Методическая разработка на тему: «Первые шаги маленького пианиста»


Методическая разработка на тему:
«Первые шаги маленького пианиста»
Преподавателя 1 категории
по классу фортепиано
Ковалевой Л.И.

Начинать заниматься с детьми, точнее говоря, - приобщать их к искусству, - следует с самого раннего возраста. Буквально к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности, и даже в том случае, если у него не обнаруживается вначале заметной тяги к музыке, можно найти соответствующий подход «подобрать ключи» для вхождения в страну музыки. Секрет того, что принято называть умением заниматься с маленькими детьми, заключается в способности педагога, нисколько не отрывая детей от естественной для их возраста «игровой фазы», незаметно ввести в мир звуков, пробудить в них любовь к музыке. Вместе с необходимыми для общения словами и фразами, которым ребенок может обычно научиться к трем-четырем годам, мы учим его любить родной язык, чувствовать его поэзию и красоту. Столь же непреложной необходимостью надо считать ознакомление с языком музыки. Музыка, может быть, как ни одно другое искусство, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Её язык способен передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые подчас невозможно выразить словами. Ведь недаром говорят: «Музыка начинается там, где кончается слово».
Зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.
Нейгауз Г.П. говорил, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста. Музыке необходимо учить в раннем возрасте всех детей независимо от того, откроется ли в ребенке к четырем-пяти годам музыкальная одаренность (часто бывает, что способности проявляются не сразу). Именно в этом возрасте легче всего приобщить ребенка к музыке, чтобы она стала близкой и понятной ему на всю жизнь. Ведь в четыре-пять лет малыш не только начинает познавать то, что его окружает, но и испытывает желание подражать, пробовать свои силы во всем, что он воспринял и накопил.
Очень важно, и это пожалуй, наиболее трудно, - вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни. Трудовые обязанности ребенок узнает позже, в положенный срок, а сначала надо открыть ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить её, не насилуя естества ребенка.
Большую роль в первый период обучения музыке играет домашнее окружение – мама, папа, бабушка, дедушка, если они любят музыку и любят ребенка, могут стать незаменимыми помощниками в деле его ежедневного обучения. С первого шага ребенку нужна ежедневная помощь в освоении навыка.
Педагог, ведущий занятия с маленькими учениками, должен создавать на уроках непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать их воображение. При этом он обязан не только учить музыке, но что не менее важно, и воспитывать музыкой.
Зажечь в ребенке интерес к музыке, слить музыку с его жизнью, с его играми, но вместе с интересом надо столь же тщательно прививать любовь к работе. Если ребенок воспринял яркий образ, у него возникает необходимость передать этот образ собственными силами. Желание добиться его воплощения естественна. Но отсюда должна зародиться и склонность к многократным повторениям, к тому, что мы называем «умением работать».
Детям нужно давать как можно больше вещей. Дети иногда гораздо успешнее двигаются вперед на более трудном для них материале, если он их эмоционально затронул, чем на легком, доступном им, но не увлекшем, ничем их не заинтересовавшим. Обязательное требование к ученику – помнить и держать «на вооружении» большую часть пройденного репертуара.
Повторение пройденного закрепляет полученные навыки, происходит осмысление на новом этапе недоосознанного ранее.
С самых первых шагов юный музыкант должен делиться с окружающими тем, что приобрел – в любой форме, какая ему доступна: играть знакомым, родным, на концертах, причем так играть, чтобы чувствовалась максимальная ответственность за качество исполнения. И надо, чтобы ученик сам чувствовал эту ответственность.
Важно показать ученика на всех этапах его роста, со всеми индивидуально присущими ему чертами и той трактовки, которая свойственна его личности в данный период.
Педагог должен идти рядом с учеником, убирая с его пути все мешающее и ненужное, отнюдь не пытаясь перетащить на свой путь. Важно как можно раньше определить путь ученика. При этом педагогу следует не только стремиться понять ученика, но и помочь ему проявить свои индивидуальные особенности, понять себя.
Для этой цели следует возможно чаще давать играть публично. Публичное выступление выявляет достоинства и недостатки ученика, учит тому особому напряжению и волевой выдержке, которые так важны в становлении исполнителя. Педагогу при этом удается лучше распознать своих учеников.
Интерес, любовь к музыке, инициатива и воля – вот что движет в работе обучающегося. Не ради техники должен он заниматься много часов в день, а музыка должна рождать потребность в занятиях, а отсюда и саму технику.
Начиная занятия с самыми маленькими детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что может показаться им утомительным или скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации со всем, что им привычно и приятно.
В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать. Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков. Переходя к профессиональному обучению, следует в первую очередь стараться как можно легче и понятнее преподносить ребенку необходимые знания. Вместе с тем надо работать над воспитанием воли к труду. А целью труда, его стимулом должно быть стремление ученика ощутить результаты своей работы.
Это стремление педагог должен как можно раньше пробудить у ребенка и всячески поддерживать в ходе занятий.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОБУЧЕНИЯ
Знакомство с жанрами: марш, танец, песня /мажор, минор/.
II.Знакомство с клавиатурой:
звуки высокие, низкие, средние;
запоминаем расположение клавиш на клавиатуре: с маленькими по 2-3 клавиши по всей клавиатуре;
играем гамму До мажор вверх и вниз с названием клавиш, в разных регистрах;
октава – объясняю.
III. Упражнения: «Радуга-дуга» (большая, маленькая)
3 пальцем«Перелеты»
Затем 2,4 пальцами:«Разлеты»
«Два друга поссорились»
Две мелодии
Звукоряд или музыкальная лесенка.
IV. Наша грамота:
Ми, соль, си, ре, фа – на линеечках сидят;
Ре, фа, ля, до, ми, соль – те в окошечки глядят.
Подбор песенок.
V.Игра по нотам.«Елочка» с аккомпанементом.
VI. С. Ляховицкая.
Упражнения на соединение 2-х нот, 3-х нот.
«Поем», «Мы поем», «Капля».
VII.С.Ляховицкая.
Этюды с постепенным усложнением материала.
VIII. Игра в ансамбле.