Разработка и использование электронных образовательных ресурсов для современных интерактивных комплексов в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Астафьева Татьяна Александровна
МКДОУ «Черемховский детский сад»
Старший воспитатель
Разработка и использование электронных образовательных ресурсов для современных интерактивных комплексов в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» при создании условий для благоприятного роста и развития воспитанника детского сада.
Если сегодня будем учить так, как учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра.
Джон Дьюи (американский педагог, социолог)
В связи с модернизацией структуры и содержания образования, с новыми тенденциями в жизни нашего общества, предъявляются новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Развитие информационного общества и информатизация образования нашли отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации.
(слайд НПБ)
В этих условиях появляются новые проблемы и задачи, над решением которых предстоит работать педагогам. Одна из проблем – это снижение мотивации дошкольника к обучению. Как же оптимально решить эту проблему?
Сейчас выигрывает тот воспитатель, который делает ход непосредственной образовательной деятельности наглядным, занимательным, ярким, интересным, эмоциональным, запоминающимся. То есть материал должен содержать в себе элементы удивительного, неожиданного, вызывающие интерес и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.
Следовательно, педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых информационных технологий в свою практическую деятельность. Именно это и обуславливает актуальность выбранной мной темы.
Вопрос организации предметно – развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и формировали в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно формироваться, в том числе и ключевые компетентности. А для создания такой развивающей среды необходимо внедрять в воспитательно-образовательный процесс ДОУ игровые педагогические технологии, имеющие интерактивный характер.
Актуальность внедрения интерактивного оборудования в ДОУ обусловлена тем, что важной составляющей современного образовательного процесса ДОУ является создание интерактивной среды, позволяющей существенно расширить возможности взаимодействия ребенка с информационными ресурсами.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.
В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Комарова Т.С., Алиева Т.И., Комарова И.И., Белая К.Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Наш опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером. Учеными отмечается развивающая роль компьютерно - игрового комплекса в детском саду в работе с детьми начиная с пяти лет. Подчеркивается, что как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка». Мы придерживаемся как раз этой позиции. Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться программы для дошкольников.
Педагоги, изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.
Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Цель моего выступления: познакомить с проектом внедрения и использования интерактивного оборудования, который реализуется в МКДОУ «Черемховский детский сад».
При подготовке работы передо мной стояли такие задачи:
Изучить литературные источники по данной теме, проанализировать.
Разработать проект внедрения и использования интерактивного оборудования.
Разработать и начать использование электронных образовательных ресурсов в образовательной деятельности.
Сегодня многие школы и детские сады оснащаются интерактивными досками, не стал исключением и наш детский сад. В нашем детском саду появились мультимедийные комплексы, состоящие из интерактивной доски, проектора, ноутбука, документкамеры и нетбуков для детей.
Педагогический коллектив с энтузиазмом воспринял появление нового оборудования, несмотря на то, что раньше ничего подобного педагоги в своей работе не использовали и освоение новых технологий требовало определенных усилий. В связи с этой проблемой было принято решение разработать проект по внедрению и использованию интерактивного оборудования в образовательном процессе детского сада.
Цель данного проекта - разработка и внедрение ЦОР для интерактивной доски в образовательную деятельность с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в рамках программы «От рождения до школы».
Предполагаемый результат проекта:
Повышение ИКТ - компетентности педагогов;
Оснащение предметно-пространственной среды современной техникой;
Повышение качества обучения за счет сочетания традиционных и компьютерных методов организации детской деятельности;
Повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);
Создание новых средств обучения для развития детей, пополнение методических разработок электронными образовательными ресурсами.
Длительность проекта 6 месяцев. Сейчас проект находится в основной стадии. На данном этапе нами разрабатываются цифровые образовательные ресурсы для использования в образовательной области Познание. В настоящее время имеется небольшое количество готовых ЦОР для детей дошкольного возраста. Именно поэтому мы увидели необходимость разработки своих ресурсов.
Способов применения интерактивной доски на занятиях в детском саду может ограничиваться только вашей фантазией. Это и презентации, и интерактивные обучающие программ, и создание проектов в графических, программных средах. Подробнее об этом говорится в Приложении к нашему проекту.
Для работы с интерактивной доской мы создаем флипчарты по определенной образовательной области; в последующем для интеграции образовательных областей эти флипчарты очень легко комбинировать друг с другом, они мобильны и легко изменяемы. Работаем в программе АктивИнспайр.
В данный момент мы работаем над образовательной областью познание, вот некоторые страницы, которые мы разработали:
1. Задания на соотнесение числа с количеством
Педагог предлагает детям найти карточку с цифрой и сопоставить её с карточкой с предметами. Дети поочерёдно подходят к интерактивной доске и двигают карточки с предметами к карточке с изображением соответствующего числа.
2. Задания на количественный счёт (рис. 2).
Воспитатель предлагает сосчитать количество бантиков, на платье и на волосах куклы. Дети считают вслух хором. Педагог раскрывает «шторку» и просит детей подарить куклу определенное количество цветов.
3. Задания на прямой и обратный счет
4.Задания на размерные соотношения
5. Равенства – неравенства групп предметов
Использование ИД на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
6. Различные задания с геометрическими фигурами
ИД дает возможность лучше уяснить детали объектов, дает целостное восприятие мира СЛОЖИ МАШИНУ СЛОЖИ ФИГУРУ
Дети с большим удовольствием рисуют, составляют картинкит по схемам из геометрических фигур.
5. Пространственные и временные ориентировки ВВЕРХУ-ВНИЗУ СПРАВА-СЛЕВА
Педагоги отмечают, что дети с радостью выходят к доске и берутся за выполнение предложенных заданий, ответственно подходят к решению задач и в результате показывают более высокие результаты, чем при работе с бумажными носителями информации.
В рамках реализации нашего проекта запланировано несколько форм работы с педагогами, целью которых является научить воспитателей полноценно пользоваться интерактивной доской. Так в марте была проведена консультация «Возможности интерактивной доски при работе с детьми». (приложение 4 к проекту). В рамках этой консультации педагоги познакомлены с основными возможностями программы Актив Инспаер, и с техниками разработки основных заданий (техники также описаны приложении к проекту).
В дальнейшем запланирован семинар для педагогов «Технологии создания интерактивных дидактических игр», на котором педагоги расширят свои знания по созданию интерактивных презентаций в программе Повер Пойнт и создания различных действий в Актив Инспайер. (Краткий конспект семинара, также приведен в проекте).
На май месяц запланирован круглый стол педагогов на тему «Организация образовательного процесса с использованием интерактивных технологи», в ходе которого воспитатели поделятся своим опытом, и обсудят некоторые вопросы
В работе с родителями в рамках проекта запланирована консультация «Компьютер и дошкольник» и родительское собрание с использованием интерактивной доски.
Так же мы создали собственную электронную картотеку цифровых образовательных ресурсов, которые в свободном доступе имеются в сети интернет. В которую вошли интерактивные разработки (в основном это презентации повер пойнт) по всем направлениям развития, на данный момент она составляет около 150 наименований. Педагоги в своей работе активно пользуются имеющимися материалами и периодически пополняют их новыми. Перечень сайтов, которыми мы пользуемся в своей работе так жэе приведен в приложении к проекту.
Вывод.
Признавая, что компьютер – мощное средство для развития детей, необходимо помнить главное правило «Не навреди!», то есть необходимо соблюдать:
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
режим и организацию проведения занятий с ИКТ;
правильно определить дидактическую роль и место ИКТ в образовательном процессе
соответствие игр психофизиологическим и психическим особенностям детей;
Прежде всего, хочется отметить, что в нашем ДОУ использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники, это прежде всего:
47929808255преобразование предметно-развивающей среды;
использование презентаций, слайд-шоу, видеофрагментов для изучения некоторых тем;
создание новых средств передачи информации для развития детей;
Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.
Компьютер не ставится для нашего ДОУ как первоочередная задача, главное – гармоничное соединение современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка для повышения эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами информационных технологий.
Список использованной литературы.
Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
Комарова И.И., Туликов В.А. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании, М.:Мозаика-Синтез, 2013
Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников – Волгоград: Учитель, 2013
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения" №4, 2012 год, Приезжая М.Н. «ИНФОЛОГИКА. Особенности использования интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №11, 2013 г. Е.Л. Козиоров, М.Н. Приезжая «Почему интерактивные доски так редко используются в детских садах?»
Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
Сетевые ресурсы