Конспект урока по теме: «Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений»

Поурочный план

Тема: «Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Основные выделения системы у животных»
Цель: изучить процесс выделения веществ как важный процесс для жизнедеятельности живых организмов.
Задачи:
1) Образовательная: познакомить учащихся с особенностями строения органов выделения и со способами удаления продуктов распада у животных.
2) Развивающая: показать учащимся эволюционные изменения органов выделения у животных.
3) Воспитательная: способствовать развитию у учащихся умений решать биологические задачи.
Оборудование: таблицы, плакаты.
Ход урока:
I. Организационная часть: приветствие учащихся, проверка отсутствующих.
II. Проверка знаний.
Фронтальный опрос:
Каково значение переноса веществ в организм беспозвоночных и позвоночных животных?
Как происходит транспорт веществ у растений?
Какие системы позвоночных животных задействованы в транспорте веществ в организме?
III Изучение нового материала.
Выделение – это выведение из организма конечных продуктов обмена веществ, избытка воды, солей, ядов, образовавшихся в организме или поступивших с пищей. Процессы выделения играют важную роль в организме, поддерживая постоянство химического состава и объема жидкостей внутренней среды.
1. Выделение у животных.
Одноклеточные организмы удаляют продукты жизнедеятельности через поверхность тела. Так, простейшие освобождаются от продуктов метаболизма путём диффузии их через мембрану. Внутри клетки простейшего концентрация солей выше, чем в окружающей среде, и по законам физики вода постоянно в ходе диффузии просачивается через клеточную мембрану внутрь. Для поддержания гомеостаза, т.е. постоянства химического состава внутренней среды организма у простейшего имеется сократительная вакуоль, которая удаляет излишки воды. Если организм пресноводного простейшего лишить этого приспособления, он погибнет, его просто может разорвать избытком воды.
Таким образом, сократительные вакуоли регулируют осмотическое давление (концентрацию растворённых в воде веществ) в клетке. Сократительные вакуоли простейших за 0,5 часа могут вывести наружу количество воды равное объему тела. Организм человека такое количество воды выводит приблизительно за три недели.
У кольчатых червей органом выделения служат метанефридии, которые представляют собой покрытую ресничками воронку, которая соединена с длинными канальцами, открывающимися наружу выделительными порами. Биением ресничек продукты обмена удаляются из организма, а вода и глюкоза всасываются в капилляры, оплетающие нефридий. У дождевого червя имеется пара нефридиев в каждом сегменте, у других представителей их меньше. У некоторых кольчатых червей есть хлорагогенные клетки, которые фагоцитируют твердые частицы отходов и откладывают их в коже как пигмент.
У насекомых существуют специализированные органы выделения – мальпигиевы сосуды, которые были открыты и изучены итальянским ученым – исследователем М.Мальпиги. Они представляют собой слепо оканчивающиеся канальцы, расположенные в полости брюшка. Путем диффузии или активного переноса продукты обмена попадают в трубочки, а затем в пищеварительный тракт. Вода всасывается, а основной продукт – мочевая кислота осаждается и выделяется в виде сухой пасты, таким образом, организм насекомого сберегает воду. Содержимое канальцев выводится в прямую кишку, где смешивается с непереваренными частицами пищи и удаляется наружу. Жировое тело насекомого, которое извлекает из крови вредные вещества, накапливает их и запасает жир. У водных насекомых мальпигиевые сосуды регулируют осмос.Некоторые животные способны откладывать вредные вещества в покрове тела и вместе с ними сбрасывать его во время линьки.
Физ. минутка
2. Выделение у растений.
У растений и грибов нет специальной выделительной системы и не все вещества выводятся из организма. Многие продукты обмена откладываются в клетках, органах и сохраняются на протяжении всей жизни.
- А каково значение листопада? Готовятся ли растения к нему заранее? Что происходит с окраской листьев и почему? Найдите ответ в учебнике на стр. 88.
IV Закрепление изученного материала
Как происходит выделение ненужных веществ у растений?
Что такое листопад?
Домашнее задание: раздел 13 стр. 84-90, Ответьте на вопрос можно ли сжигать опавшие листья?









15