Урок чтения на тему: «Осенние картины и настроения в поэзии


33147006159500Тема: Осенние картины и настроения в поэзии на примере отрывка из стихотворения И.А.Бунина «Листопад».
Цели урока:
образовательные: продолжить работу над формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, совершенствовать навык выразительного чтения через анализ поэтического произведения, обогатить словарный запас учащихся;
развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;
воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.
Оборудование: учебники, карточки для групповой работы, мультимедийные средства обучения.
Ход урока
1. Оргмомент.
Дорогие мои друзья, с каким настроением вы шли сегодня на урок?
Почему?
Я очень рада, что моё желание совпало с вашими. Я тоже хочу чтобы вы сегодня на уроке литературного чтения сделали какое-то новое открытие, пополнили свою копилку знаний.
II. Введение в тему урока. <Приложение 1>
Художница-осень взмахнула кистью,
Жёлтым обрызгала лёгкие листья,
Небо пронзила сизо-лиловым,
Речку покрыла лаком свинцовым.
Из пёстрых узорчатых листьев клёна
Ковёр расстелила на фоне зелёном.
Зелёные сосны, зелёные ели
С лёгким пьянящим запахом прели.
На шаг отошла, прищурила глаз,
По веткам кармином прошла ещё раз.
Тихо, красиво и грустно немножко
Шуршит, и шуршит, и шуршит на дорожке.
Солнце скупо дарит лучи.
Осень. На юг улетели грачи.

Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об осени, мы будем читать стихи, будем рассматривать осенние картины.)
Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Не наскучило ли вам это занятие?
Почему? (стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы)
Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту?
Почему? (мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе)
Так зачем же нам читать стихи? (чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихов к родной природе, ведь они более внимательны и наблюдательны, чем мы)
А какие стихи о родной природе вы уже читали?
К какому роду литературы относятся все названные вами стихотворения? (пейзажная лирика)
Докажите.
III. Сообщение темы и цели урока. <Приложение 2>
Сегодня мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.
IV. Работа над стихотворением.
1. Вступительная часть.
Каким стихотворением вы пополнили свою поэтическую копилку на прошлом уроке? (И.Бунин "Листопад")
О чём это стихотворение? (о природе, об осени в лесу, о том, как природа готовится к осеннему сну)
Кто из вас хотел бы вновь побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин?
2. Чтение стихотворения учителем.
Тогда слушайте и представляйте!
3. Первичное восприятие.
Как хорошо вы слушали!
Какие чувства вы испытали?
4. Перечитывание про себя.
Кому из вас захотелось побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?
Откройте учебник и насладитесь красотой осеннего леса. Вчитайтесь в эти строки и представьте, о чём пишет Бунин.
На какие части можно разделить этот отрывок?
Докажите свою мысль.
5. Анализ первой части отрывка.
Давайте повнимательнее рассмотрим первую картину осеннего леса.
Каким автор изобразил лес?
Докажите. Найдите слова-краски, которыми автор передаёт эту красоту осеннего леса, (лиловый, золотой, багряный, в лазури голубой).
Подчеркните их.
Есть ли непонятные слова? (лиловый)
Объяснение значения с использованием толкового словаря Ожегова.
Подберите синонимы, (учащиеся находят в классе карточки с синонимами).
Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет.
О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный).
Как называются такие слова в художественной литературе? (эпитеты - на доске).
Какие ещё эпитеты мы находим в этой части? (терем расписной, весёлой пёстрою стеной, над светлою поляной, жёлтою резьбой, в листве сквозной).
Подчеркните их.
Для чего же автор использует в описании осеннего леса эпитеты? (чтобы ярче представили эту картину)
Что же особенно удивило Бунина?
Прочитайте эти строки. (Лес, точно терем расписной).
Кто из вас, ребята, видел терема? Как вы думаете, какие они?
Сообщение ученицы о теремах. <Приложение 3>
Посмотрите на экран. Вот такие замечательные терема строили в Древней Руси.
Как же называется в художественной литературе приём, когда автор сравнивает предметы? (сравнение - на доске)
Подчеркните его.
Давайте разберёмся, чем лес напомнил автору терем.
Прочитайте, как выглядит лес, если на него смотреть со стороны. <Приложение 4>
Почему лес стоит стеной?
А почему пёстрой, весёлой?
Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья)
Что же ещё в лесу похоже на терем? (берёзы с жёлтою резьбой)
Объясните это выражение.
Что автор пишет о ёлочках?
Как называется этот приём? (сравнение)
Подчеркните сравнение.
Почему автор использует такое сравнение?
На что похожи ёлочки? (на башни терема)
Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема? (клёны)
Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.
Чего не хватает в этом лесном тереме? (окон)
Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема?
Что заметили? (автор использует сравнение)
Почему появились эти оконца?
Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?
Как называет автор окна? (оконца)
О каком качестве поэта это говорит?
Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки)
Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью)
А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.
Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу?
Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин?
Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.
Зачем же автор использует в этой части стихотворения эпитеты и сравнения? (что бы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение)
Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.
Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине, (учащиеся используют "Словари настроений")
1) он удивляется, восхищается
"лес, точно терем расписной:"
2) он любуется, любит то, о чём пишет
"оконца", "ёлочки"
3) он радуется, ему весело:
"весёлой, пёстрою толпой"
Какое настроение вызывает у автора эта картина?
6. Вывод по 1 части.
– В каком образе предстала осень ?7. Физкультминутка. <Приложение 5>
8. Анализ 2 части отрывка.
А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса.
Какова здесь осень? (грустная)
Как вы догадались? (и осень тихою вдовой)
Какое средство художественной выразительности использует автор? (олицетворение)
О чём грустит осень? -Найдите слово, которое повторяется несколько раз.
Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится)
Случайно ли это?
Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?
Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего* леса, (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток)
Подчеркните их.
А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте, «воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток» Подчеркните их.
О каком душевном состоянии автора говорят эти эпитеты и сравнения? (автор грустит, тоскует)
Как он пишет о тишине?
Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину «вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье».
Не заметили ли вы, какое слово усиливает эту тишину? (так, такое)
Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает)
Докажите, «что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье».
А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.
Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч)
Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ" <Приложение 6>
Что же это такое? Прочитайте, (чтение правила)
Как же будете читать эти строчки? Почему?
Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я представляю:)
А можно ли судить о настроении автора по этой картине?
Какое оно?
Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк)
В каком образе выступает осень в этой части?
9. Слушание музыки. "Осенняя песня" П.И.Чайковский из цикла "Времена года"
слово учителя о Чайковском и его альбоме "Времена года" <Приложение 7>
слушаниебеседаКаков характер музыки?
Какой представлена здесь осень?
С какой картиной осени созвучна эта пьеса?
V. Работа над выразительностью.
– На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?
Темп чтения. <Приложение 8> »
Тон чтения.
Логические ударения.
Паузы.
Работа в парах.
Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняют свой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляют паузы.
– Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.
Чтение стихотворения несколькими учениками вслух, (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения)
Какие же картины осеннего леса нарисовал поэт с помощью слов-красок? <Приложение 9>
Какими они получились?
Какими настроениями проникнут этот отрывок?
Сегодня мы рассмотрели только две картины из стихотворения Бунина "Листопад"
VI. Проверка домашнего задания.
Дома вы постарались увидеть другие картины в этом стихотворении, а на уроке рисования - выполнили их в цвете. Что же у вас получилось?
Представьте свои работы.
VII. Творческая разноуровневая работа в группах.
– А какие картины осеннего леса увидела я, вы сможете узнать, выполнив творческую работу.
1 группа.
Задание. Найди рифму, (учащиеся собирают рассыпанные строки четверостишия, взятого из стихотворения)
2 группа.
Задание. Проталинки.
(учащиеся выписывают пропущенные слова в четверостишие с использованием учебника)
Отчёт о выполненной работе.
VIII. Домашнее задание, (по выбору)
1 Выразительно читать.
2. Выучить наизусть.
3. Сочинить сказку "Осень в лесу"
4. Прочитать другие стихи Бунина.
IX. Итог урока.
Какие открытия вы сделали?
Для чего И.Бунин написал это стихотворение?
А теперь прислушайтесь к себе: какие чувства у вас вызвали картины осеннего леса?
При каких обстоятельствах вы могли бы вспомнить строчки из этого стихотворения?
X. Рефлексия.
Осень рассыпала листики. Возьмите тот, который соответствует вашему настроению.
XI. Заключительное слово учителя.
Какой сейчас идёт месяц? (ноябрь)
Что происходит в этом месяце? (наступает зима)
Да
В полночь дождь перестал,
И как белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок:"
Так незаметно приходит зима. И значит, мы с вами продолжаем своё путешествие в мир поэзии, будем читать стихи о зиме, рассматривать зимние картины.
Урок окончен. Спасибо.
Презентация.