Аттестациядан отуучу мугалимдерге жардам Инвалиды


Утверждена
Указом Президента
Кыргызской Республики
от 29 июня 1999 года N 157

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
государственной поддержки инвалидов

I. Характеристика проблемы

В Кыргызской Республике на 1 мая 1999 года насчитывалось около 98 тысяч инвалидов различных категорий, в том числе: 7 тыс. - инвалидов войны, 1,1 тыс. - инвалидов вследствие аварии на ЧАЭС, 10,5 тысяч детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, 9,5 тысяч инвалидов по зрению и слуху и 69,9 тысяч инвалидов других категорий.
Ежегодно в республике инвалидами признаются около 34 тыс.чел., из них более трети - признаются инвалидами впервые. 40,8% из числа, признаваемых инвалидами, составляют женщины. Тревожным является тот факт, что в структуре первичной инвалидности специализированных психиатрических ВТЭК инвалиды детства составляют большинство. Основным заболеванием, инвалидизирующим с детства, является умственная отсталость. Число инвалидов с умственной отсталостью среди инвалидов с детства достигает 80%.
Анализ показал, что из общего числа инвалидности преобладают инвалиды от общих заболеваний 79,6%, в том числе:
- болезни системы кровообращения - 20,2%;
- травмы всех локализаций - 18,3%;
- злокачественные новообразования - 14,8%;
- болезни нервной системы - 10,3%;
- туберкулез - 6,7%;
- психические заболевания - 3,5%.
Среди причин, способствующих возникновению инвалидности, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда, рост травматизма, в том числе производственного, отсутствие нормальных бытовых условий и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости. Сохраняется высокий уровень младенческой смертности.
Отмечен рост тяжелых и групповых случаев производственного травматизма, которые приводят к несчастным случаям, а в некоторых случаях и со смертельным исходом.
Одной из главных причин инвалидности по травме является не соблюдение законодательства по охране труда. Значительное число лиц получают травмы различной степени и тяжести в дорожно-транспортных происшествиях.
Крайне неблагоприятная экологическая обстановка, сложившаяся в отдельных районах оказывает серьезное влияние на возникновение и развитие хронических заболеваний.
Обращает на себя внимание факт утяжеления состояния инвалидов при повторном освидетельствовании. По сравнению с 1996 годом в 1998 году произошел рост утяжеления на 8,5%.
Несмотря на проводимые в Кыргызстане мероприятия но улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышению качества образования, трудовой и профессиональной подготовки инвалидов, остается нерешенным большой комплекс социальных, экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем. Недостаточны масштабы медико-генетического консультирования взрослых и детей.
В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики "О Совете по делам инвалидов при Президенте Кыргызской Республики" от 28 ноября 1998 года государство намерено активно поддерживать инвалидов во всех сферах общественной и государственной жизни.

II. Цель и задачи Программы

Целью Национальной программы поддержки инвалидов и их реабилитации является достижение качественного перелома в улучшении положения инвалидов, создание условий для значительных сдвигов в достижении реального равноправия и равенства инвалидов, комплексное решение проблем социальной реабилитации инвалидов через государственную сеть социального обслуживания, создание необходимых условий для интеграции этой части населения в общество, а также регулирования сложившихся отношений в области социальной поддержки инвалидов с учетом рыночных реалий и международных стандартов.
Основными приоритетами Программы являются:
- достижение полного равноправия и равенства инвалидов на основе соблюдения прав и свобод человека;
- улучшение стратегии здравоохранения в отношении инвалидов;
- вовлечение инвалидов в производство, с учетом разработки индивидуальных рабочих мест;
- ликвидация любой практики, допускающей ущемление прав в отношении инвалидов;
- содействие профессиональной подготовке и переподготовке инвалидов и обеспечению занятости;
- разработка законодательства, нормативных актов по поддержке инвалидов и механизмов их реализации, обеспечивающих равноправное участие инвалидов во всех сферах общественной жизни, конкретных проектах по адаптации инвалидов к рыночным условиям с учетом региональных, возрастных, профессиональных интересов инвалидов;
- стимулирование расширения и укрепления общественных объединений и неправительственных организаций инвалидов и их интеграции в государственные процессы и международные движения.
В этой связи предусматривается решение следующих задач:
- повышение эффективности профилактической работы по предупреждению инвалидности;
- улучшение возможностей для комплексной психологической, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;
- обеспечение инвалидов техническими средствами и средствами, облегчающими их самообслуживание;
- создание системы информационного обеспечения решения проблем инвалидности;
- подготовка профессиональных кадров для работы с инвалидами.

III. Основные направлении Программы

1. Профилактика инвалидности

Профилактика инвалидности представляет собой комплекс мер по охране здоровья, улучшению экологической среды обитания человека. В основе всех мероприятий, прежде всего необходимо обеспечить стандарт материального благосостояния.
Важнейшими направлениями деятельности по предупреждению инвалидности являются:
- повышение безопасности производства;
- внедрение современных технологий, обеспечивающих безопасные и благоприятные условия труда;
- осуществление комплекса мероприятий, суть которых сводится к предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
Остаточный принцип финансирования и материально-техническое снабжение оказывают прямое влияние на качество проводимых мероприятий по обеспечению безопасности движения, защиту жизни людей, оказание помощи в реабилитационный период после травмы в результате дорожно-транспортных происшествий.
Основополагающим принципом охраны здоровья должно стать профилактическое направление. Медицинская профилактика инвалидности позволит предотвратить переход заболевания в хроническую форму и может предупредить или по крайней мере значительно уменьшить тяжесть инвалидности.

2. Реабилитация инвалидов

В настоящее время социальная политика в отношении инвалидов в основном построена на компенсационной основе, т.е. на прямых денежных выплатах в виде пенсий и пособий. Такой подход не учитывает сохранившиеся возможности, способности и потребности инвалидов, не ориентирует общество и самих инвалидов на развитие и использование потенциала личности, не обеспечивает условия для их интеграции в общество.
Необходима новая государственная политика в отношении инвалидов, делающая акцент на придании системе социального обеспечения реабилитационной направленности, имеющей целью сохранение социальных связей и отношений инвалида как личности и гражданина общества.
С учетом этих обстоятельств необходимо развивать реабилитацию инвалидов как науку, как систему мер, направленных не только на уменьшение воздействия факторов и условий на увеличение инвалидов, но и на создание возможностей инвалидам достичь социальной интеграции, адаптироваться к жизни в обществе.
Решает судьбу личности не дефект, а его социальные последствия. Реабилитация - это не просто профилактика, лечение и трудоустройство, а принципиально новый подход к больному, повторная социализация, восстановление личного и социального статуса инвалида.
Реабилитация по своему характеру должна быть многопрофильной и непременно включать медицинские, социальные, профессиональные и трудовые аспекты.
Для того, чтобы инвалид имел возможность реализовать себя как личность, ему необходимо создать условия по обеспечению трудовой занятости. Такую возможность можно реализовать на предприятиях, учреждениях и организациях общественных объединений инвалидов. Государство должно всемерно поддерживать такие начинания путем дифференцированного подхода в вопросах налогообложения, предоставления иных льгот и преимуществ таким объединениям.
Медицинская реабилитация направлена на восстановление утерянных функций организма. Для этого необходимо обеспечить инвалидов всеми видами медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях, на дому, в стационарах, максимально используя лечение для восстановления трудоспособности.
Социальная реабилитация ставит своей целью формирование у инвалидов устойчивых психологических установок на полноценное участие в жизни общества, а также обучение навыкам самостоятельной жизни и самообслуживания.
Завершающим этапом реабилитации является возвращение инвалидов к профессиональному труду. Специальная экспертиза позволяет установить потенциальные возможности инвалида, на основе которых разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.
В настоящее время многопрофильных реабилитационных центров, обеспечивающих как медицинскую, так и профессиональную социальную реабилитацию в республике нет. В связи с этим основной задачей по поддержке инвалидов и их реабилитации является создание Реабилитационных центров во всех регионах на правительственном и неправительственном уровнях.

3. Создание равных возможностей для инвалидов

Долг общества - обеспечить полноценную жизнедеятельность инвалидам, включающую создание и сохранение семьи, участие в жизни трудового коллектива, возможность общения, духовного развития, а также доступность ко всем сферам жизни: образованию, здравоохранению, социальному обеспечению, труду, культуре, спорту и отдыху. В этом плане предстоит очень многое сделать. Следует внести существенные изменения в проектирование и строительство жилых, производственных зданий, создание производственной и социальной инфраструктуры с учетом потребностей и возможностей инвалидов.
Необходимо организовать планирование жилых домов таким образом, чтобы жильцам-инвалидам было доступно проживание в доме без посторонней помощи. В связи с этим необходима разработка новых архитектурно-строительных нормативов, утвержденных законодательно.
В этом направлении большая роль принадлежит Государственной инспекции по архитектуре и строительству при Правительстве Кыргызской Республики, на который возложена разработка нормативных правовых актов по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения доступа к ним инвалидов.
Транспортная система и ее средства также должны быть адаптированы для инвалидов.
Это касается городского и международного транспорта, воздушного, железнодорожного и автомобильного.
Необходимы такие технические усовершенствования, которые могли бы обеспечить передвижение инвалидов с ограниченной мобильностью и на колясках.
Для лиц с нарушениями зрения и слуха следует предусмотреть создание специальных систем информации, обеспечивающих ориентацию инвалидов.
Целый ряд серьезных задач встает в области обучения и профессиональной подготовки инвалидов. Решая эти задачи, следует учитывать индивидуальные способности, возраст, степень тяжести инвалидности и другие факторы. Следует предоставить инвалидам законное право обучения по любым формам: дневной, вечерней, заочной, экстерном, по индивидуальному плану, а также возможность обучаться в учебных заведениях любого типа и профиля.
Родителям детей-инвалидов также необходимо предоставить возможность выбора дошкольных и школьных учреждений для своих детей: специальные учреждения или обычные детские сады и школы.
Важнейшей стороной жизни инвалидов является их трудовая деятельность, профессиональная реабилитация и содействие их занятости.
В условиях сокращения объемов производства и появления негосударственных предприятий, руководители которых не заинтересованы в приеме инвалидов на работу, обострилась ситуация с правом инвалидов на труд и выбором профессии. В связи с этим следует проводить такие мероприятия, как квотирование рабочих мест, стимулирование работодателей к приему инвалидов на работу, их профессиональную подготовку и переподготовку, а также возможность создания гибкого рабочего режима и создание индивидуальных рабочих мест.
Для дополнительных возможностей трудоустройства, профессионального обучения и переобучения этой социальной группы населения необходимо ставить на учет службами занятости не только инвалидов III группы, но и инвалидов II группы, а в отдельных случаях индивидуально и инвалидов I группы.
Необходимо обеспечить равноценность трудоустройства инвалидов, которая должна гарантироваться предоставлением заработной платы не ниже оплаты труда работников, имеющих аналогичные профессии и квалификации.
Во всех специализированных учреждениях (по возможности и на предприятиях, где работают более 50% инвалидов), нужно предусмотреть комнаты лечебно-физической культуры и обеспечить тренажерами и спортивным инвентарем.
В целях обеспечения инвалидам возможности приобщения ко всем ценностям культурной и духовной жизни общества нужно ввести сурдопереводы, субтитрование телевизионных передач.

4. Социально-бытовое обслуживание инвалидов

В настоящее время социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в домашних условиях и стационарных учреждениях. Приоритетное направление отдается надомным формам помощи, так как домашняя обстановка благоприятно воздействует на человека, поддерживается контакт с близкими людьми, у инвалидов сохраняется способность к самообслуживанию.
Дома-интернаты используются в тех случаях, когда при иных формах социально-бытовой помощи невозможно создать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности инвалидов, при утрате ими функций самообслуживания.
В настоящее время 8 домов-интернатов переведены на финансирование из средств республиканского бюджета. Необходимо прорабатывать вопрос о переводе на финансирование из средств республиканского бюджета еще трех домов-интернатов: Покровского мужского психоневрологического, Сузакского дома-интерната для престарелых и Сокулукского женского психоневрологического дома-интерната.
В данное время в Кыргызской Республике проживает около 70 тыс.человек, нуждающихся в протезно-ортопедическом снабжении.
Недостаточное бюджетное финансирование ставит под угрозу закрепление в республике прогрессивной технологии изготовления протезных изделий. Данное положение вынуждает ограничить оказание помощи нуждающимся в ней инвалидам.
В связи с этим необходимо проводить постоянный поиск доноров, способных оказать как финансовую поддержку, так и постоянную помощь материалами и комплектующими изделиями.
В условиях перехода к рыночной экономике появляются новые формы социальной защиты инвалидов и одиноких престарелых граждан. Примером такой формы социального обслуживания является создание при областных и районных управлениях социальной защиты Центров Милосердия.

5. Материальное обеспечение инвалидов и членов их семей

Материальное обеспечение инвалидов и их семей осуществляется в виде денежных выплат, оказания услуг и предоставления льгот.
Учитывая важность сохранения для инвалидов привычной семейной и бытовой среды, необходимо предусмотреть материальные и другие льготы семьям инвалидов, их родителям и опекунам.
Требует расширения система социальных льгот в сфере коммунально-бытовых услуг, лекарственного обеспечения, транспортных услуг, выделения специализированных транспортных средств и т.д.

6. Подготовка кадров

Реализация настоящей Программы по поддержке инвалидов может быть возможна лишь при наличии компетентных квалифицированных специалистов. Необходимо ввести специальные курсы по проблемам инвалидности в учебные планы КГМА, БГУ, КГИФК, а также в планы медицинских училищ. Кроме того, очевидна необходимость в профессиональной переподготовке специалистов, занимающихся социальным обслуживанием инвалидов, производством протезно-ортопедических изделий, средств передвижения, приспособлений, облегчающих труд и быт инвалидов, в умении разрабатывать индивидуальные рабочие места, программы обучения.

IV. Научные исследования проблем инвалидности

Научные исследования должны быть разработаны на уровне фундаментальных, прикладных и конкретных направлений. В качестве приоритетных выделяются следующие аспекты:
- исследование демографических, экономических, экологических факторов, родовых травм (ДЦП), внутриутробных инфекций, обуславливающих инвалидность;
- исследование проблем профилактики врожденных и наследственных заболеваний, приводящих к инвалидности;
- исследование проблем медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
- социологический анализ общественного мнения о проблемах инвалидности.
На сегодняшний день назрела необходимость формирования в республике научного потенциала, подготовки профессиональных квалифицированных кадров.