Урок : Значение выделения. Строение и функции мочевыделительной системы.
Урок : Значение выделения. Строение и функции мочевыделительной системы.
Цели и задачи урока:
1. Образовательные : Сформировать знания учащихся об органах выделения, об особенностях строения и функциях мочевыделительной системы.
2.Развивающие: совершенствовать навыки работы с научным текстом, таблицей, рисунками, видеоматериалом, умения логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, формировать умение вести научный диалог.
3. воспитывать у учащихся культуру речи, бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.
Тип урока: комбинированный.
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная.
Методы урока: репродуктивный, частично-поисковый (связанные с постановкой и объяснением опытов), проблемный метод (при решении проблемных заданий), самостоятельная работа с учебником и анализ новых информаций.Оборудование: презентация, электронный учебник по биологии за 8 класс.
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Проверка качества усвоения ранее изученного материала.
3. Обобщение по теме «Витамины»
4.Подготовка к основному этапу урока.
5.Изучение нового материала.
6. Закрепление
7.Домашнее задание
8.Рефлексия.
Содержание урока:
Организационный момент. Пока учитель заполняет журнал и отмечает отсутствующих, учащиеся составляют вопросы к тексту домашнего параграфа в течении 3-5 мин.
Проверка качества усвоения ранее изученного материала. По составленным учащимися вопросами производится взаимоопрос. Один ученик ставит вопрос, другой отвечает. Ответивший задает свой вопрос, если он не смог ответить право ответа и постановки вопроса переходит следующему ученику. Ответы и вопросы фиксирует учитель.
Преимущества такой работы.
1.Учащиеся повторяют пройденный материал и заново осмысливают текст.
2. Чтобы правильно сформулировать вопрос к тексту учебника его нужно логически осмыслить.
3. Дает возможность активизировать слабоуспевающих учащихся, так как вопросы задавать любят все.
3. Обобщение по теме «Витамины»
Работа с тестом.
Учитель биологии:
1. Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А). 2. Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери (В). 3. Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D). 4. Витамин роста (А). 5. Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С). 6. Шиповник – это кладовая витамина (С). 7. Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения (D). 8. Витамин, отсутствие которого наблюдал тюремный врач Эйкман (D). 9. Витамин, отсутствие которого вызвало смерть многих полярных исследователей (С). 10. Этого витамина содержится много в рыбьем жире и печени трески (D). 11. В моркови содержится очень много витамина (А). 12. Витамин, образующийся в коже при взаимодействии солнечных лучей (D). 13. Что же такое витамины? 14. На какие две группы делятся витамины? 15. Что такое авитаминоз? 16. Что такое гиповитаминоз? 17. Что такое гипервитаминоз
4. Подготовка к основному этапу урока.
5. Изучение нового материла.
1.работа с текстом учебника по самостоятельному изучению новой темы. С 192-195 , рис 120, 121,122. Учебник Биология , автор Очкур Е.А.
Задание:
1.прочитать текст учебника.
2.Составить схему к изученному вопросу.
Работа в группах
Значение выделения
Строение почек
Мочеобразование и и регуляция функций почек.
-Рассказать о значении выделения.
- Работа с презентацией. Показать на слайде строение почек и рассказать.
- Рассказать о строении нефрона и об образовании первичной и вторичной мочи.
2. Обобщение по новой теме. Просмотр видеоролика о выделительной системе.
6. Закрепление.
А)Составление Синквейна по теме Строение и функции мочевыделительной системы.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Примеры синквейна на тему выделение.
Почки
Жизненные важные
Очищают Собирают Выделяют
Регулируют постоянство внутренней среды
Органы.
Нефрон
Функциональная главная
Фильтрует всасывает образует
Удаляются вредные вещества
Единица почки
В). Прокомментируйте стихотворение:
Они как два больших боба
На связках закрепились.
У позвоночного столба
Уютно разместились.
Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.
Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.
Проходит кровь через нефрон,
Каналец здесь решает,
Чему вернуться в организм,
А что он удаляет.
Мы смолоду должны учесть
Что нам всего дороже.
Беречь должны не только честь,
Но наши почки тоже.
С). Решите биологические задачи:
1.Взрослый человек в сутки выделяет 1200-1600 мм мочи. Какое значение для организма имеет выделение мочи? 2. При нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней. Как вы можете объяснить этот факт? 3. Врач обнаружил у пациента в крови, притекающей к почке, много сахара. Как вы думаете, окажется ли сахар и в моче человека? Свой ответ поясните. В). В таблице приведены показатели содержания веществ в первичной, вторичной моче и в крови. Определите, в какой колонке таблицы даются показатели, характерные для крови и вторичной мочи. Выбор обоснуйте.
Вещества 1 2 3
Вода 90-92 около 99 98-99
Белки, жиры, гликоген. 7-9 нет нет
Глюкоза 0,1 0,1 нет
Натрий(в виде ионов) 0,3 0,3 0,4
Сульфаты(в виде ионов) 0,002 0,002 0,18
Мочевина 0,03 0,03 2
Мочевая кислота 0,004 0,004 0,05
7.Домашнее задание: параграф 53, таблица на стр.195
8.Рефлексия.
Сегодня на уроке мне…
Меня особенно удивило то, что…
До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
Было бы хорошо, если бы…
Мне не понравилось