Материал для диагностики уровня духовно-нравственной воспитанности


Диагностика
уровня духовно-нравственной воспитанности
школьников 5Б класса.
Классный руководитель:
Антонова Л.Ю.
Г. Сургут, 2015.
Успешное формирование человека образованного и высоконравственного обеспечивается постоянным совершенствованием учебно-воспитательного процесса в школе, укреплением единства обучения и воспитания, сотрудничеством школы, семьи и общественности в воспитании учащихся. Готовя младших школьников к жизни и труду, учителя должны стремиться развить у них ценные трудовые умения и навыки, прекрасные нравственные качества, такие как: благородство, любовь к Родине, скромность, правдивость, честность, принципиальность, положительное отношение к труду и т.д.
Интеграция обозначенных качеств создает целостное впечатление о нравственном облике личности, её воспитанности, свидетельствует о всестороннем ее развитии, о высоком смысле ее трудовой и общественной деятельности.
Уровень духовно-нравственной воспитанности – это мера соответствия развитых социально-ценностных отношений ребёнка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития.
«Личность ученика сложна и многогранна. Поэтому изучить его можно лишь при условии применения разнообразных методов, и не изолированно один от другого, а в тесной связи и взаимодействии» – пишет советский педагог Н.И. Болдырев в своей книге «Нравственное воспитание школьников: вопросы теории» [8, с. 132].
Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности необходима для отслеживания эффективности принятых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки.
Цель: выявление качества и уровня духовно-нравственного воспитания школьников.
1. Комплексная диагностическая программа, которая включает в себя следующие методики:
методика №1: диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся;
методика №2: диагностика нравственной самооценки;
методика №3: диагностика этики поведения;
методика №4: диагностика отношения к жизненным ценностям;
методика №5: диагностика нравственной мотивации.
2. Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой.
Основными методами исследования были наблюдение, анкетирование, беседа, индивидуальный опрос.
Методика №1: диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся.
Анкета «Нравственные понятия»
Задание: Как ты понимаешь следующие слова?
ДоброЗло
МудростьМужество
УмеренностьСправедливость
СчастьеДружба
МилосердиеДолг
Вина
Учащимся 5-го класса было предложено пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Опрос проводился индивидуально. Статистика ответов учащихся представлена в таблице 1.

Таблица 1 (Методика №1).
№ Ф.И. Добро Зло Мудрость Мужество Умеренность Справедливость Счастье Дружба Милосердие Долг Вина
Методика №2: диагностика уровня нравственной самооценки.
Инструкция:
– если вы полностью согласны с высказыванием, выберите ответ всегда (4 балла);
– если, вы больше согласны, чем не согласны, выберите ответ часто (3 балла);
– если вы немножко согласны, выберите ответ редко (2 балла);
– если вы совсем не согласны, выберите ответ никогда (1 балл).
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
4- всегда ;3- часто;2- редко;1- никогда.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
4- всегда ;3- часто;2- редко;1- никогда.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4- всегда ;3- часто;2- редко;1- никогда.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
4- всегда ;3- часто;2- редко;1- никогда.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
4- всегда ;3- часто;2- редко;1- никогда.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
4- всегда ;3- часто;2- редко;1- никогда.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
4- всегда ;3- часто;2- редко;1- никогда.
8. Мне приятно делать людям радость.
4- всегда ;3- часто;2- редко;1- никогда.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
4- всегда ;3- часто;2- редко;1- никогда.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
4- всегда ;3- часто;2- редко;1- никогда.
Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
Статистика ответов учащихся представлена в таблице 2.

Таблица 2. (Методика №2)
№ вопроса
Фамилия , имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Количество
набранных единиц
Методика №3: Диагностика этики поведения (толерантного поведения)
«Незаконченные предложения»
Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация:
Первый вопрос: Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Проанализировав высказывания детей, можно сделать вывод, что 5 учащихся соблюдают этические нормы поведения в общении со сверстниками, у 5 человек не достаточно развиты навыки общения, взаимопонимание.
Проведённый тест показал, что необходимо содействовать развитию личности, способной устанавливать дружеские связи, испытывать удовлетворение от общения, учить взаимопониманию, сопереживанию, доброму отношению друг с другом.


Таблица 3. (Методика №3)
№ вопроса
Фамилия , имя Ответы детей
1 2 3 4 5
Методика №4: Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень.
3 - 4 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
0 - 1 – низкий уровень.
Ответы детей представлены в таблице 3. ОБРАЗЕЦ ОБРАБОТКИ
Таблица 3.
Фамилия ,имя Количество
отрицательных ответов Количество
положительных ответов
Методика №5 Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция: "Прочитайте вопросы. На каждый вопрос выберите один ответ."Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
А) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а. За каждый положительный ответ дается 1 балл.
4 балла – высокий уровень; 2 - 3 балла – средний уровень; 0 - 1 балл – низкий уровень.
Таблица 5 (Методика №5)
№ Фамилия ,имя Количество
отрицательных ответов Количество
положительных ответов