Писатели-инвалиды и их автобиографические повести
XX VI I Cтавропольская краевая открытая научная конференция школьников.
Секция: филология
Название работы: «Писатели-инвалиды и их автобиографические повести»
Автор работы: Боговарова Анастасия
Место выполнения работы:
г.Новоалександровск,
МОУ гимназия № 1,9 класс
Научный руководитель:
Синицина Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ гимназия № 1
г.Ставрополь 2016
Оглавление
Ведение. О жизни инвалидов надо писать.
Писатели-инвалиды и их автобиографические повести.
Инвалидная коляска - жизненная необходимость (А. Борисов «Кандидат на выбраковку»)
Человек, изменивший свою судьбу (Т. Черемнова «Трава, пробившая асфальт»)
Реальность или детская фантазия (И. Позднякова «Когда весь мир как будто за горой»)
Заключение. Время требует перемен
Библиографический список
Ведение. О жизни инвалидов надо писать.
Художники слова всегда четко реагировали на злободневные проблемы современности. В последние годы в отечественной литературе одной из актуальных проблем стало освещение мира детей. Но очень мало произведений о детях – инвалидах. А если человек сам напишет о своей инвалидности, о своем горестном мире в тисках болезни – это огромная редкость.
Мы знакомы с творчеством писателей, которые были инвалидами: Николай Островский, Эдуард Асадов. Но я хочу в своей исследовательской работе приоткрыть имена современных писателей, кто в своих автобиографических произведениях без стеснения поведал о своей печальной, наполненной слезами и болью, горечью и унижением, о «больной» жизни. Их имена не пестрят на литературном олимпе, но это настоящие герои, кто смог, пересилив себя, признаться: как это всю жизнь быть инвалидом, постоянно терпеть унижение и оскорбление, человеческую черствость, брезгливость. Но не только поведать на своих страницах о своем горе и недуге, но и стать полноценными и замечательными людьми. Помочь тем, кто потерял всякую надежду на маленькое счастье – просто жить. Вот их имена: Татьяна Черемнова, Ирина Позднякова, Антон Борисов. Они пишут о «вечной» теме – о выживании больных детей в современном обществе, о постоянной борьбе за свое существование, о мечтах и тревогах.
Цель данной работы – проанализировать три произведения современных писателей - инвалидов о подростках-инвалидах, выявить общее и различие в подаче материала, показать их методы раскрытия темы.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи исследования:
- сопоставление событий из жизни подростков с ограниченными возможностями здоровья,
- осмысление авторского подхода к данной теме,
- привлечение внимания общественности к проблемам инвалидов.
Основные методы работы – сопоставление, анализ произведений Татьяны Черемновой «Трава, пробившая асфальт», Ирины Поздняковой «Когда весь мир как будто за горой», Антона Борисова «Кандидат на выбраковку», раскрытие жизни писателей-инвалидов.
Практическая значимость работы заключается в применимости ее результатов при изучении современной литературы в рамках школьной программы, на факультативных занятиях, во внеурочной деятельности.
Структура работы определяется целью и задачами, характером практического материала и состоит из введения, одной главы, где анализируются три произведения современных писателей-инвалидов, заключения, библиографического списка.
Писатели-инвалиды и их автобиографические повести.
2.1. Инвалидная коляска - жизненная необходимость (А. Борисов «Кандидат на выбраковку»)
Антон Борисов, автор книги, имеет редкое заболевание незавершенный остеогенез, который ему поставили в 5 месяцев. Костная система хрупка, одно неловкое движение и – перелом. За сутки их может быть несколько десятков. Большую часть своей жизни Антон провел, лежа на спине – иначе нельзя. Лежать ему приходилось в различных клиниках, санаториях, больницах, интернате. И дома, конечно, тоже. Но, кроме болезни, доставляющей много телесных мук, он испытывал и другие, более тяжелые муки – душевные. Нет, семья не отказалась от Антона в детстве, он знает своих родителей, сестру. Но отец и мать так и не смогли смириться с его недугом и принять сына таким, каков он есть. От этого жизнь дома была жесткой и безрадостной. Кочуя из одного лечебного учреждения в другое, тоскуя по дому и одновременно не желая его, Антон попадает в конечном итоге в психоневрологический интернат. Он болен, беспомощен и обречен на верную смерть в этом заведении…Таково краткое содержание книги Антона Борисова «Кандидат на выбраковку». Несмотря на то, что многие переживания уже позади, они не оставляют Антона, да и вряд ли оставят. Слишком уж тяжелы. Чтобы как-то облегчить этот груз памяти, Антон несколько раз начинал записывать воспоминания, но бросал. В какой-то момент решив, что его опыт преодоления болезни и просто выживания может кому-то пригодиться, он продолжил свои записи. И не ошибся. Эта книга полезна, и в первую очередь тем, кто страдает физическими недугами. Она может им помочь бороться с отчаянием и безысходностью. Оказывается, даже будучи прикованным к постели, можно получить высшее образование и найти работу, пусть и не по специальности. Но еще в большей степени книга полезна всем остальным, физически здоровым людям. Ведь мы и на секунду не можем в полной мере представить: каково это – лежать 45 лет и почти столько же чувствовать себя заживо погребенным, изгоем. Это состояние даже со стороны вызывает сильный внутренний протест. Но позже, после прочтения книги, когда острота первого – очень тяжелого! – впечатления сглаживается, читатель испытывает удивительное чувство. А ведь Антон всех простил!
Это сложно представить, в это просто невозможно поверить, но это так. Антон живет, радуясь каждому прожитому и каждому новому дню! « Мама, я хочу выразить свою глубокую признательность тебе, отцу, сестренке, бабушкам и дедушке. Я помню о вас и никогда не смогу забыть. Вот только минувшее подчас отдает невыразимой горечью и фантомной болью в ночи. Поэтому мои оценки ваших действий и поступков иногда будут резки, воспоминания тяжелы, но так я тогда воспринимал происходящее с нами всеми. Я благодарю и благословляю вас за терпение, честно выполненный родительский и родственный долг », – пишет он во вступлении к книге. Такую высоту духа нечасто можно встретить, еще реже нам удается воплотить ее в своей жизни.
В 2008 году Антон Борисов вошел в списки претендентов на две российские литературные премии: «Национальный бестселлер» и «Большая книга». Еще он работает над второй частью своей биографии. Много общается. Да и просто живет.
«Кандидат на выбраковку» – автобиографическое произведение, написанное в форме литературных дневниковых записей. Выбор формы дневника писателем не случаен. Обращаемся к словарю: «Дневник - форма повествования от первого лица, которое ведётся в виде повседневных записей». Дневник помогает Антону Борисову выразить свои взгляды на проблему смысла жизни и предназначения человека. Писатель - сильный, целеустремленный, решительный, настойчивый человек. Человека, который, несмотря на хрупкие кости, обладает железной волей к жизни. Сразу обращаемся к названию произведения. Необычное, заставляет обратиться к словарю. Находим, «выбраковка - непригодность, отказ, не такой, как все». Автор сам нам дает понять, что он осознает свою непригодность семье, обществу. Но по мере прочтения произведения, он приводит нас к выводу, что диагноз – это еще не приговор. Разрушил все стереотипы о непригодности инвалидов. Антону требуется огромные усилия, сила мужества, чтобы вновь пережить, пусть даже на страницах своего произведения, весь тот кошмар, боль, горе. «Книга Антона Борисова нужна людям, которым повезло сохранить свое здоровье и которых судьба защитила от житейских невзгод. Нужна, чтобы они научились адекватно оценивать всю хрупкость нашей жизни, обрели милосердие и обратили внимание на тех, кто нуждается в их помощи и поддержке. Эта книга нужна и тем, кому не повезло, кто ежедневно ждет спасительную инъекцию, кто чувствует себя брошенным и забытым. Нужна, чтобы каждый прикованный к больничной кушетке понял, – нельзя терять веру в себя, даже услышав самые жуткие прогнозы врачей. А еще книга Антона – это страшный документ той эпохи, в которой мы жили и еще, к сожалению, живем. И я очень надеюсь, что нам посчастливится дожить до тех дней, когда у каждого человека, невзирая на диагнозы, появится шанс жить. Ведь – „если живешь, надо просто жить“» как сказал об Антоне Чулпан Хаматова, актриса, учредитель благотворительного фонда «Подари жизнь».
Возвращаемся к произведению. В Советском же Союзе, где жила семья Борисовых, родители Антона отдали его, пятилетнего, в больницу, где ребенка привязали крепко-накрепко к кровати, чтобы не вставал и ничего себе не сломал. Он и не встал больше с кровати. Просто не смог. В детском костно-туберкулезном санатории в Астрахани Антон прожил до совершеннолетия. Там же, в больнице, мальчик учился, окончил школу-десятилетку. Антон учился старательно. Одна беда – писать было очень трудно. Переломанные во многих местах, искривленные руки с трудом могли держать карандаш. Все приходилось воспринимать на слух, запоминать. Вот так и жил мальчик в детском туберкулезном санатории. Его там не лечили, зато учили. После школы поступил на заочное отделение Астраханского пединститута, но тут пришла новая беда – отказали руки. Начались немотивированные переломы – от взятой в руку ложки или ручки. Поняв, что вскоре он не сможет даже перевернуть книжную страницу, Антон смог добиться направления в Москву, в ЦИТО. Там сделали операцию, вставили в кости рук металлические штифты, а через два года вернули обратно в Астрахань. Дорога таким, как он, была одна – в дом-интернат для инвалидов и престарелых. Такое чувство, вспоминал он потом, что тебя положили в гроб и закрыли крышку. Ни одного близкого человека рядом. Изменения в жизни произошли неожиданно. Журналист городской молодежки Владимир Пигарёв пришел в интернат, чтобы сделать репортаж о его обитателях. Обошел здание, поговорил со стариками и уже собирался уходить, как у двери бабушка-вахтерша спросила его: «Ты был на третьем этаже? Там у нас мальчик живет, который в институте учится». В палате у Антона Володя просидел до полуночи. А уже на следующий день после выхода статьи к необычному студенту начали приходить гости. Появились друзья, и, что не менее важно, появилась работа. Антон стал консультантом телефонной службы психологической помощи. Затем стал подрабатывать в газете, писать информационные колонки, брать интервью, благо его к этому времени перевели в отдельную палату и поставили туда телефон. Случай, конечно, неслыханный, но ведь и человек необычный. Новые друзья помогли Антону «пробить» квартиру. Он, правда, не мог из нее выходить самостоятельно, зато туда можно было поставить компьютер. Он освоил его, после чего стал работать еще и в двух компьютерных фирмах одновременно. В 1994 году его выбрали человеком года по номинации «Молодежная политика» в Астрахани. На полученную премию в миллион «старых» рублей Антон обновил свой компьютер. А вскоре он с друзьями сделал еще одно важное дело: интернет-сайт SOS.RU – место во Всемирной сети, где одни люди ищут помощь, а другие бескорыстно предлагают ее. Вот только передвигаться Антон не мог. Спонсоры оплатили ему поездку в Германию и изготовление специальной кровати, но, к сожалению, немецкая коляска оказалась на удивление неудобной, а вскоре и вовсе сломалась. Через некоторое время новую кровать заказали в США. Антон поехал на примерку и неожиданно для себя остался в Америке. Живет он в Портленде, штат Орегон, больше всего переживает из-за того, что не может найти себе постоянную работу. Впрочем, без дела не сидит. Продолжает управлять из-за океана сайтом SOS.RU, в ожидании оплачиваемого места пока работает волонтером, то есть бесплатно. Учит работе на компьютере эмигрантов. Вначале работал только с приезжими из СНГ, затем, когда отшлифовал свой английский, и с остальными. В США сейчас трудно найти работу даже здоровому американцу, что уж говорить об эмигранте-инвалиде чуть больше метра ростом, прикованном к своей кровати. Девиз свой Антон впервые сформулировал почему-то на английском и только потом проговорил по-русски: «Life is not a choice. Life is a chance» – «Жизнь – это не выбор. Жизнь – это шанс». У Антона Борисова такого выбора не было. Он не знал, как это – быть здоровым и сильным: никогда не умел танцевать, управлять самолетом или автомобилем. Даже на трехколесном велосипеде поездить не успел. Свое произведение Антон начитает словами: Посвящаю тем, кто выбирает Жизнь и все, что к ней прилагается.
«Если живешь, значит нужно просто жить.
А в остальном – все зависит от тебя самого.
Ведь это твоя жизнь».
Случайный Ангел в белом халате
Элементы описания душевного состояния, мыслей героя переплетаются в произведении с событиями. Антон описывает, как сначала окружающие замечают болезнь, при виде главного героя теряются. Испытывают растерянность, страх, любопытство или брезгливость. Считают неполноценным во всем. Герой пишет: “Я лишний, ненужный, никчемный и несчастный, обреченный на постоянные физические и моральные мучения, на абсолютную зависимость от опекунов». Не отвернулись от Антона Люба – помогла с поступлением в институт, Оля и Лена, практикантки, навещали в больнице, гуляли с ним. Антон не хотел быть учебным пособием, потому что он такой же, как все, только поврежден скелет. Главный герой умеет любить, дружить, не обращают внимания на его ум, не понимают, что он такой же, как и все. В такой ситуации человек может испытывать ненависть, злобу, одиночество, бесполезность своей жизни. Герой не озлобился, наоборот, с теплотой вспоминает, что благодаря окружающим, близким узнал, что такое дружба, смог пообщаться с прекрасными людьми, стать микроскопической частичкой цивилизации, написать эти строки. Мечтает, чтобы прооперировали руки, не чувствовать себя существом, живущим растительной жизнью, как и все жить с сознанием нужности своего существования, жить осмысленной жизнью. Эпизод “Разговор героя с Иваном” помогает выявить авторскую позицию о своем предназначении. Я живу - пытаюсь нащупать свой путь, рвусь использовать любую возможность, малейшую лазейку, чтобы добраться, доползти до своей цели. Жизнь дает мне шанс. Шанс на успех. И я очень хочу попробовать его на вкус, оказаться в гуще событий, участвовать в них, влиять на них, и, по возможности, ни от кого не зависеть. При любых обстоятельствах нужно жить, искать свой путь в жизни, чтобы ни случилось, стремиться к поставленной цели, не сдаваться. Герой столкнулся с одиночеством, страданием, болью, непониманием и неприятием окружающих. Потому что герой до сих пор ощущает одиночество, он не может иметь семью, детей.
2.1. Человек, изменивший свою судьбу (Т. Черемнова «Трава, пробившая асфальт»)
Тамара Александровна родилась в 1955 году в Новокузнецке. Вскоре после рождения Тамаре поставили страшный диагноз ДЦП (Детский Церебральный Паралич). Девочка не могла передвигаться самостоятельно, руки ее тоже не всегда слушались. Когда ей исполнилось 6 лет, родители приняли решение отдать ее в специализированный детский дом. Там по халатности проверяющей комиссии Тамаре поставили ни чем не обоснованный диагноз «олигофрения в стадии дебильности», который в последующем станет огромной преградой на жизненном пути писательницы, и она сможет полностью вычеркнуть его только в 2007 году при активной поддержке писательницы Марии Арбатовой. Несмотря на все ужасы детдома, маленькая Тома все же могла учиться, и в 7 лет знала все буквы алфавита и опережала своих сверстников в учебе. Там же, в детдоме благодаря воспитательнице Анне Ивановне Сутягиной, Тамара впервые познакомилась с художественными произведениями, такими как « Кавказский пленник» Льва Толстого и «Дети подземелья» Владимира Короленко. Так как книг в детдоме не было, Анна Ивановна читала книги вслух детям, а первой книгою, которую Тамара смогла прочитать, была «За фронтом фронт» Алексея Садиленко. После этого она начала читать множество книг, что, несомненно, повлияло на нее в будущем. Как заметила затем писательница: «Символично: моя дальнейшая жизнь оказалась фронтовой полосой — непрекращающейся войной за полноценное существование, насколько это возможно при ДЦП.» «Именно литература впоследствии поможет мне выстоять, не согнуться, не потерять человеческого достоинства. Именно книги наполнят мою жизнь смыслом».
В 1974 году Тамару определили в ПНИ (Прокопьевский Психоневрологический Интернат). Для Тамары это было большим потрясением, и первые годы в интернате она не раз впадала в депрессии и пыталась покончить жизнь самоубийством. В 1985 году Тамара начала чувствовать, что чтения книг для нее становится недостаточно, и она решает впервые попробовать себя в писательской карьере. Пытаясь доказать, что человек с диагнозом «олигофрения», не может стать писателем. В тот период времени Тамара Александровна страстно завидовала Эдуарду Успенскому и именно поэтому решила написать что-нибудь для детей. Но так как сама писать Тамара не могла, ей приходилось диктовать текст кому-то из знакомых и затем так же устно редактировать его.
Так были созданы три первые сказки Тамары Черемновой: «Вовкин снеговик», «Из жизни волшебника Мишуты» и « Голубой сороконожек», далее «Вовкин снеговик» и «Из жизни волшебника Мишуты»(1990г) были опубликованы, а рукопись «Голубой сороконожек» безвозвратно утеряна. В мае 1989 года Тамара сумела добиться того, чтобы ее перевели в Инской дом инвалидов. В 1990 году после публикации сказки « Из жизни волшебника Мишуты» Тамара Черемнова получила солидный гонорар и почти сразу же приобрела механическую пишущую машинку. Спустя какое-то время Тамара смогла сама освоить ее и для того, чтобы писать на ней, придумала интересное приспособление, которое напоминало грибок (палочка, к верхнему концу которой был прикреплен плоский кружок диаметром в ладонь, замотанный изолентой, а на нижний конец натянута пластиковая пробка, прибитая гвоздем). Так появился новый замечательный рассказ «Милашин праздник», который впервые был опубликован в феврале 1997 года в газете «Надежда». В октябре 1997 года Тамару перевели в Новокузнецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов № 2, где она и проживает, по сей день. Там Тамара пишет письмо в газету «Свежий ветер», в котором публикуются работы для детей или о детях, с предложением опубликовать свой новый рассказ «Радужная капелька», там же «Радужная капелька» и «Необыкновенный подарок. В 2003 года Тамара через письмо знакомится с Ольгой Эдуардовной Зайкиной, и по сей день редактирующей и продвигающей ее работы. С ее помощью все произведения Т.А.Черемновой, включая новую повесть «Про рыжую Таюшку», появились в интернете и снискали огромную славу среди читателей. В апреле 2004 года Тамара вышла победителем в литературном конкурсе, объявленным Александром Гезаловым и в качестве приза забрала ноутбук. Летом 2004 года в пилотном номере журнала «Страна и мы» редактор Марал Казакова опубликовала «Запоздалый вальс осени» Т.А. Черемновой, который сама автор начинала писать в 1982 году. Весной 2005 года книга «Про рыжую Таюшку» выходит из печати, и в честь этого события в детской библиотеке состоялась презентация, посвященная этой повести. Ее литературная деятельность огромна. В декабре 2009 года Тамаре торжественно вручают членский билет Союза писателей России. Через год, в декабре 2010-го Тамара получает губернаторскую медаль «За веру и за добро» и внушительную денежную премию, а в честь 55-летия писательницы в Новокузнецком отделении Союза писателей устраивают творческий вечер. 29 декабря 2010 года Тамаре вручили Сертификат номинанта международной премии «Филантроп» вкупе с денежной премией. И вот, наконец, в 2011 году выходит автобиографическая книга Т.А.Черемновой «Трава, пробившая асфальт», в которой Тамара описывает историю своей жизни и ощущения, которые пережила, находясь в казалось бы, безвыходном положении, но сумевшая в итоге сказать : «Жизнь удалась!»
Из всех произведений Т.А. Черемновой особого внимания заслуживает автобиографическая книга «Трава, пробившая асфальт», которая вышла в тираж в 2011 году. Эта повесть о том, как воспитанница детдома, страдающая тяжелейшей формой церебрального паралича, прикованная к коляске, «не могущая взять в руки ни ручку, ни ложку», смогла реализовать свой литературный талант и прославиться как сибирская сказочница. Как признается сама писательница: "Когда я решилась засесть за эту книгу, то с ужасом думала: о чем смогу рассказать читателям? Я же большую часть жизни провела взаперти в четырех стенах, причем в ужасных бытовых условиях и фактически при тюремном режиме. Ну что интересного такой человек может написать? Разве только то, что мой жизненный опыт состоял из ограничений и борьбы против них. Что я была случайно ограничена судьбой физически, и специально ограничена людьми материально, морально, душевно. Что даже, несмотря на вот такую постоянную зависимость от окружающих, без которых не могла поесть, попить, написать хоть пару строк, смогла многого добиться в жизни. И хочу сказать вам, дорогие читатели, то, что выстрадала на своем горьком опыте. Никогда не отчаивайтесь — не бывает безвыходных ситуаций. В любой безвыходной ситуации есть незаметная маленькая дверца, которую просто надо хорошенько поискать. Не ленитесь, попросите Бога помочь вам, и начинайте. Начинайте с нуля, и у вас все получится. Стоит лишь начать…»
Первые главы своей повести она выкладывала на сайте М. Арбатовой, где она сразу же нашла поклонников своего творчества, в будущем своих друзей, которые впоследствии помогут ей попасть в Москву. «Трава, пробившая асфальт» вошла в 59 лучших книг, номинированных на всероссийскую премию «Национальный бестселлер». Итоги этой встречи можно найти на сайте (www.novokuznetsk.su).
Автобиографическая повесть – это признание на весь мир о своем душевном состоянии, о своей боли и разочаровании, борьба за отмену страшного и неверного диагноза, поставленного по неумению врачами – «олигофрения в стадии дебильности». Первых кого маленькая Тома вспоминает – это были родители. Обида на них никогда не прошла, так как они не только предали больного ребенка, но ее и бросили. То пренебрежение, которое ощущала девочка, исходило от родителей, невозможно читать без слез. Просто не верится, что самые дорогие люди: мать, отец, - смогли просто сделать вид, что у них нет больного ребенка. Не раз автор будет вспоминать ситуации, в которых фигурируют родители, но слов благодарности и теплоты мы здесь не найдем. Автобиографическая повесть называется «Трава, пробившая асфальт». Необычное название, но смысл, который вложен в текст, понимаешь по мере прочтения произведения. Трава – это сама героиня, маленькая, слабенькая, больная, вся перекошенная. Но, несмотря на все несовершенство и убожество, она, как и травинка, пробивается сквозь асфальт, желая расти, так Тамара, несмотря на жизненные преграды, прорывается к жизни, стремится добиться отмены несправедливого диагноза. Жить не для – а жить вопреки всему. В тексте автор очень часто сравнивает себя с облаками: «Я наблюдала за облаками и чуточку им завидовала. Облака равнодушно плыли за окном, ни за что не цепляясь. Как бы мне хотелось очутиться на вольном облаке и уплыть из детдома! А облакам с высоты было не различить крохотного местечка, где стоит Бачатский детдом для несчастных детей-инвалидов. Они знай себе плыли, не догадываясь, какой тоской наполняет мне душу и все зовут, зовут за собой». Сколько боли слышится в размышлениях героини: «Я вызываю отвращение? Да, меня часто трясет спастика и гиперкинезы производят на окружающих удручающее впечатление. Да еще косоглазие – собеседнику неприятно, если смотрят не на него, а в сторону. Но ведь это все – не моя вина, а моя беда! Почему же это вызывает не сочувствие, а отвращение? Долго я ломала голову над этими вопросами, но так и не нашла точного и исчерпывающего ответа…» Мысли выплескиваются на страницу за страницей. Все, что тревожило, что вызывало депрессию и истерику, мы как будто переживаем вместе с ней. Очень страшно читать о моменте, когда Тамара решила свести с жизнью счеты. Это безвыходная ситуация. А сколько таких случается в нашем мире с больными детьми. Просто мы не знаем о них, не поможем понять их боль! Сразу возникает образ маленькой девочки, обреченной на выживание, муки и страдания. А с каким трепетом она открывает перед нами душу больного ребенка, свои самые заветные мечты: « Ах, как же не хочется выделяться среди других своим кошмарным физическим состоянием! Ах, как же хочется встать и пробежаться босыми ногами по земле, по траве, особенно летним вечером, когда земля с травой теплые, мягкие, нежные. И, как хочется, хоть на часок, хоть на десять минут почувствовать себя легкой и красивой! Но я, как любой из нас, пришла на эту землю со своей миссией – показать, что и в таком плачевном положении можно жить достойно и преодолеть все. И, наверное, сколько душа выстрадает на этом свете, столько она и получит потом. Душа дается Богом как материал, который человек совершает самостоятельно, и никогда на это не хватает одной жизни. Дописав эту книгу, я будто прожила жизнь заново. С болью и кровью, но уже глядя со стороны, с анализом событий, с подведением итогов. И поставив последнюю точку, могу сказать твердо и уверенно – жизнь удалась».
2.3. Реальность или детская фантазия? (И. Позднякова «Когда весь мир как будто за горой»)
Ирина Позднякова родилась и живет в Рязани. Инвалид с детства. Член Российского союза профессиональных литераторов. В 2002 г. в Рязани вышла ее первая книга – сборник стихов и прозы «Взгляните на звезды». Повесть «Когда весь мир как будто за горой» – вторая книга автора – создана на основе переработки детских и юношеских литературных опытов. Главная ее тема – сложный внутренний мир ребенка-инвалида. Героиня повести ищет выход из вынужденного одиночества, остро переживая столкновение мира своих идеалов с реальностью. Книга будет интересна широкому кругу читателей, а также всем, кого волнуют проблемы людей с ограниченными физическими возможностями.
«Этой осенью исполнилось 10 лет с момента выхода моей второй книги – повести «Когда весь мир как будто за горой». А в текущем году – 15 лет с момента ее написания… Я решила написать о ней, потому что читатели блога могут найти здесь и ее по тегу "Когда весь мир как будто за горой" Кроме того, она есть на моем сайте (который, правда, неизвестно, продолжит ли существование после принудительного переезда с Народа на Юкоз), и, кажется, еще в нескольких местах в Интернете (размещала там ее не я, но претензий не имею.) Сайт в настоящее время существует и на нем можно узнать о творчестве писательницы. Я написала Ирине письмо и жду ответа.
Как пишет И. Позднякова: «Эта повесть занимает в моей жизни значительное место, которое, наверное, никак не связано с ее литературными достоинствами. Если судить объективно – это полудетская попытка творчества, довольно неуклюжая по форме. Но… тем не менее, она оказалась интересной не только мне, что в свое время удивило и обрадовало меня…Родилась она из детских и юношеских фантазий, которые я долгие годы, начиная лет с 10, сначала просто придумывала, когда не могла заснуть (особенно во время долгого четырехмесячного лечения в санатории как раз в 10 лет), а потом стала рисовать и записывать. Постепенно из разных сюжетов, отчасти «содранных» из любимых книг, отчасти придуманных самостоятельно, сложился целый мир, в котором, возможно, было едва ли не больше подробностей и людей, чем в окружающей меня реальности, ограниченной кругом родственников и учителей, приходивших ко мне на дом. Когда лет в 20 я начала писать повесть, у меня не было ощущения, что я что-то придумываю. Казалось, что я пишу «как было», лишь внося некоторые изменения. Фактически книга автобиографична, хотя и повествует о выдуманном мире…
Итак, повесть была написана, отпечатана на машинке и пошла по рукам друзей и знакомых. Так вышло, что один из первых отзывов был крайне жестким, или, во всяком случае, тогда казался мне таким. Мне указали на несовершенство с точки зрения литературного мастерства, и к этому я отнеслась спокойно. Но вместе с тем, «критик» накинулся и на меня лично – угадав за героиней автора. Мне пришлось выслушать обвинения в наивности, иллюзиях, оторванности от реального мира, и даже в том, что «книги для меня стали наркотиком»… Тогда это было очень болезненно, и на какое-то время отбило у меня всякую охоту к творчеству. Но потом стали появляться другие отзывы. Люди считали, что им близко то, о чем говорится в повести, они сами пережили похожие чувства и увлечения. Это говорили не только инвалиды, но и здоровые люди…А в конце 2002 года друзья и коллеги из Центра «Одухотворение» предложили издать повесть в виде книги. Меня это очень удивило, но в дальнейшем я ни разу не пожалела, что дала на это согласие. Я считаю, что издание этой повести помогло мне принять себя такой, какая я есть – не ругая себя за наивность и оторванность от жизни (причем ругая словами других людей), а принимая свой опыт и идя дальше… Впоследствии «Когда весь мир как будто за горой» была внесена в список «Книги, помогающие жить», составленный в Центральной детской библиотеке г. Москвы.
Название произведения и эпиграф взяты строки К. Бальмонта, лишь по мере прочтения мы понимаем, что эти строки не случайны. Во-первых, главная героиня жила литературой, она заменила ей реальный жестокий мир на выдуманный ею мирок, где нет ее увечий, где ее ценят и любят, где она нашла свою девическую любовь. Во-вторых, этот эпиграф в полном смысле раскрывает философию жизни ребенка – инвалида: мой мир – это мир мечты и фантастики, только так я смогла выжить в жестоком детском мире. Мы узнаем о Лене, что она появилась на свет с тяжелым врожденным заболеванием. Девочка плохо ходила, не работала правая рука. Не все могли понять ее речь нечеткую, со смазанными звуками. В детстве она брала себе роль доброй волшебницы, королевы. Не принятие ее миром реальным, она компенсирована рисованием – левой рукой, тоже пораженной болезнью, хотя и в меньшей степени, чем правая. Сюжетами рисунков становились любимые сказки. Лена или ее собственная фантазия – например, девочка со странным именем Литии-кайка. Дальше, взрослея, рисования она не бросила, но главной ее страстью стало чтение. Она читала запоем, проглатывая все, что попадалось ей в руки. Перерыла все книжные полки у себя дома, а также у соседей и родственников. Мать носила ей книги из двух библиотек. То, что девочка ходила плохо и на улицу без помощи отца не могла выходить, она решила эту проблему особым способом. Так, к годам десяти, она создала свою страну «Колонию». Истоками этого названия стал жюльверновский роман «Таинственный остров». Она «возродила» погибший от взрыва вулкана остров Линкольна, и шестерка отважных колонистов во главе с Сайресом Смитом вновь жила там. Но не только она: остров стал вместилещем целого мира ее любимых книг. Тут поселились герои и Жюля Верна, и Ивана Ефремова, и Александра Беляева, и чуть более наивные, но не менее любимые ею герои Кира Булычева, Яна Ларри. Они плавали под водой на «Наутилусе», капитаном которого по-прежнему был Немо, построили звездолет «Хирон» - его экипаж возглавил Ильсор. Они летали к звездам и планетам, обнаружили лунную цивилизацию, организовали «содружество трех планет» - Земли, которую, увы, представляли лишь они, Луны и Рамерии – родины Ильсора. Они, наконец, могли путешествовать в прошлое и будущее. Лена дала им вторую жизнь. Поделиться своими мыслями девочка могла лишь со своими выдуманными друзьями Аронаксом, Конселем и Ильсором – других собеседников у нее не было. Родители были заняты домашними делами, учителя только объясняли школьную программу. И ей ничего не оставалось делать, как только бежать на «Наутилус». Эти ее герои и были с ней на дне рождения. Она испытала первую любовь к Немо, который в ее мире также влюбился в нее. И ей даже не приходило в голову, уже став взрослой, что Колония – плод ее воображения. Так и жила Лена, преодолевая болезнь со своими выдуманными друзьями. С ними она делилась своими мыслями, обсуждала прочитанные статьи, доверяла самое сокровенное. Да, Ирина Позднякова, показал свой мир, раскрыла свою историю выживания. Но она светлая и трогательная. Благодаря литературе, ребенок-инвалид, а затем писатель, нашла свой способ выживания. Пусть необычный, но помогающий человеку не сломиться, не впадать в депрессию. Ее книгу – это рекомендации выживания больным детям.
Заключение. Время требует перемен
Да, художественная литератур была скупа, да порой и не замечала детей-инвалидов, не писала об их проблемах, не раскрывала душу больных детей. Современная литература смогла открыть для нас мир реальных больных детей. Для себя я только сейчас открыла первые три удивительные личности. Писатели-инвалиды Антон Борисов, Татьяна Черемнова в своих автобиографических повестях показали жизнь ребенка-инвалида без прекрас, со всей ее жестокостью, Ирина Позднякова смогла разукрасить свой мир ребенка-инвалида с помощью художественной литературы, которая помогла ей создать свой мир. Они все такие разные, но сколько в них общего – желание жить во чтобы то ни стало, вопреки всему: боли, унижению, оскорблению. Подача материала в каждом из приведенных произведений отличная: у Борисова и Черемновой – реальная картина со всей жестокостью, в форме дневниковых записей, у Поздняковой - речь более простая, нацеленная на подростковую аудиторию, окрашена в светлые краски. Борисов и Черемная показывают своих героев, используя художественно-выразительные средства для точного воспроизведения душевного состояния. Реалистичность описываемого дается в датах, месте действия, конкретных географических названий. У Поздняковой – это повесть без указания места действия и конкретных дат. Моя жизненная книга только начинается писаться, в ней, я уверена, открою еще и Алана Маршала, и многих других писателей-инвалидов. Именно они научили меня радоваться каждому дню, каждой новой встречи, преодолевать жизненные преграды и учиться просто жить. А самое главное – видеть и помогать людям, которым очень нужна помощь здоровых людей. Ведь у каждого у нас своя миссия.
Библиографический список
Т.А.Черемнова «Трава, пробившая асфальт» «Либтаун 2001–2004»
Газета «Кузнецкий рабочий» — репортажи про инвалидов в 2007 и 2008 гг.
«Новая волна», СПб, 2007 г. — «Где живет сказка», стр. 86-89
Детский журнал «Сибирёнок» №6\19\ 2008
Журнал «Луч Фомальгаута» № 7, 2008 г.
https://www.proza.ru/avtor/zffemkhttp://www.cheremnova.ru/http://www.herpes.ru/ws/tche/bio.htmhttp://litrossia.ru/2011/52/06718.htmlhttp://www.chitalnya.ru/users/gela/Антон Борисов. Кандидат на выбраковку: Третья смена, 2008 г.
Антон Борисов. «Кандидат на выбраковку». Автобиография человека, у которого все хорошо». АСТ, Москва, 2014 г.
Сайт Юлии Багровой. «Кандидат на выбраковку». Взгляд. 2008 г.
Позднякова И. Ю. Когда весь мир как будто за горой. – Москва: АНО «Центр социокультурной анимации «Одухотворение», 2003. – 72 с.