилия осуществляются человеком в процессе борьбы за самого себя. Стремясь утвердить свою человеческую сущность, человек совершенствует свои качества, реализует свой потенциал.
Подумайте над тем, какие у вас есть способности, чтобы занять достойное место в жизни общества.
4. Гуманность, гуманизм, толерантность.
Гуманность, человечность великодушие, доброта к людям, готовность простить или хотя бы понять человека, уважение к его личности и самостоятельности.
Гуманизм воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность, защищающее его свободу и всестороннее развитие.
Гуманизм стремится выявить в человеке все лучшее, что заложено природой. Для гуманизма отходит на задний план все, что разъединяет людей: расовые, религиозные, политические, культурные барьеры и предрассудки. Гуманизм это добрая мысль о человеке, он признает справедливость высшего принципа равенства равенства прав всех людей без исключения. Его цель способствовать развитию культуры, единению и согласию человечества.
Толерантность это цивилизованный компромисс между культурными традициями, этническими, национальными, религиозными и иными особенностями образа жизни.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность очень важна в современном мире.
(Обратить внимание на отношения в классе к одноклассникам другой национальности, на уважение друг к другу, взаимопомощь и понимание. Доказать ошибочное и преступное мнение так называемых «национал-патриотов», которые пытаются утверждать, что любить свою нацию и ненавидеть все прочие вполне совместимо. Эти горе-патриоты, наверное, совсем не знают о той роли, которую сыграли иноплеменники в становлении и развитии русской культуры)
(Многие творцы русской культуры были потомками инородцев армян и греков, грузин и датчан, евреев и немцев, поляков и татар, французов и даже эфиопа. Прославленный полководец А. Суворов своим предком считал шведа, а его лучший генерал, герой Бородинского сражения, П. Багратион был грузином. Таких примеров множество. И это все говорит не против российской культуры, а в ее пользу: не ущемляет наше национальное самосознание. Россия предоставила им шанс раскрыть свои замечательные дарования, российская почва взрастила их)
Подвести итоги диспута









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15