Урок по биологии «Работа мышц» 8 класс


Урок по биологии: «Работа мышц» 8 класс
Разработала: Вахитова Евгения Владимировна
Учитель I категории
МБОУ «СОШ №14»
г. Ангарск, Иркутская область
Образовательная цель: На основе самонаблюдений сформировать понятие работы мышц, роли нагрузки и ритма работы на развитие утомления. Раскрыть условия правильного формирования скелета и мышц. Подвести школьников к выводу о важнейшем значении мышечной активности для здоровья человека, особенно для растущего организма.
Развивающая цель: Продолжить формирование умений работать с книгой; в парах, проводить эксперименты и делать по ним выводы.
Воспитательная цель: Воспитывать в учениках стремление вести активный образ жизни. Раскрыть важнейшее значение для здоровья двигательной активности ( физического труда, физической культуры и спорта для предупреждения искривлений позвоночника и других нарушений нормального строения организма.)
Тип урока: урок – практикум.
Технология – проблемное обучение.
Оборудование: распечатки с лабораторной работой, учебник, портфели учащихся, секундомеры.
План урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Беседа по вопросам.
Что образует активную часть опорно-двигательного аппарата?
К чему прикрепляются мышцы?
Что производят мышцы, когда сокращаются или напрягаются?
Ребята, какая тема нашего урока? Ответ учащихся.
Сформулируйте цель нашего урока.
Знать: Понятия динамической и статической работы, мышцы сгибатели и разгибатели, утомление. Чем иннервируется работа мышц, Значение мышечной активности для здоровья человека.
Уметь: Объяснять работу мышц, приводить примеры. Экспериментально определять работу мышц.
Новая тема.
Ребята, какие вы знаете поговорки или летучие фразы о движении? (Учащиеся приводят примеры). Движение – это жизнь; Чем даром сидеть лучше попусту ходить; Двигайся больше – проживёшь дольше;
Вступительное слово учителя: итак, движение – это жизнь, все с этим согласны. Любое движение осуществляется мышцами. Мышцы, сокращаясь или напрягаясь, производят работу. Она может выражаться в перемещении тела или его частей, в поднятии тяжестей, ходьбе, беге.
Проблемный вопрос: какую же работу выполняют мышцы?
Ребята, предположите путь, по которому вы пойдёте, чтобы ответить на этот вопрос. (Учащиеся высказываются, на основе их высказываний составляется план действий и предлагается выполнить практическую работу).
Практическая работа «Утомление при статической и динамической работе»
Цель: Изучить и сравнить статическую и динамическую работу мышц.
Оборудование: секундомер, груз массой 4-5 кг.
Ход работы
Ответьте на вопрос:
Какая работа мышц называется статической и динамической?
Что называют утомлением? (Термин записать в тетрадь).
Работа 1. Статическая работа мышц.
Испытуемый вытягивает руку в сторону горизонтально. Мелом на доске отмечается тот уровень, на котором находится рука. Включите секундомер.
2. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление мышц.
3. Результаты оформите в таблице.
Статистическая работа
Признаки утомления Время
Отсутствие утомления Рука с грузом неподвижна Первая фаза утомления Рука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место Вторая фаза утомления Дрожание рук, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение Предельное утомление Рука с грузом опускается; опыт прекращается 4. Сделайте выводы.
Работа 2. Динамическая работа мышц.
1.Испытыемый берёт груз в руку. Испытуемый поднимает и опускает груз . Экспериментатор засекает время. Результат записывается в тетрадь.
2.Сделайте вывод.
Ответьте на вопросы..1.Какими мышцами обеспечивается движение в суставе?
2. С чем связано утомление мышц?
3. Что управляет работой мышц? Объясните, какой характер носит деятельность скелетных мышц?
4. Что с мышцами происходит, если они не работают?
IV. Домашнее задание.
Стр.122 – 126.
Подготовить в тетради каждому сообщение «Роль двигательной активности в развитии опорно-двигательного аппарата»