Методическая рекомендация Постановка руки начинающего пианиста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. ДАМБА ХУРЕШ-ООЛА
Методическая разработка:
«Постановка руки начинающего пианиста»
Выполнила: Ооржак С.Э.
Преподаватель по классу
фортепиано
с. Тээли 2015 г
Одним из самых распространенных видов музыкальной деятельности является фортепианная игра. Этот вид искусства в течение веков привлекает детей и их родителей своей зрелищностью и яркой художественно-эстетической направленностью и можно сказать, что фортепиано давно стало традиционным инструментом в системе дополнительного музыкального образования детей.
Начальный период является самым важным периодом, когда закладывается фундамент: от того, каким образом была проведена эта работа, зависит многое. Этот период наиболее сложный и ответственный, он - основа всего дальнейшего отношения ученика к музыке, инструменту, занятиям. Это база для всего последующего музыкального обучения.
Начиная занятия с маленькими детьми, в особенности, при постановке руки, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что может показаться им утомительным или скучным. Интерес и желание в большей мере, чем все остальное, служат залогом успеха в обучении.
Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков. И переходя к профессиональному обучению, следует в первую очередь стараться как можно легче и понятнее преподносить ребенку необходимые знания.
Педагог, занимающийся с учеником младшего возраста, должен проявлять большое внимание, такт и строить свои уроки каждый раз по-новому, в зависимости от характера, способностей, знаний ученика. Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность преподавателя. Важно создать непринужденную обстановку, чтобы ребенок полностью раскрылся. Это поможет решить одну из главнейших задач - свободу рук и естественность движений для передачи музыкальных мыслей и чувств.
Начальный этап в постановке руки - это упражнения, гимнастика. В процессе организации игрового аппарата у малышей значительную роль играют доклавишные упражнения. Такой приём позволит ребёнку сосредоточиться на двигательной стороне игрового упражнения, не отвлекаясь на необходимость попадания, на определённую клавишу, достижения определённого качества звучности и т.д. Надо отметить, что этот процесс является временным, т.к. конечной целью любого упражнения является звук.Предлагаемые упражнения нужно превратить в увлекательную игру. Для каждого упражнения можно придумать название в зависимости от характера, возраста ученика.
Вот несколько упражнений на чередование моментов напряжения и расслабления.
Упражнение 1 состоит из двух частей «Новая кукла» и «Сломанная кукла». Ребёнок сидит как кукла на витрине (до 20 секунд), а затем расслабляется (5-10 секунд). Для мальчиков можно предложить другие названия — «Солдатик и Медвежонок».
Упражнение 2. Исходная позиция — новая кукла. Кукла «научилась двигаться». Покачать корпусом вперёд и назад. Спина при этом прямая, напряжённая. Руки свободно лежат на коленях, ноги опираются на пол или подставку. Затем «кукла сломалась» или «кончился завод». Ребёнок расслабляется.
Упражнение 3. Выполняем упражнение 2, усложнив его движением рук. Качая туловищем, ученик свободно размахивает руками, изображая большую красивую птицу. Упражнение даёт ощущение свободы во всех частях игрового аппарата.
Упражнение 4. «Заводная кукла». «Кукла стоит, подняв руки» (всё тело до кончиков пальцев напряжено). «Завод кончился»- постепенно падают («выключаются») пальцы рук, кисти, руки, туловище, ребёнок наклоняется и качает расслабленными руками.
Упражнение 5. «Подснежник». Педагог исполняет пьесу П. И. Чайковского «Подснежник». Ребёнок сидит на стуле, руки свободно лежат на коленях. Первая фраза — «подснежник растёт», правая рука плавно поднимается и опускается. Вторая фраза-то же делает левая рука. Кисть висит расслабленная, как цветок подснежника. Кисть собранная, как лепестки подснежника, которые собраны и смотрят вниз. Третья фраза — поднимаются обе руки и покачивают вверху расслабленными кистями.
Упражнение 6. Это упражнение на вертикальные движения. Ребёнок поочерёдно поднимает и опускает руки. Можно сравнить упражнение с работой двух лифтов. Усложнить движения следующим образом: руки опускаются на расслабленные кулачки, затем на все пальцы, на 1 и 5 пальцы, поочерёдно на каждый палец.
Упражнение 7. Горизонтальные движения. «Машинка». Ребёнок водит воображаемую или настоящую машинку вправо и влево. Следить за тем, чтобы кистевой сустав шёл впереди и вёл за собой пальцы. Упражнения 6 и 7 развивают координацию движений.
Упражнение 8. «Марширующие гномы». Пальцы шагают, как гномы шагают ножками, сидя на стульчиках. «Гномик топает ножками, а сам сидит спокойно, не подпрыгивая». Т.е. кисть должна оставаться спокойной, двигаются только согнутые пальцы. Это упражнение на самостоятельность работы пальцев.
Упражнение 9. «Паучки». «Паучок несёт тяжёлый рюкзачок и, пройдя пятью лапками (все пальцы подряд), передаёт рюкзачок другому паучку». Ребёнок передаёт «тяжесть» из пальца в палец, из руки в руку. Это упражнение развивает глубину взятия звука, подготавливает глубокое легато.
Упражнение 10. «Вешалка». Ученик ставит пальцы на стол с таким ощущением, что повесил на них руки. Покачать локтями, представляя, что вешалка раскачивается, но не падает, т.к. держится за крючок. Упражнение способствует развитию цепкости пальцев, свободе рук.
У всех людей природа рук разная. Несмотря на то, что одни педагоги требуют от детей держать кисть высоко, другие низко, все равно у каждого есть свой индивидуальный способ ведения кисти. Это подсказано природой и индивидуальными особенностями строения ладоней и пальцев. В монографии В. Николаева “Шопен-педагог”, описано как великий Шопен относился к этой проблеме. Исходя из различий строения пальцев, Шопен предлагал не портить их индивидуальность, а старался развивать естественные качества. Среднему “третьему” пальцу он отводит наряду с крайними пальцами роль опоры свода руки. Четвертый палец им образно назван “сиамским близнецом” третьего. Проставленное многоточие после слова “второй” объясняется тем, что Шопен не нашел определение. которое бы соответствовало назначению указательного пальца, своего рода “лоцмана”, направляющего движение руки.
А. Шмидт-Шкловская писала: “Большую роль в работе пианиста играют крупные части руки…. Наиболее удобны и естественны движения, совершаемые всей рукой в плечевом суставе – так называемая игра всей рукой от плеча”. Когда малыш начинает играть, я стараюсь, прежде всего, научить его использовать крупные мышцы спины, чтобы его внимание не сосредотачивалось лишь на мелких движениях пальцев. Очень интересную рекомендацию дает Т. Юдовина-Гальперина, она подкладывает ладонь, под ягодицы ребенка проверяя, опирается ли его тело на ноги. Если ноги не несут опорной функции, она говорит: “Ох, как ты на ладонь давишь. Как ей больно!” ребенок тут же подтягивается, выпрямляет мышцы спины, переносит упор в ноги и ладонные мышцы – т.е. приходит к правильной посадке.
Многие великие музыканты рекомендуют начинать игру на фортепиано с легато. Более того рекомендуется высокое поднятие пальцев. А. Б. Гольденвейзер называет “трижды ересью” педагогический метод, который использует нон легато для первоначального обучения. Он считает, что с этим методом нужно всеми силами бороться. Ф. Шопен советовал начинать упражнения с приема легкого стаккато, оберегающего все части рук, и прежде всего, запястья от зажатости. Я предпочитаю начинать обучение с трех штрихов – нон легато портаменто (не полное легато), стаккато. Малыш начинает играть штрихи стаккато и нон легато только третьим пальцем. Игра всех трех штрихов с дугообразными переносами рук на разные расстояния, в разные стороны очень нравится ребятам и дает неплохие результаты.
У малыша не развита в достаточной мере двигательная ориентация, и для того чтобы от него не ускользнула эмоциональная сторона музыки, стоит как можно чаще привлекать его к совместной игре с педагогом. Постепенно переходим к игре легато. Всякая торопливость в этом переходе может перечеркнуть все достигнутое ранее. Чтобы добиться независимости пальцев друг от друга, необходимо не только участие крупных мышц, но и готовность ладонных мышц к плавному переходу от пальца к пальцу при игре легато. Сначала в игру легато вводятся наиболее сильные пальцы. Например “Осенняя песенка” Ю. Абелева в которой используется легато для 2.3 пальцев, где в левой руке квинта, а в правой легато.
При переходе к пятипальцевому легато используют “формулу” Ф. Шопена (по верхнему тетрахорду си-мажорной гаммы). Освоив пятипальцевое легато, начинаем играть множество произведений, в которых отсутствует подкладывание первого пальца. Малышу легче играть на одном движении мелодические отрезки, если не спешить с подкладыванием первого пальца. И ни в коем случае этому не будет способствовать игра гамм. Напротив она лишь создаст проблему первого пальца. Учитывая особенности первого пальца лучше использовать подкладывание на элементах хроматической гаммы. Таким образом, разрабатывается подвижность первого пальца.
Любая методика является результатом длительной работы каждого педагога. Многое в педагогических приемах почти непередаваемо, многое держится на интуиции. Но каждый педагог может на основании собственного выбора сочетать те или иные методы в самых различных комбинациях. Увлеченность своей профессией, желание приобщить детей к миру музыки подскажут ему собственный путь.
Таким образом, начальный этап обучения - это особый период для ребенка, где создается фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика, на базе которого формируются все пианистические навыки и умения.
Список используемой литературы:
1.Москаленко Л.А Методика организации пианистического аппарата в первый год обучения. Новосибирск, 1989.
2.Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. Ростов-на-Дону, 2002.3. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. 4. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. -М.,М. - 1982 5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.,М.- 1988 6. Вопросы методики начального музыкального образования. Ред. Натансона В. - М., М. -1981 7. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. Ленинград - 1985