Рабочая программа по биологии В.В.Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» 1 час в неделю


Пояснительная записка
Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.
Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях:
Глобальном: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы; приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;
Метапредметном: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;
Предметном: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);
соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;
классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;
различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;
сравнение биологических объектов , умение делать выводы на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
Рабочая программа составлена на основе:
1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273;
2. Приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
3. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
5.; Приказ министерства образования и науки Амурской области от 15.09.2010 №1439 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработке и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования».
6. Образовательная программа школы;
7.Учебный план МОКУ Малиновской СОШ,отделение №2 на 2015-2016 учебный год;
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов государственного образовательного стандарта;
8. Авторская программа по биологии В.В.Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г).Сведения о программе. Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г).Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.
Данная программа составлена для реализации курса биология в 5 классе, который является частью предметной области естественнонаучных дисциплин.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены 9 лабораторных и 1 практическая работы предусмотренных Примерной программой. Большая часть лабораторных и практических работ являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены в конце каждой темы обобщающие уроки.
Новизна данной программы определяется тем, что перед каждой темой дано краткое содержание уроков по теме, прописаны требования к предметным и метапредметным результатам, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке. В конце каждой темы определены универсальные учебные действия (УУД), которые формируются у учащихся при изучении данной темы.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления, кейс-технология, учебно-исследовательская и проектная деятельность, проблемные уроки. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: экскурсии, индивидуально - групповые занятия.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольного тестирования.
Обоснование выбора программы: Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Особенности региона, образовательной организации
Дальний Восток. Амурская область. Малокомплектная сельская школа.
Возрастные особенности учащихся 5-х классов и их характеристика.
Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения и среднем звене, требующим от них некоторой адаптации. В средней школе можно ожидать, что у части учащихся возникнут трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей. Ученикам может быть трудно самостоятельно без строгого контроля организовать свое рабочее место, провести перемену «без ущерба для своего здоровья».В учебной деятельности можно ожидать, что у некоторых учащихся произойдет временное снижение успеваемости за счет того, что им придется привыкать к формам и методам обучения, принятым в средней школе. Однако высокий познавательный интерес, присущий детям в этом возрасте, стремление хорошо учиться помогут им восстановить привычную успеваемость к концу второй четверти.Следует помнить, что с этого времени активизируются процессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессивность. Учащиеся будут стремиться доказать окружающим и себе свою взрослость, иногда социально неприемлемыми способами. Это может проявляться в демонстративном употреблении ненормативной лексики в демонстративном противостоянии требованиям взрослых .В классе может появиться негативный лидер. Имеется в виду, что кто-то из учащихся будет стремиться возглавить остальных в их борьбе против требований взрослых.Следует ожидать существенных изменений в межличностных отношениях внутри класса.Полезно во второй половине учебного года особое внимание обратить на осознание учащимися начала своих изменений, подвести их к пониманию обязательности и позитивности изменений.В это время дети активно начинают осваивать внутренний мир. Но они сами еще плохо в нем ориентируются, не уверены в его устойчивости. Поэтому любые предъявления подростками своих взглядов, представлений, мнений необходимо принимать очень бережно, безоценочно, с уважением. Полезно стимулировать любые процессы по исследованию подростками самих себя.
В классе обучаются 2 мальчика. Имеют разные способности к обучению. Один имеет интерес к наукам, к чтению книг, серьезен не по возрасту, может быть резок, требователен и не послушен, если это противоречит его пониманию. Другой ученик более общителен, позитивен, но в обучении ленив, не самостоятелен. Обоих учеников можно заинтересовать, привлечь их внимание к любой области, если найти правильный подход, они отзывчивы на содружество с учителем, если он является для них бесспорным авторитетом. Оба имеют неплохие способности к предмету биологии.
Место в учебном базисном плане
В учебном плане школы на 2014-2015 учебный год отведено для обязательного изучения предмета Биология в 5 классе 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Программа рассчитана на 34ч. в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
тестовых работ-5;
практических работ -1;
лабораторных работ- 9
Формы организации образовательного процесса:
урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, лабораторные и практические работы.
Технологии обучения:
Обучение по данной программе ведется с использованием элементов здоровьесберегающих технологий, теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И. Шамова, А.К. Маркова), технологии дифференцированного обучения, игровые технологии, проблемные технологии, ИКТ (мультимедийные презентации, Интернет-ресурсы, электронные учебники), метод проектов.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета являются:
приемы элементарной исследовательской деятельности;
способы работы с естественнонаучной информацией;
коммуникативные умения;
способы самоорганизации учебной деятельности.
Важными формами деятельности учащихся являются:
практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами интернета.
В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:
работа в малых группах;
проектная работа;
подготовка рефератов;
исследовательская деятельность;
информационно-поисковая деятельность;
выполнение практических и лабораторных работ.
Используются формы контроля знаний:
Срезовые и итоговые тестовые самостоятельные работы;
Фронтальный и индивидуальный опрос;
Отчеты по лабораторным работам;
Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов)
Презентация творческих и исследовательских работ с использованием новых информационных технологий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Знать/ понимать:
строение и функции клетки;;сведения о таксономических единицах;
роль бактерий, грибов, растений и животных в природе, значение их в жизни человека,
охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
Уметь:
пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
вести наблюдения и ставить простейшие опыты;
соблюдать правила поведения в природе;
работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения ядовитых растений, грибов данной местности

Рабочая программа реализуется при работе с УМК:
Авторская программа по биологии В.В.Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г).Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 5 кл.- М.: Дрофа, 2012.

Учебно-тематический план.

п/пТема урока К-вочасов Прак-ские работы Лаб-ные работы Тестовые работы
Введение 6 ч 1 Биология – наука о живой природе. 1 2 Методы исследования в биологии. 1 3 Разнообразие живой природы.
Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. 1 4 Среды обитания организмов. 1 5 Экологические факторы и их влияние на живые организмы Практическая работа- 1«Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе». 1 0,5
6 Обобщение гл. «Введение» 1 0,5
Клеточное строение организмов 8 ч 7 Устройство увеличительных приборов. 1 8 Строение растительной клетки. Л.р.
№1 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы лука под микроскопом» 1 1 9 Строение растительной клетки. Л.р.
№2 «Пластиды в клетках листа элодеи». 1 1 10 Химический состав клетки. 1 11 Процессы жизнедеятельности клетки
Л.р. №3 «Наблюдение движения цитоплазмы». 1 1 12 Как делится клетка. 1 13 Ткани. 1 14 Обобщение главы «Клеточное строение организмов». 1 0,5
Царство Бактерии 3ч 15 Строение и жизнедеятельность бактерий. 1 16 Роль бактерий в природе и жизни человека. 1 17 Болезнетворные бактерии. 1 0,5
Царство Грибы 6 ч 18 Общая характеристика грибов. 1 19 Шляпочные грибы Л.р. №4 «Строение плодовых тел шляпочных грибов». 1 1 20 Грибы съедобные и ядовитые. 1 21 Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№5 «Строение дрожжей». 1 1 22 Грибы-паразиты. 1 23 Обобщение глав «Бактерии», «Грибы». 1 0,5
Царство «Растения» 11 ч 24 Разнообразие, распространение, значение растений 1 25 Одноклеточные водоросли. Л.р. №6 «Строение зеленых одноклеточных водорослей». 1 0,5
26 Многоклеточные водоросли. Значение водорослей. 1 27 Лишайники. 1 28 Мхи. Л.р. №7 «Строение мха». 1 0,5 29 Плауны. Хвощи. Папоротники. Л.р. №8 «Строение спороносящего папоротника». 1 0,5 30 Голосеменные Л.р. №9 «Строение хвои и шишек хвойных». 1 0,5 31 Покрытосеменные или Цветковые. 1 32 Происхождение растений. Начальные этапы развития. 1 33 Происхождение растений. Появление высших споровых и семенных растений. 1 34 Обобщение главы«Царство растений». 1 1
Требования к уровню освоения обучающимися программы биология в 5 классе в условиях внедрения ФГОС второго поколения.
В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 5 классе отражают достижения:
Личностных результатов: 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;2) реализация установок здорового образа жизни;3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Метапредметных результатов: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Предметных результатов:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение); • приведение доказательств (аргументация) зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и простудных заболеваний;• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.2. В ценностно-ориентационной сфере:• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.3. В сфере трудовой деятельности:• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).4. В сфере физической деятельности:• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, простудных заболеваниях;
5. В эстетической сфере:• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Литература и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Основная учебная литература для учащихся:
1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.
2. Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2012 г. Издательство Дрофа
3.Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.
Дополнительная литература для учащихся:
Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 3304с. 6 ил.;Артамонова В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР) Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. – 383с.: ил.;
Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 1994. – с. 92-684;
Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами / по материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 1998
Большой справочник по биологии. – М.: Издательство АСТ, 2000
.Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение
«Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001
http://www.livt.netЭлектронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животных
http://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растений
Основная литература для учителя:
1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.
2.Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь. К учебнику В. В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2012 г. Издательство Дрофа
3.Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение.
4. Пальдяева Г.М. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл». Сборник программ. Издательство Дрофа 2012г.
5. Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.
Дополнительная литература для учителя:
.Электронное приложение к учебнику Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /Сонин Н.И., Плешаков А.А.. – М.: Дрофа, 2012г.
ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://standart.edu.ru/http://www.lift.netЭлектронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"
.http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животных
http://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растений

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Комплект микропрепаратов «Ботаника 1»
Комплект микропрепаратов «Ботаника2»
Лупа препаровальнаяМикроскоп школьный
Набор хим.посуды и принадлежностей по биологии для дем. работ.(КДОБУ)
Набор хим.посуды и принадлежн. для лаб. работ по биологии (НПБЛ)
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.
Комплект оборудования для комнатных растений
Лупа ручная
Лупа штативная
МОДЕЛИ
Размножение различных групп растений (набор)
Строение клеток растений и животных
Муляжи
Плодовые тела шляпочных грибов
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Коллекция « Палеонтологическая (форма сохранности ископ. раст. и живот.)
Коллекция «Голосеменные растения
Гербарий «Основные группы растений»
Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп
Набор микропрепаратов по ботанике
Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники» (базовыйИскопаемые растения и животные
Живые объекты
Комнатные растения по экологическим группам
Тропические влажные леса
Влажные субтропики
Сухие субтропики
Пустыни и полупустыни
Водные растения
Календарно-тематическое планирование курса биологии в 5 классе

п/пРаз-
дел Тема урока К-вочасов Элементы
содержания Требования к уровню подготовки в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО Домашнее задание Виды контроля Дата
Предметные результаты Метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные Личностные результаты план факт
1 Введение ( 6 часов)

Биология – наука о живой природе.
1 Понятие биологии как науки о жизни, живых организмах, обитающих на Земле. Биосфера как область распространения жизни. Иметь представление о биологии как науке о жизни, биосфере как области расс- пространения жизни, экологии как разделе биологии. Давать определение ключевым понятиям. Проявлять познавательный интерес, на- правленный на изучение живой природы. §1 опрос 2 Методы исследования в биологии. 1 Основные методы исследования в биологии. Приборы и инструменты билогической лаборатории. Знать правила техники безопасности в биологическом кабинете. Понимать, что факт становится научным тогда, когда он проверен наблюдени- ниями и экспериментами §2 опрос 3 Разнообразие живой природы.
Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. 1 Царства живых организмов. Основные отличия живого от неживого. Называть основные царства живых организмов как доказательство разнообразия живой природы. Уметь сравнивать и выявлять признаки сходства и отличия живой и неживой материи. Называть признаки жи- вых организмов, давать им элементарную характеристику Уметь по рисунку назы- вать и объяснять сущность биологического явления. Составлять план параграфа по предло- женному алгоритму. §3 опрос 4 Среды обитания организмов. 1 Понятие среды обитания. Основные среды обитания: наземно-душная, водная, почвенная, живые организмы. Понимать среду обитания как комплекс факторов живой и неживой природы. Да- вать характеристику среды обитания по самостоятельно составленному плану ответа. Называть свойства, характерные для каждой среды обитания. §4 опрос 5 Введение
( 6 часов) Экологические факторы и их влияние на живые организмы. 1 Основные группы экологических факторов и их характеристика. Влияние экологических факторов на живые организмы. Давать определение экологических факторов и составлять их характеристику, подтверждая примерами. Уметь работать с текстом учебника по готовому алгоритму. Иметь первоначальные навыки эколо- гического мышления, накапливать опыт природоохранной деятельности. §5 Практическая работа- 1
«Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе» опрос 6 Обобщение гл. «Введение» 1 Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. Работать с терминами и понятиями, грамотно объясняя их сущность. Излагать свои мысли ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы. Выполнять задания по закрытым тестам. Проявлять желание и готовность к самостоятельной деятельности.
Повтор§1-§5 тест 7 Клеточное строение организмов (8 час.)
Устройство увеличительных приборов. 1 Устройство увеличительных приборов- лупы и микроскопа. Правила работы с микроскопом. Знать устройство лупы и микроскопа, правила работы с ними. Уметь продуктивно общаться и взаимо -действовать в процессе совместной дея- тельности. Уметь выстраивать порядок действий согласно предложенному алгоритму. Работать с источником дополни- тельной информации по заданной теме. §6 опрос 8 Строение растительной клетки. Л.р.
№1 «Приготовле- ние и рассматрива ние препарата кожицы лука под микроскопом» 1 Клеточное строение живых организмов.
Строение растительной клетки. Понимать клеточное строение всех организмов как доказательство единства живой материи. Знать основные части растительной клетки, уметь находить их под микроскопом. Правильно выполнять практические действия по готовой инструкции при приготовлении микропрепарата. Уметь работать в парах, согласуя совместные действия. Стремиться к целенаправленной позна –вательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения §7 Лабор.
работа 9 Строение растительной клетки. Л.р.
№2 «Пластиды в клетках листа элодеи». 1 Клеточное строение живых организмов.
Строение растительной клетки. Понимать клеточное строение всех организмов как доказательство единства живой материи. Знать основные части растительной клетки, уметь находить их под микроскопом. Правильно выполнять практические действия по готовой инструкции при приготовлении микро- препарата. Иметь понятие о пластидах как основном признаке растительной клетки.
Уметь работать в парах, согласуя совместные действия. Стремиться к целенаправленной позна –вательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения. §7 Лабор.
работа 10 Химический состав клетки. 1 Химический состав клетки: химические элементы, неорганические и органические вещества. Понимать причину сходства элементарного химического состава тел живой и не- живой природы как доказательство единства природы в целом. Называть наличие органических веществ в живых организмах как один из главных признаков их отличия от неживой природы. Согласовывать коллективные действия при составлении простейшего структури- рованного конспекта изучаемого материала. §8 опрос 11 Процессы жизнедеятельности клетки
Л.р. №3 «Наблюдение движения
цитоплазмы». 1 Основные процессы жизнедеятельности клетки: дыхание, питание, рост, размножение. Знать сущность процессов жизнедея- тельности клетки: дыхания, питания, роста, развития. Иметь первоначальное понятие обмена веществ. Организовывать собственные действия по предложенной инструкции при выполнении и оформлении результатов лабораторной работы. §9 Лабор.
работа 12 Как делится клетка. 1 Деление клетки.
Хромосомы. Знать последовательность этапов деления клетки, понимать роль хромосом при передаче наследственных признаков. Уметь составлять последовательный ответ по рисунку учебника. §9 опрос 13 Ткани. 1 Понятие ткани. Виды растительных тканей. Знать виды растительных тканей, особенности их строения, объяснять их роль в жизнедеятельности организма. Иметь навыки заполнения таблицы. §10 Повтор§6-§10 опрос 14 Обобщение главы «Клеточное строение организмов». 1 Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. Правильно использовать биологическую терминологию и символику Анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Иметь первоначальные основы миро- воззрения, соответствующего современ- ному уровню науки. Повтор§6-§10 тест 15 Царство Бактерии
(3часа) Строение и жизне- деятельность бактерий. 1 Бактерии как особое царство живых организмов. Строение и жизне- деятельность бактерий. Знать особенности строения и жизнеде- ятельности бактерий. Уметь находить био логическую информацию в различных источниках. Различать на рисунках и таблицах отдельные части объекта §11 опрос 16 Роль бактерий в природе и жизни человека. 1 Функциональные группы бактерий. П. Понимать значимость знаний роли бактерий в жизни биосферы и конкретных отдельных организмов. Уметь находить биологическую информацию в различных источниках. Уметь в процессе ответа грамотно пользоваться биологической терминологией. §12 опрос 17 Болезнетворные бактерии. 1 Влияние болезнетворных бактерий на жизне деятельность растений, животных и человека. Иметь представление о заболеваниях, вызываемых болезнетворными бактерия- ми. Называть меры профилактики бактериальных заболеваний. Уметь составлять краткие сообщения по теме с использованием дополнительных источников информации. §12 тест 18 Царство Грибы (6 часов) Общая характери- стика грибов. 1 Строение и процессы жизнедеятельности грибов. М. Давать характеристику изучаемого объекта, отражая его основные особенности. §13 опрос 19 Шляпочные грибы Л.р. №4 «Строение плодовых тел шляпочных грибов». 1 Особенности строения и процессов жизнедея- тельности шляпочных грибов. Симбиоз. Давать описание строения шляпочного гриба, понимать сущность симбиоза на примере грибов и в целом во взаимоотно- шениях других живых организмов. Выполнять и оформлять в тетради лабо раторную работу по совместно составленному плану работы. §14 опрос 20 Грибы съедобные и ядовитые. 1 Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Правила сбора грибов.
Выращивание грибов. Знать признаки отличия съедобных и ядовитых грибов, уметь называть грибы по рисункам. Объяснять практическую значимость искусственного выращивания грибов. Знать правила сбора грибов. Понимать ценность здорового и безопасного образа жизни. §14 опрос 21 Плесневые грибы и дрожжи.
Л.р.№5 «Строение дрожжей». 1 Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Дрожжи как микроскопические грибы. Знать особенности строения и жизнеде-
ятельности плесневых грибов, находить части гриба на микропрепарате, уметь выращивать плесень самостоятельно. Понимать значение плесневых грибов в процессе круговорота веществ в биосфере. Выполнять лабораторную работу, пользуясь предложенным планом работы. Иметь навыки продуктивного сотрудни- чества со сверстниками.
§15 Лабор.
работа 22 Грибы-паразиты.
1 Грибы-паразиты как возбудители различных заболеваний растений, животных и человека. Знать биологическую сущность понятия - паразитизм. Объяснять практическое значение влияния грибов-паразитов на жизнь других живых организмов. Пони- мать отличие симбиоза и паразитизма Уметь самостоятельно и творчески вы- полнять задания раздела «Для любознательных». Применять полученные знания в практике жизни.
§16 повтор
§13-§16 опрос 23 Обобщение глав «Бактерии», «Грибы». 1 Знания о бактериях и грибах в формировании естественно-науч- ной картины мира. Работать с терминами и понятиями «Бактерии», «Грибы»., грамотно объясняя их сущность. Излагать свои мысли ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы. Выполнять задания по закрытым тестам. Иметь первоначальные основы миро- воззрения, соответствующего современ- ному уровню науки.
повтор
§13-§16 тест 24 Царство «Растения» (11 часов) Разнообразие, распространение, значение растений 1 Разнообразие и рас-
пространение растений Значение растений.
Ботаника-наука о растениях. Понимать и объяснять причину разно образия растений. Характеризовать значение растений в природе и жизни человека. Уметь составлять план ответа на основе работы с текстом учебника. Уметь ясно и точно давать определение понятиям.
Правильно делать расшифровку биологи- ческих терминов. §17 опрос 25 Одноклеточные водоросли. Л.р. №6 «Строение зеленых одноклеточных водорослей». 1 Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных водорослей. Знать основных представителей и особенности одноклеточных водорослей Уметь работать в парах при выполнении лабораторной работы. §18 Лабор.
работа 26 Многоклеточные водоросли. Значение водорослей. 1 Разнообразие и особенности многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека. Объяснять, почему водоросли относят к низшим растениям. Называть и характеризовать представителей многоклеточных водорослей по рисункам. Грамотно использовать в устной и письмен ной речи биоло- гическую терминологию Пользуясь приобретенными знаниями, правильно расшифровывать схемы учеб- ника. §18 опрос 27 Лишайники. 1 Лишайники как особая группа симбиотичес-
ких организмов. Многообразие, строение, рас- пространение, значение Называть представителей лишайников по рисункам учебника, знать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Объяснять, почему лишайники называют симбиотическими организмами. Находить информацию по теме в различных дополнительных источниках. §19 опрос 28 Мхи. Л.р. №7
«Строение мха». 1 Мхи как высшие споровые растения. Основные представители – кукушкин лен, сфагнум.
Значение мхов. Давать характеристику мхов как выс ших споровых растений. Уметь работать по гербарным материалам при выполнении лабораторной работы. Знать практическое использование мхов. Составлять ответ на поставленный вопрос, работая в парах. §20 Лабор.
работа 29 Плауны. Хвощи. Папоротники. Л.р. №8 «Строение спо роносящего папоротника». 1 Плауны, хвощи, папоротники как высшие споровые растения. Особенности строения и жизнедеятельности. Значение. Давать характеристику папоротнико видных как высших споровых растений. Различать на рисунках и гербариях хвощи, плауны и папоротники. Иметь представление о группе папоротниковидных как этапе эволюционного развития растений, их роли в образовании каменного угля. Выполнять лабораторную работу в парах, пользуясь готовой инструкцией. §21 опрос 30 ГолосеменныеЛ.р. №9 «Строение хвои и шишек хвойных». 1 Голосеменные как высшие семенные растения. Многообразие и значение голосеменных. Иметь представление о голосеменных как высших семенных растениях. Знать основных представителей голосеменных, называть их основные особенности, различать на рисунках. Выполнять лаборатор- ную работу по природному раздаточному материалу, отражая результаты в сравни- тельной таблице Уметь самостоятельно и творчески вы- полнять задания раздела «Для любозна-
тельных». . §22 Лабор.
работа 31 Покрытосеменные или Цветковые. 1 Покрытосеменные как высшие семенные растения, господствующая группа растений на Земле. Многообра -зие и значение покрытосеменных. Иметь представление о покрытосемен- ных как самой молодой и высокоорганизованной группе высших семенных растений Объяснять причину многообразия покрытосеменных, понимать их значение в жизни человека. Строить последовательный и логичный ответ по рисункам учебника. Проявлять сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной учебной деятельности. §23 опрос 32 Происхождение растений. Начальные этапы разви- тия. 1 Методы изучения древ них растений. Начальные этапы развития растений – появление и развитие водорослей, выход растений на сушу. Самостоятельно готовить краткие сооб- ния, характеризуя сущность науки палеон- тологии. Иметь представление о процессах возникновения растений на планете, появ- лении низших растений, причинах выхода растений на сушу.
Расшифровывать и грамотно характе- ризовать схемы учебника §24 опрос 33 Происхождение растений. Появление высших
споровых и семенных растений. 1 Происхождение высших споровых растений. Развитие семенных растений. Знать и называть в правильной последова- тельности этапы развития высших расте- ний, давать краткую характеристику каждому этапу Уметь использовать схемы учебника в устном ответе. §24 повтор
§17-§24 опрос 34 Обобщение главы
«Царство растений». 1 Знания о растениях в формировании естественно-научной картины мира. Уметь продуктивно общаться и взаимо- действовать в процессе совместной дея тельности при обобщении знаний по изу- ченной главе. Совершенствовать навыки тестирования. Проявлять сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной учебной деятельности. повтор
§17-§24 тест