Открытое занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе ДОУ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Хабаровска «Детский сад № 207»










Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Путешествие в мир стекла и дерева».
(старшая группа)




Подготовила:
воспитатель
Житихина О.К.














Хабаровск
2015 г.

Цель: развитие познавательной активности детей через детское экспериментирование.
Задачи: продолжать знакомить детей со свойствами стекла и дерева; упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства, руководствуясь указаниями воспитателя. Закрепить умение детей классифицировать материал, из которого сделаны предметы. Научить детей устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способами его использования.
Наглядный материал: предметы из стекла и дерева, емкость с водой, трубочки для коктейлей, жидкость для мыльных пузырей.

Ход занятия.
Воспитатель раскладывает на отдельном столе предметы из стекла и дерева на две группы: с одной стороны предметы из стекла, с другой – предметы из дерева. Дети стоят вокруг стола так, чтобы всем было хорошо видно.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Узнавайкино, в которой живут разные предметы: есть матрешка, но она забыла, из чего она сделана. Давайте поможем ей разобраться. Как вы думаете, из чего сделана матрешка? Посмотрите внимательно на предметы на моём столе, что вы видите? (Дети перечисляют - стаканчики, пузырьки, игрушки, посуда и т.д.) А из чего они сделаны?
- Предметы разные по назначению. Чем ещё они отличаются друг от друга?

(С помощью наводящих вопросов воспитатель подводит детей к выводу, что предметы разные по цвету, форме, величине.)
- Но вы видите, что я все предметы разделила на две группы, попробуйте догадаться, по какому признаку я их разделила. Внимательно посмотрите вот на эти предметы.
(Показывает на предметы, сделанные из стекла)
- Чем все эти предметы похожи, какой у них общий признак?
- Да, все эти предметы сделаны из одного того же материала – из стекла. Давайте послушаем один рассказ. (Дети садятся на стульчики)
Рассказ стеклянного стакана.
- Здравствуйте, ребята! Я – стакан, подскажите, какой я? (Дети называют свойства стакана: стеклянный, хрупкий, прозрачный, как вода). Правильно, молодцы! А еще я люблю менять свои наряды: например, если меня наполнить молоком, каким я стану? (белым) А если наполнить чаем? (коричневым).
Скажу вам по секрету, что давным-давно я был песком, но люди додумались добавить в песок золу и соду, все расплавили и получили жидкое стекло. Затем мастер-стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри, на один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльные пузыри. Люди придумали и формочки, в которые они выливали жидкое стекло. В разных формочках застывали разные предметы: красивые вазы, стаканы, бусины. (Рассказ сопровождается показом слайдов).

Воспитатель: Спасибо, стаканчик! Ребята, давайте еще раз скажем, как называют мастера, который выдувает стекло? (стеклодув). Хотите сами стать мастерами – стеклодувами? (Детям предлагаются трубочки и мыльный раствор. Проводится игра «Чей пузырь больше?»).


- А сейчас аккуратно возьмите в руки любой стеклянный предмет и постарайтесь назвать его свойства.
(Дети называют свойства стекла: гладкое, прозрачное, водонепроницаемое, хрупкое, бьется).
- А эти предметы что объединяет?
(Показывает на предметы из дерева).
- Они тоже сделаны из одного и того же материала. Кто знает, как он называется?
(Ответы детей)
- Вы правильно назвали материал – это дерево. Деревянные предметы делают из деревьев, для этого их спиливают пилой, стволы очищают от сучьев, бревна везут на фабрики, где люди делают из них деревянные вещи.
Давайте возьмем в руки по одному деревянному предмету и расскажем о нем. О каких свойствах дерева мы можем сказать?
(Если дети затрудняются, воспитатель помогает назвать их – прочное, гладкое или шероховатое, горит).
- А сейчас мы с вами проведем несколько опытов, чтобы сравнить свойства стекла и дерева.
Опыт 1.
Дети берут сначала по одному стеклянному предмету и опускают их в емкость с водой. Обязательно обратить внимание детей на то, что со стеклянными предметами нужно обращаться осторожно, так как они могут разбиться. Затем в воду опускаются предметы из дерева.
Фиксирование результата: стеклянные предметы тонут в воде, значит они тяжелые. Предметы из дерева в воде не тонут, они легкие.


Опыт 2.
Наливаем в два стакана (стеклянный и деревянный) воду и опускаем в каждый стакан цветной шарик.
Фиксирование результата: дерево и стекло водонепроницаемые; стекло прозрачное, а дерево непрозрачное.
Повторить хором и индивидуально слово «водонепроницаемые»

- Мы с вами установили, что у стекла и дерева есть разные свойства, а есть и одинаковые. Давайте подумаем, какие еще общие свойства есть у этих материалов?
Дети: - Стекло и дерево – водонепроницаемые.
- Есть ли у стекла и дерева ещё одинаковые свойства? У вас на столе лежат не только стеклянные предметы, но и деревянные, проведите рукой сначала по стеклянному предмету, а потом по деревянному.
(Дети выполняют указание).
- Какое ещё одно одинаковое свойство вы можете назвать у стекла и дерева, если по ним провести рукой?
(Они гладкие)
- Положите на одну руку стеклянный предмет, а на другую - деревянный, взвесьте их. О каких свойствах мы можем сказать? Какой предмет тяжелее?
(Стекло тяжелее дерева)
Воспитатель добивается полных ответов от детей: стекло тяжелее, чем дерево, а дерево легче, чем стекло.
- А сейчас зажмите в одну руку стеклянный предмет, а в другую деревянный. Какой предмет холодит руку?
(Стеклянный).
- Значит, о каких ещё свойствах стекла и дерева мы можем сказать? Стекло какое?
(Холодное).
- А дерево, какой материал?
(Тёплый).
- Стекло холоднее, чем дерево, а дерево теплее, чем стекло.
- Как вы думаете, если стеклянный предмет упадёт на пол, он может разбиться? Мы можем сказать, что стекло бьётся, значит, это какой материал?
(Дети подбирают подходящее слово)
- Да, это материал бьющийся, непрочный, хрупкий. А если я уроню деревянный предмет (роняет), он разбился? Как можно сказать про дерево, какой это материал?
(Небьющийся, прочный).
- Дерево прочнее стекла. Повторите и запомните.
- Да, ребята, дерево прочнее стекла, оно не бьётся, поэтому из дерева делают много разных предметов. Назовите мне деревянные предметы, которые есть в нашей группе.
(Дети находят предметы и называют их).

- А сейчас давайте вместе подумаем и скажем, где человек использует такое свойство стекла, как прозрачность? Какие прозрачные предметы человек делает из стекла? Посмотрите вокруг и назовите мне.
(Дети находят в группе предметы из стекла - оконное стекло, аквариум, электрические лампочки)

- Вот как много разных качеств у стекла и дерева. Зачем человеку надо знать свойства материалов?
(Чтобы знать, какие предметы из этих материалов можно сделать).
- Давайте вместе вспомним, какие же свойства стекла и дерева мы узнали. Сначала вспомним одинаковые свойства.
- Стекло и дерево – водонепроницаемые, гладкие.
-Теперь я начну, а вы продолжите:
стекло прозрачное, а дерево.(непрозрачное);
стекло холодное, а дерево .(тёплое);
стекло хрупкое, а дерево (прочное);
стекло тяжёлое, а дерево (лёгкое).


Итог. Итак, ребята, мы с вами сегодня познакомились со свойствами стекла и дерева. Эти материалы обладают свойствами, которые нужны людям для изготовления различных предметов. Стекло – это не только посуда, зеркала, это и объективы фотоаппаратов, кинокамер. Мы говорили, что стекло – очень хрупкий материал, но сейчас учёные сумели создать очень прочное стекло. Из него можно делать окна автомобилей и самолётов. Если на такое стекло бросить тяжёлый стальной шар, оно не разобьётся, а если оно всё же разобьётся, то от него не будет осколков с острыми краями и люди не поранятся об осколки.
Из дерева человек строит дома, делает игрушки и мебель.







VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100°°°°°°°-°!° VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100VLUU L100, M100 / Samsung L100, M10015