Электротехника для нпо электромонтера
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника
2015 г.
Рассмотрена ПЦК
Протокол № 1 от 2015г.
Председатель ПЦК_______/ Осипова С.А./
Утверждено приказом директора ГАПОУ ТКСТП № 508-а от 02.09.2015г
Рабочая программа учебной дисциплины ЭЛЕКТРОТЕХНИКА разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №802 от 02.08.2013г.; примерной программы общепрофессиональной дисциплины «Электротехника», рекомендованной к использованию в учреждениях начального и среднего профессионального образования ЦПО Самарской области, Самара 2011 год
для профессии среднего профессионального образования
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) технический
код, наименование профессии профиль
Разработчик:
Ерохина Г.В. – преподаватель
Ф.И.О., должность
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников электротехнического профиля.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
контролировать выполнение заземления, зануления;
производить контроль параметров работы электрооборудования;
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;
снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
типы и правила графического изображения и составления электрических схем;
условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки;
способы экономии электроэнергии;
правила сращивания, пайки и изоляции проводов;
виды и свойства электротехнических материалов;
правила техники безопасности при работе с электрическими приборами.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
72
в том числе:
лабораторные занятия
24
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
36
в том числе:
индивидуальное проектное задание;
6
конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы;
22
подготовка к выполнению лабораторных занятий
8
Итоговая аттестация: экзамен
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Электротехника
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Основные задачи, содержание и взаимосвязь учебной дисциплины «Электротехника» с другими дисциплинами. Применение электротехники в производстве.
2
1
Раздел 1. Электрическое поле. Электрические цепи постоянного тока
24
Тема 1.1. Электрическое поле
Содержание учебного материала
6
1.
Понятие о формах материи: вещество и поле. Электрическое поле. Элементарные частицы и их электрические поля. Понятие электрического заряда. Закон Кулона. Основные характеристики электрического поля: напряженность и потенциал. Электрическое напряжение.
2
2
2.
Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электроёмкость. Конденсатор. Виды конденсаторов. Соединения конденсаторов.
2
1
Лабораторное занятие№ 1.
Правила техники безопасности при работе с электрическими приборами. Правила выполнения лабораторных занятий. Знакомство с электротехнической лабораторией и лабораторными стендами.
2
Тема 1.2. Электрические цепи постоянного тока
Содержание учебного материала
8
2
1.
Источники и приёмники электрической энергии. Понятие электрической цепи. Элементы электрической цепи. Источники ЭДС, их соединения. Типы Сопротивление и проводимость проводников. Законы Ома. Включение амперметра и вольтметра в электрическую цепь. Общее сопротивление резисторов при различных видах соединений. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Использование теплового действия тока в технике.
4
Лабораторное занятие № 2.
Исследование электрической цепи постоянного тока.
2
Самостоятельная работа №1. Электрические схемы и физические законы (реферат).
2
Тема 1.3.
Правила Кирхгофа Расчет сложных электрических цепей
Содержание учебного материала
10
1.
Понятие о сложных электрических цепях постоянного тока. Первое и второе правила Кирхгофа. Расчет электрических цепей.
4
2
Лабораторное занятие № 3.
Экспериментальное определение параметров линейной электрической цепи постоянного тока.
2
Самостоятельная работа №2. Сравнение и выбор метода расчёта сложной электрической цепи (проект).
Самостоятельная работа №3. Правила выполнения электрических схем (доклад).
4
Радел 2. Электрические цепи переменного однофазного тока
14
Тема 2.1.
Неразветвлённые электрические цепи
переменного тока
Содержание учебного материала
14
1.
Понятие о переменном токе. Характеристики переменного тока. Активное сопротивление в цепи переменного тока.
2
2
Тема 2.2
Разветвлённые электрические цепи
переменного тока
2.
Цепь переменного тока с активным сопротивлением; цепь переменного тока с индуктивным сопротивлением; цепь переменного тока с емкостным сопротивлением. Электрическая цепь с R,L,С элементами. Активная, реактивная и полная мощности в цепи переменного тока. Коэффициент мощности. Резонансы токов и напряжений.
4
2
Лабораторное занятие № 4.
Разветвленная и неразветвлённая электрическая цепь переменного тока.
4
Самостоятельная работа №4. Использование явлений резонанса в электротехнике (подбор видеоклипов).
Самостоятельная работа №5. Способы экономии электроэнергии в быту и на производстве (презентация).
4
Раздел 3. Электрические цепи переменного трёхфазного тока
12
Тема 3.1. Трехфазные электрические цепи
Содержание учебного материала
12
1.
Элементы трехфазной системы. Получение тока и напряжения в трехфазной системе. Соединение обмоток трехфазного генератора и потребителей в «звезду» и «треугольник». Электрические схемы. Векторные диаграммы линейных и фазных напряжений.
2
2
2.
Роль нулевого провода. Ценное свойство четырёхпроводной системы. Мощность трехфазной системы. Основные расчетные уравнения. Схемы измерения активной мощности в трехфазной системе.
2
Лабораторное занятие № 5.
Трёхфазная цепь при соединении потребителей по схеме «звезда».
Трёхфазная цепь при соединении потребителей по схеме «треугольник».
4
Самостоятельная работа №6. Трёхфазные генераторы. Соединение обмоток генератора (подбор слайдов).
Самостоятельная работа №7. Значение научно-практических трудов русского учёного М.О. Доливо-Добровольского в развитии электротехники (реферат).
4
Раздел 4. Электромагнетизм
6
Тема 4.1.
Магнитное поле
Содержание учебного материала
6
1.
Понятие о магнитном поле. Характеристики магнитного поля. Закон Ампера. Взаимодействие проводников с током. Явление электромагнитной индукции