ТЕМА: «Виды художественного творчества. Художественная вышивка. Материалы и инструменты для вышивания бисером. Выбор бисера, ткани и ниток».
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №1 ПО ТЕХНОЛОГИИ
Учитель: Боченкова Е.И
Класс: 9 дата:
ТЕМА: Виды художественного творчества. Художественная вышивка. Материалы и инструменты для вышивания бисером. Выбор бисера, ткани и ниток.
ЦЕЛЬ: знакомство с различными приемами вышивания бисером, научить приемам вышивания бисером.
ЗАДАЧИ:
В.- воспитывать уважение к труду и людям труда
- воспитывать уважение к традициям наших предков и историческим ценностям
Р.- развивать эстетический вкус
- развивать память, внимание, воображение, мышление
- развивать интерес к различным видам рукоделия
- развивать умения и навыки при вышивании бисером
О.- учимся находить нужную информацию и знакомить с ней
аудиторию
- познакомить учащихся с различными приемами вышивания бисером
- научить приемам вышивания бисером
ХОД УРОКА
Орг.момент
Сообщение познавательных сведений
Сегодня на уроке мы приступаем к серии уроков тема которых «Техника вышивания бусами, бисером, стеклярусом».
Цель этих уроков ( вопрос учащимся: какую цель поставили бы вы перед собой на этом уроке )
Познакомиться с историей бисерного искусства
Узнать где можно применять бисер
Познакомиться с приемами вышивания бисером
Сегодня на уроке мы поговорим о стекле. Ведь из него в основном делают бисер, бусы, стеклярус. Ученые полагают, что придумав бусы, человек окончательно отделился от животного мира. Бусинка – безделушка, не имеющая конкретной практической пользы. Бусы могут быть знаком, символом – а это начало культуры и духовности.
Оказывается стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад. Легенда рассказывает, что когда-то в очень далекие времена финикийские мореплаватели везли по Средиземному морю добытую в Африке природную соду. Остановившись ночевать на песчаном берегу они развели костер и обложили его кусками соды. Утром купцы в золе обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, прозрачен как вода и переливался под лучами солнца. Так было открыто стекло.
М. В. Ломоносов об этом писал:
Прогнали злую ночь
И жар свой погасили
И солнцу ясному рождение открыли
Но что ж от недр земных, родясь произошло
Любезное дитя, прекрасное Стекло!
(доклад о развитии стеклоделия см. приложение1)
Но все это за границей, а что же у нас
В 17 веке были построены первые стекольные заводы, где работали немецкие, венецианские и русские мастера. Брянская обл. издавна славится мастерами-стеклоделами. Профессии стеклоделов с родни волшебникам, ведь в их умелых руках обыкновенный кусок стекла превращается в произведение искусства. Изделия Дятьковского хрустального завода известны не только у нас в Росси, но и далеко за ее пределами.
Огромный вклад в истории стеклоделия в Росси оставил М. В. Ломоносов. Он изучил свойства стекла и открыл первый в России завод по выпуску бисера и стекла для мозаики. Ломоносов писал Шувалову:
Неправо о вещах те думают, Шувалов
Которые стекло чтут ниже минералов
Приманчивым лучом блистающим в глаза
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса!
Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату. А Стеклу!
Из стекла стали делать бусы, которые становились все меньше и меньше, так появился бисер. Его название происходит от арабского слова «бусра», что означает фальшивый жемчуг. Вторая половина 18 века и первая половина 19 столетия были «золотым веком» бисера в России. Чего только из него не делали.
Вы украшать желаете себя
За тем прохладные поля свои любя
Вы рвете розы в них, вы рвете в них лилеи
Кладете их на грудь и вяжете круг шеи
Такой убор дает вам нежная весна!
Но чем вы краситесь в другие времена
Когда, лишась цветов, поля у вас бледнеют!
Без оных, что бы вам в нарядах помогло!
Когда бы бисеру вам не дало Стекло
Так в бисере, стекло подобясь жемчугу
Любимо по всему земному ходит кругу!
1. История вышивки бисером (слайд 2,3,4).
Стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче – так появился бисер.
Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера – стеклянные бусины – украшали одежду древнеегипетских фараонов.
Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства ( к ним относились состав стекольной массы, производство соды и т.д.), Венеции до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого "лесного стекла", заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.
Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9 – 12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.
Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и церковном шитье. Иноземных гостей России удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц. О них в конце 16 века писал шведский путешественник Петрей: «В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы вывозились в далекие страны».
Первая попытка в России создать собственный бисер относится к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого М.В.Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус (модификация бисера удлиненной цилиндрической формы) продолжали ввозить в Россию из-за границы.
«Золотым веком» бисера в России были вторая половина 18 и первая половина 19 столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для шкатулок, чернильниц и чубуков – бисером вышивали ризы, платья и даже целые картины. Но потом это искусство захирело, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях.
В 30-50-е годы 20 века искусство вышивки и бисероплетения начало возрождаться. В моде были расшитые стеклярусом платья, сумочки и кошельки. В 60-е годы были популярны феньки в движении хиппи.
К сожалению, в наши дни многие секреты старых мастеров утрачены. Но интерес к бисеру окончательно не угас. В последнее время создаются кружки и курсы по бисероплетению и вышивке бисером, нередко украшения, выполненные из этого материала, можно встретить в магазинах и на выставках.
Как видите традиции расшивать одежду и предметы быта бусинами, ракушками, жемчугом существуют не только у нас, но и многих народов.
А что же из себя бисер представляет сейчас.
(доклад: бисер в наши дни см. приложение3)
Существует множество видов бисерного искусства, вот основные из них:
НИЗАНИЕ – все изделия в технике низания представляют собой разнообразные сетки с ячейками различной величины. изделие выполняется с использованием одного рабочего конца или двумя рабочими концами.
ТКАЧЕСТВО – позволяет получить плотное бисерное полотно без просветов.
ВЫШИВАНИЕ – любимый вид наших прабабушек, бабушек и мам, которое воспевается в стихах поэтов.
Александр Романов
Из ковшика в сенцах лицо я умою
Возьму полотенце у мамы льняное
Возьму полотенце старинной работы
А вот утереться все медлю чего-то
Я знаю, я помню отчетливо смалу
Как мама с любовью его вышивала
Грустили и пели у ней в поединке
На полюшке белом крученые нитки
То крестиком – ловко, то нежно овалом
И пряха молодка на льне оживала
В настоящее время бисерная вышивка переживает свой расцвет. Это красиво, модно, современно. Вышивкой из бисера украшают не только платья, кофточки, но и обувь, сумки и многое другое. Основой для вышивки служат холст, лен, бархат, атлас, шерсть. Сукно. Нитки следует брать армированные, чтобы бусинки их не перетирали. Нитки подбирают в тон ткани. Вышивают бусинками, бисером, стеклярусом, пайетками.
(запись в тетрадь)
БУСИНКА - один шарик, одно звено
БИСЕР - мелкие, круглые или многогранные бусинки с отверстиями для продевания нитки
СТЕКЛЯРУС - разноцветные тонкие, стеклянные или фарфоровые трубочки разной длины
ПАЙЕТКИ – плоские, разноцветные металлические кружочки ил фигурки, гладкие или гофрированные, круглые или многогранные
Для работы следует подбирать бисер и стеклярус одного размера с большими отверстиями. Существует множество приемов вышивки бисером, но все они основаны на ручных стежках и строчках
(ДАЛЕЕ МОЖНО ПОКАЗЫВАТЬ СХЕМЫ, А УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ ОТВЕТИТЬ НА КАКОМ РУЧНОМ СТЕЖКЕ ИЛИ СТРОЧКЕ ОСНОВАНА ЭТА ВЫШИВКА)
«вприкреп» - нитку с бусинками закрепить на ткани и уложить ее вдоль линии рисунка. Другой рабочей нитью пришить ее мелкими поперечными стежками
«иголка вперед» - на каждый стежок с лицевой стороны нанизывается бусинка или трубочка стекляруса. Линия получается пунктирная.
«за иголку» - на каждом стежке с лицевой стороны располагается одна бусинка. Линия получается сплошная.
«арочный шов» - на каждый стежок с лицевой стороны нанизывается несколько бусинок, но только одна из них прикрепляется к ткани.
«ленивый стежок» - для вышивки небольших элементов можно набирать сразу по несколько бисеринок, делая большой стежок.
«шитье по счету» - применяется для вышивки узоров крестом, где каждая бисеринка соответствует крестику на узоре. Бусинки нашивают на ткань косыми стежками полукрест.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Перевод рисунка для вышивки (приветствуется свой эскиз)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
Задание на дом. Выставление оценок.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Не рвись владеть ларцами золотыми
И саблями чеканно-белыми
Мечтай владеть руками золотыми
Которые все это сделали.
РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ
Выполнить тестовое задание (приложение 4)
Приложение1
Центром стеклоделия стали Древний Египет и Сирия, откуда это искусство перешло в Римскую Империю, после развала Римской Империи стеклоделие унаследовала Византия. Когда Византия пала стекольная промышленность стала быстро развиваться в Венеции.
В 1221 году все стекольные мастерские были перенесены на остров Мурано, в Адриантическом море, недалеко от Венеции. Это было сделано для того, чтобы уберечь город от огня. Ведь стекло рождено огнем «огонь его родитель». Стеклоделие приносило Венеции большие доходы. Чтобы сохранить монополию, нужно было предотвратить утечку информации.
В 1275 году Сенат запретил вывоз сырья и не обработанного стекла за границу, чтобы нельзя было определить состав стекольной массы. Для закрепления на рабочих местах мастерам была предоставлена привилегия. Их дочери могли выходить замуж за аристократов, а внуки становились аристократами. Несмотря на такие привилегии, перебежчики все-таки были. Тогда Сенат создает закон о государственной измене и наказании бежавших мастеров. Бежавшие стеклоделы должны были быть возвращены. В случае неповиновения их семьи заключались в тюрьму, а к самим мастерам посылались наемные убийцы. В конце 18 века стеклоделие появилось в Германии и сильно развилось в Богемии.
ПРИЛОЖЕНИЕ2 РОССИЯ
В средние века в России в качестве бусин широко использовали кусочки перламутра и речной жемчуг. Их применяли для отделки нарядного платья (как женского, так и мужского) и головных уборов, для изготовления украшений. Из жемчуга и перламутра низали густые сетки – широкие ожерелья, спускавшиеся на лоб поднизи женских головных уборов. Привозной бисер ценился очень высоко и нередко соседствовал в дорогих нарядах и в церковной утвари с драгоценными камнями, золотом, жемчугом. Вторую половину 18 – середину 19 веков можно смело назвать золотым веком бисера в Росси. Крестьянки и горожанки расшивали миниатюрными бусинками и стеклярусом свои праздничные наряды. Бисерное рукоделие пришлось по вкусу и женщинам из привилегированных сословий. Светские вышивали панно и картины. В этот период увлечение бисерным искусством в аристократических кругах было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта Росси. В отличии от европейских стран, в России бисерные изделия не предназначались для продажи. Рукоделие было домашним занятием, при выполнении больших работ привлекались крепостные. Бисером украшались диванные подушки, ширмы, и прочие предметы интерьера. Вышивали картины, обои, стеклярусными гобеленами украшали стены дворцов. Пример тому – стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбаурге под Питербургом.
ПРИЛОЖЕНИЕ2 АФРИКА
К большинству Африканских племен бисер попал с приходом европейцев. Бисер и бусы у народов Африки используются очень широко как элементы костюма и его отделки, а иногда они составляют весь костюм. Например женщины племени туркана носят расшитые бисером передники, а на шеи огромные связки бус, из-под которых выпускается кусок шкуры антилопы, сплошь расшитый бисером и бусами. общий вес такого костюма может достигать 8-10 кг. Способы работы с бисером у африканских народов такие же как и европейских. Однако изделия созданные ими имеют широкую мировую славу благодаря национальному своеобразию. Очень красивы круглые воротники- ожерелья на жестком проволочном каркасе делают мосаи. В дополнение женщины-мосаи украшают себя бисерными браслетами и головными украшениями. Любят украшения из бисера и мужчины. Чаще всего это бисерные ожерелья с национальным орнаментом. Иногда бисерный убор может быть большим и сложным. Например, королевские музыканты барунди поверх туники из леопардовой шкуры надевают перекрещивающие на груди ленты из бисера белого и синего цвета с узором в виде ромбов, зигзагов, треугольников.
ИНДИЯ
Украшения индийских женщин самые разнообразные : для прически, ушей, носа, рук и ног. Общий вес украшений, надеваемых по будням, может достигать 3 кг. Неудивительно, что индийские женщины так украшены. Ведь преподносить жене украшения – религиозный долг мужа. Женщина же должна украшать себя в присутствии мужа, снимать часть украшений в его отсутствии и не носить их вовсе после смерти супруга. Одно из главных украшений – брачное ожерелье тали, или магаль-сутра. В нем обязательно должны быть черные стеклянные или фаянсовые бусины и хотябы одна золотая.
ИНДЕЙЦЫ И ЭСКИМОСЫ
Бисерное рукоделие индейцев и эскимосов имеет давние традиции, у них была потребность в контрастном по цвету и фактуре материале. Одним из важнейших предметов для индейцев является вампум – бусы, пояса, украшения из раковинных бусин. Это был важный символ полномочий посла, доверия, гарантии выполнения обязательств. В важных переговорах и обрядах передача вампума подчеркивала значительность события. Вампум является и средством запоминания – перебирая бусины вспоминали произошедшие события. У микманов и ирокезов белая бисерная вышивка напоминает кружево со всевозможными растительными мотивами, усиками и завитками. Приемы вышивки напоминают европейские. Кроме вышивки существует и ручное ткачество с использованием шерстяных ниток и бисера. В тканых изделиях поверхность образована нитями, бисер лишь составляет узор на их фоне. Так издавна украшали ленты, воротники, пояса.
ПРИЛОЖЕНИЕ2 КРАЙНИЙ СЕВЕР И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
Северные рукодельницы использовали два основных способа работы с бисером – низание и вышивка. Богатой бисерной вышивкой украшали свои изделия эвенки. В работе они использовали красный, желтый, зеленый, белый и черный бисер. Орнамент был в основном геометрический и состоял из полос, уголков, арочек и крестиков. под верхней меховой шубой эвенки носили кафтан из оленьей замши, грудь защищал нагрудник, богато расшитый бисером, бисером расшивали и пояс, к которому подвешивали нужные вещи : мужчины – трубку и огниво, женщины – игольницу и наперсток. Любят бисерную вышивку эвены и долгане. Главные цвета красный и синий. Бисером украшали головные уборы и оленью упряжь.
ПРИЛОЖЕНИЕ3 БИСЕР В НАШИ ДНИ
В наши дни интерес к забытому искусству пробудился вновь. Существуют школы бисероплетения, появляются многочисленные кружки. Современные мастерицы придумывают новые приемы работы с этим материалом. В наш век стандартных изделий женщина, как и столетия назад, хочет быть неповторимой. Украшения из бисера, затейливая вышивка – это, что может выделить ее из толпы, придать некоторую изысканность ее наряду. Сейчас бисер – это великолепный материал для украшений, игрушек, отделки – кому, что нравится. В моду возвращаются расшитые бисером, стеклярусом платья, сумочки, головные уборы, украшения и аксессуары.
15