Образовательно-творческий проект Фортепианные циклы для детей — играют взрослые и дети
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Ординская детская школа искусств»
Образовательно-творческий проект
ФОРТЕПИАННЫЕ ЦИКЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ –
ИГРАЮТ ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ
(институциональный)
Руководитель проекта:
Ситникова Ульяна Сергеевна
преподаватель теоретических дисциплин
МБУ ДО «Ординская ДШИ»
Орда 2016
Детские фортепианные альбомы занимают важное и особое место в классической музыке. За свою, почти, полуторавековую историю, они упрочили свои позиции и доказали важность своего существования, получив особенное распространение в XX веке. Возник даже самостоятельный жанр "Детский альбом" стал уже самостоятельным жанром, вмещая в себя многочисленные события и впечатления, которыми так богата жизнь ребенка. Лучшие образцы детских фортепианных циклов создавались композиторами для конкретного, близкого и горячо любимого ребёнка. Значение этого обстоятельства для детской музыкальной литературы велико. Ведь нет лучшей музыки, чем музыка, написанная для самых близких тебе людей.
Детские фортепианные альбомы – это подарок юному музыканту, только начинающему свой путь в искусстве. Программность – важное свойство детских циклов, благодаря ему детям легко понять и прочувствовать музыкальное произведение, а, значит, и раскрыть образ в своем исполнении. Композиторы знакомят детей с окружающим миром, своими собственными переживаниями и человеческими идеалами, с тем, что их волнует и интересует. Музыкальные образы таких сочинений получаются яркими, запоминающимися и понятными каждому ребенку.
Тематика циклов – события, случающиеся в детской жизни, игры, природа, эмоционально-психологические состояния, портреты человеческого характера, сказки, фольклор, отражение современности. Роберт Шуман, как основатель данного жанра, заложил традиции в игровой форме знакомить детей с современным музыкальным языком, включая в сборники и инструктивные пьесы – полифонические, этюды, которые также получают программные наименования и подзаголовки, определяющие жанр.
Можно привести цитаты известным музыкантов и исследователей, например, Борис Асафьев в статье "Русская музыка о детях и для детей" пишет: "... Детский альбом... в самом деле домашний альбом... загляните в таковые – в них и поздравления, и стихи на память, и разные записи семейных происшествий, и карандашные зарисовки с маленькими акварельками... нет ничего случайного, мозаичного и внешне превходящего". Клод Дебюсси писал: "Детский уголок" – это своего рода хрупкое совершенство ремесла, равное изяществу мысли". Дмитрий Кабалевский: "Пишут музыку для детей многие, но очень мало кто по-настоящему знает и любит детей так, как должен их знать и любить тот, кто берётся сочинять для них".
Актуальность проекта для учреждения:
в условиях сельской школы ощущается нехватка творческой среды, что возможно компенсировать проведением школьных тематических и познавательных концертов;
в учреждении уже был положительный опыт знакомства с «Альбомом пьес для детей» С.С. Прокофьева.
Цель проекта – познакомить учащихся с известными фортепианными циклами, написанными для детей.
Задачи проекта:
формировать у учащихся представление о фортепианных циклах, их авторах, истории создания;
раскрыть образное содержание пьес циклов;
пробудить интерес к самостоятельному изучению творчеству П.И. Чайковского и Р. Шумана
Срок реализации проекта: 2016 – 2017 учебный год.
Рабочий план реализации проекта:
№ Мероприятие Дата проведения Ответственные
1 Лекция-концерт «Путешествие по страницам «Детского альбома» П.И. Чайковского» II четверть Романова Н.В.,
Ситникова У.С.
2 Лекция-концерт «Р. Шуман «Альбом пьес для юношества» – картинки детства» III четверть Ситникова У.С.,
Романова Н.В.
В результате реализации учебного проекта у обучающихся:
расширится музыкальный кругозор;
повысится интерес к творчеству П.И. Чайковского и Р. Шумана;
в учреждении создастся музыкально-творческая атмосфера.