Консультация для воспитателей на тему:«Методика проведения подвижных игр с детьми 6-7 лет».
Консультация для воспитателей на тему:
«Методика проведения подвижных игр с детьми 6-7 лет».
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога.
При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры – это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.
В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку, смекалку. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей (до 3–4), роли распределяются между всеми детьми; используются игры-эстафеты.
Сбор детей на игру. Старшие дошкольники любят и умеют играть. Для сбора детей на игру и создания интереса можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры, собрать при помощи зазывалок . Например: «Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть»; поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок. Например, пока звучит мелодия; использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.
Объяснение правил. Предварительное объяснение правил игры происходит с учетом возрастных психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.
Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил.
Руководство игрой. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.
Подведение итога. При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры.
По мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованы. Кроме того, усложнения делают для детей интересными хорошо знакомые игры.
Варьируя игру нельзя менять замысел и композицию, но можно: увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры); усложнить двигательное содержание; изменить расстановку играющих по площадке (ловишку поставить не сбоку, а на середине); сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный); провести игру в нестандартных условиях (на берегу реки, на лесной поляне, в парке); усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать). К составлению вариантов игр можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.
Подвижные игры:
«На новое место» (Смени место…)Цель игры: улучшение скорости бега, выносливости, чувства товарищества, командной игры.
На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 16—20 м. Играющие делятся на две команды с равным числом участников, которые выстраиваются в колонны на линии старта, на расстоянии 1,5— 2 м друг от друга.
По сигналу или по команде учителя первая пара, взявшись за руки, бежит к черте. Первые номера остаются за линией финиша, а вторые возвращаются к команде, берут за руку третьего стоявшего в колонне и снова бегут. Затем остаются вторые номера, а возвращаются третьи, чтобы уже бежать с четвертыми номерами и т. д.
Побеждает команда, игроки которой первыми пересекут линию финиша и построятся в колонну на новом месте.
«Охотник, сторож, звери…»
Цель игры: развитие бега, ловкости, быстроты реакции, взаимовыручки.
Посреди игровой площадки чертится круг диаметром около 2 м. Из числа играющих выбираются охотник и сторож. Место сторожа — в очерченном круге.
По сигналу учителя остальные играющие — «звери» разбегаются по игровой площадке, а охотник гонится за ними, стараясь догнать кого-нибудь и дотронуться рукой («осалить», «запятнать»). Пойманный игрок отводится в круг под охрану сторожа.
Оставшиеся «звери» могут выручать пойманных. Для этого нужно, пробегая мимо круга, дотронуться до протянутой руки пленника. Переходить линию круга пойманные не могут.
В то же время, если охотник или сторож «запятнали» выручающего, он сам отправляется в круг. Вырученные «звери» убегают и присоединяются к остальным на игровом поле.
Через некоторое время учитель может остановить игру, произвести замену охотника и сторожа, а потом начать все сначала, отметив при этом наиболее ловких и быстрых.
«HYPERLINK "http://azbuka-igr.ru/shk_vozr/air_2/sovushka" \o "Permanent Link to Совушка"Совушка»
По цели и характеру является разновидностью игры «Фигуры».
На игровой площадке чертится круг диаметром 1,5— 2 м. Это гнездо «совушки». Из играющих выбирается «совушка», которая отправляется в круг. Руководитель игры говорит:
День наступает, всё оживает!
После этих слов все участники игры начинают ходить и бегать по игровой площадке, изображая бабочек, птичек, жучков и т.п.
Воспитатель говорит:
Ночь наступает, всё замирает.
После этих слов все играющие замирают в тех позах, в которых их застали слова учителя. Из своего гнезда выходит «совушка» и обходит всех играющих. Того из игроков, кто пошевелится, она уводит в свое гнездо.
Игра заканчивается, когда в гнезде «совушки» оказывается 3—5 играющих (зависит от общего числа играющих).
Выбирается новая «совушка», и игра начинается сначала.
«HYPERLINK "http://azbuka-igr.ru/shk_vozr/air_2/peretyagivanie-v-sherengax" \o "Permanent Link to Перетягивание в шеренгах"Перетягивание в шеренгах»
Цель игры: развитие силы, выносливости, ловкости, укрепление опорно-двигательного аппарата, умение играть в команде.
Посередине игровой площадки проводится линия. Все игроки делятся на две команды с равным числом участников, которые становятся в шеренги по обе стороны линии. Игрок крепко берется за руки со стоящим перед ним за линией игроком другой команды.
Руководитель дает сигнал (хлопок, свисток) или команду: «Начали!». Взявшись за руки, игроки пытаются перетянуть на свою сторону за линию игрока противника.
По повторному сигналу перетягивание прекращается, а руководитель игры проводит подсчет числа перетянутых игроков каждой команды.
Выигрывает команда, перетянувшая за черту большее количество игроков команды противника.
«Свободное место»
Цель игры: развитие скоростных качеств, ловкости, внимания.
Из числа играющих выбирается водящий. Остальные дети становятся в круг, очерчивая к тому же небольшой круг (диаметром 40 см) вокруг своих ног. Водящий подбегает к одному из стоящих и дотрагивается до него рукой. После этого водящий бежит в одну сторону, и игрок — в другую. Каждый из них стремится быстрее обежать круг и занять освободившееся место. Оставшийся из двоих без места становится водящим, и игра продолжается.
Правила игры: пробегать через круг запрещается.
«Смени место»
Цель игры: развитие скоростных качеств, ловкости, внимания, умения играть в команде.
На игровой площадке проводятся две линии на расстоянии 10—25 м (в зависимости от размеров игровой площадки и возраста играющих). Все играющие делятся на две команды с равным числом участников. Каждая команда выстраивается в шеренгу у линии с двух сторон.
По сигналу руководителя или по его команде команды игроков стремятся поменяться местами, то есть перебежать за противоположную линию и выстроиться в шеренгу, заняв каждый свое место.
Побеждает команда, которая сумела первой разместиться за противоположной линией.
По цели и характеру является одной из разновидностей игры «Пятнашки».
Из общего числа играющих выбирают двоих: один из них — водящий. Остальные играющие становятся попарно друг за другом лицом к образовавшемуся кругу (круг можно начертить на игровой площадке диаметром 5—6 м).
Первый играющий отходит от водящего на 3—4 шага начинает убегать. Водящий должен догнать его и «запятнать», Чтобы не быть «запятнанным», убегающий игрок может стать впереди любой пары и сказать: «Третий лишний!» («Много троих, хватит двоих!»).
После этих слов стоящий последним в паре начинает убегать от водящего. Если водящему удалось догнать и «осалить» убегающего игрока, то они меняются ролями.
Правила игры: бегать можно только по кругу, но нельзя перебегать через него.
«Два Мороза»
По цели и характеру является одной из разновидностей игры «HYPERLINK "http://azbuka-igr.ru/doshk_vozr/air/lovishka-dogonyalki-salki-pyatnashki" \o "Игра \"Ловишка\""Ловишка» (салки, пятнашки).На игровой площадке на расстоянии 15—25 м друг от друга проводятся две линии. За этими линиями располагаются «домики», а между ними — игровое поле.
Из общего числа играющих выбирают двух водящих, которые становятся в центре площадки и говорят рифмовку:
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые,
Я Мороз – Красный нос
Я Мороз-Синий нос.
Кто из вас решиться
В путь дороженьку пуститься?!
Дети, стоящие за одной из черт в «домике», хором отвечают:
Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз
После этих слов они стараются перебежать игровую площадку и скрыться за другой линией в доме. Оба Мороза стараются коснуться рукой («запятнать») как можно больше перебегающих детей. Тот игрок, которого коснулась рука Мороза, застывает на месте, а остальные играющие скрываются за линией дома.
Затем следует перебежка в другую сторону. Во время этой перебежки играющие могут выручить своих «осаленных» товарищей, коснувшись их рукой. После этого ранее «запятнанный» игрок возвращается в игру и старается скрыться за линией дома.
Правила игры: водящие не имеют права касаться рукой игроков, успевших пересечь линию;
после нескольких перебежек выбираются новые Морозы, а игра начинается сначала.
«Золотые ворота»
Эта игра - предшественница многих популярных забав.
Описание игры:В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.«Воротики» произносят:
Золотые воротаПропускают не всегда!Первый раз прощается,Второй запрещается,А на третий разНе пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
Правила игры
Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики».
Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившееся цепочка должна пройти под воротами.
ети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается.
Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами»
«Быстро возьми, быстро положи»
Цель: упражнять в ходьбе и беге, развивать координацию движений и ловкость.
Пособия: кубики, шишки, камешки.
Ход игры: дети образуют круг, по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов, которых должно быть на 1 или 2 меньше. На сигнал «Быстро возьми» каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот кто не успел поднять предмет, считается проигравшим.
«Чьё звено скорее соберётся»
Цель: тренировать навыки в соблюдении равновесия , развивать ловкость, координацию движения, воспитывать чувство дружелюбия.
Ход игры: две команды встают на линию старта. Каждый член команды, бежит до определённой цели, огибает её, возвращается и, прикоснувшись к следующему игроку своей команды, передаёт ему эстафету. Тот кладёт руки на плечи первого бегуна, и они бегут- сначала вдвоём, потом втроём, а под конец всей командой. Какая команда придёт к цели первой со всеми своими игроками, та и выиграла.
«Хитрая лиса»
Цель: учить соблюдать правила игры, развивать ловкость, внимание, быстроту, бег в разных направлениях.
Ход игры: играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага один от другого. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а он обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного играющего который и становится водящим – хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза повторяют слова: «Хитрая лиса, где ты?» После третьего раза играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выпрыгивает на середину круга, поднимает вверх руку и говорит: «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса старается поймать детей, прикоснувшись к ребёнку. Пойманные дети подходят к воспитателю. По команде воспитателя игра останавливается и воспитатель просит поднять руку тех детей, кого поймала лиса. После подсчёта выбирается новая лиса. Игра повторяется.
«Не оставайся на полу»
Цель: учить детей быть ловкими и внимательными, учить детей правильно спрыгивать с возвышения на оби ноги и мягко приземляться, сгибая колени. Играть дружно, используя для бега всю площадку.
Ход игры: в разных местах площадки, ближе к её границам растравлены предметы высотой 25-30 см, на которые дети должны взобраться. Выбирается ловишка. Ему одевают на руки повязку. Дети размещаются в разных местах площадки. Под удары в бубен дети спрыгивают с возвышений и бегают по площадке. По сигналу «Лови!» все дети взбираются на расставленные предметы. Ловишка ловит всех детей, которые не успели вскочить на возвышение. Пойманные дети садятся в стороне. После того как игра проведена 2-3 раза подводится подсчёт пойманных детей и выбирается новый ловишка.