Работа с тестами — не только контроль, но и обучение.
Работа с тестами - не только контроль, но и обучение
Добрый день уважаемые коллеги. Мне очень приятно видеть Вас на занятии, надеюсь, что наша встреча не пройдет даром для вас, и мы обменяемся с вами опытом работы по данной теме.
Технология тестового контроля знаний, получившая широкое распространение в школе, несомненно, удобна и экономична. Однако есть и противники этой формы работы, считающие, что тесты не дают объективного представления о качестве усвоенного школьниками содержания учебного предмета. Позиция противников в первую очередь связана вероятностью угадывания правильного ответа(25%) Однако тесты бывают разные как по форме, так и по содержанию.
На каком этапе урока мы чаще всего используем тесты?
Тесты можно превратить из инструмента контроля, в инструмент обучения и контроля одновременно. В этом случае тесты становятся и средством организации усвоения материала и индикатором реальных знаний и умений учащихся, и методическим инструментарием, обеспечивающим развитие учащихся.
Цель этой технологии заключается в формировании как предметных знаний и умений, так и метапредметных – анализ учебного материала, операции с понятиями, отбор и интерпретация фактов, наблюдение и выдвижение гипотез, оценка экспериментальных данных и т.д.
Предлагаю к Вашему вниманию 2 варианта тестов к теме « Введение» (Общая биология) по учебнику Рувинского А.О, Шумного В.К.
В-1
1.Назовите предмет изучения общей биологии:
А. Строение и функции организма.
Б. Природные явления.
В. Закономерности развития и функционирования живых систем.
Г. Строение и функции растений и животных.
2.Какое утверждение наиболее правильно?
А. Только живые системы построены из сложных молекул.
Б. Все живые системы отличаются от неживых составом химических элементов.
В. Живые системы отличаются от неживых составом химических элементов.
Г. В неживой природе не встречается высокая сложность организации системы.
3. На каком минимальном уровне организации жизни проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ, энергии, информации?
А. На биосферном.
Б. На молекулярном.
В. На организменном.
Г. На клеточном.
4. Назовите высший уровень организации жизни?
А. Биосферный.
Б. Биогеоценотический.
В. Популяционно-видовой.
Г. Организменный.
5. Какой из научных методов исследования был основным в ранний период развития биологии?
А. Экспериментальный.
Б. Микроскопия.
В. Сравнительный.
Г. Метод наблюдения и описания объектов.
В -2.
Какое из утверждений наиболее правильно?
А. Все живые организмы обладают одинаково сложным уровнем организации.
Б. Все живые организмы обладают высоким уровнем обмена веществ.
В. Все живые организмы одинаково реагируют на окружающую среду.
Г. Все живые организмы обладают одинаковым механизмом передачи наследственной информации.
2. Живые системы считаются открытыми, потому что:
А. они построены из тех же химических элементов, что и неживые системы.
Б. Они обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой.
В. Они обладают способностью к адаптациям.
Г.Они способны размножаться.
3. Межвидовые отношения начинают проявляться:
А. На биогеоценотическом уровне.
Б. На популяционно – видом.
В. На организменном.
Г. На биосферном.
4. Что является наиболее общим для всех известных уровней организации жизни?
А. Сложность строения системы.
Б. Закономерности, действующие на каждом уровне.
В.Элементы составляющие систему.
Г.Качества, которыми обладает данная система.
5. Какой из уровней жизни считается первым надорганизменным уровнем?
А. Биосферный.
Б. Биогеоценотический.
В. Популяционно-видовой.
Г. Организменный.
Каким же образом можно организовать работу с этими тестами? Самый простой и очевидный способ - проверить знания после объяснения материала или прочтения ими учебника. Однако он не репродуктивен.
Другой путь - это организация предварительной самостоятельной работы с текстом заданий и последующей дискуссии по теме. В этом случае школьникам предлагается внимательно прочитать вопросы и попытаться составить устный или письменный рассказ на тему: « Что изучает биология?» Это задание обычно вызывает у ребят недоумение. Фора работы необычна, да и умения извлекать информацию из текста, тем более предъявленного в такой форме, у учащихся тоже недостаточно. Смятение порождает желание решить проблему, через некоторое время недоумение проходит, и ребята приступают к работе. (Гости составляют рассказ) Стадия Вызова
Работа требует от ученика владения различными интеллектуальными умениями – структурированием материала, отбором существенного и второстепенного, логическим выстраиванием изложения и т.д.
( Можно облегчить выполнение задачи, дать правильные ответы, и попросить составить рассказ). Ребята самостоятельно или при помощи учителя замечают, что в подобном изложении нет достаточной логики, что в нем отражены далеко не все понятия, встречающиеся в задании, остается много неясностей по смыслу и содержанию материала. Именно в этот момент, когда возник определенный интерес к новому виду деятельности, к собственной роли в ней, когда появляется почва для обсуждения темы, перед ребятами ставится серия вопросов, требующих осмысления и аргументации своего мнения, и оценки мнения одноклассников.
Стадия осмысления
Серия вопросов.
С какими новыми понятиями вы встретились?
Почему в первом задании правильный ответ - В (биология изучает закономерности развития и функционирования живых свисте), а не любой другой из предложенных в тесте ответов?
Опровергните каждый из неверных ответов во втором вопросе.
Что такое система?
Чем отличается живая система от неживой. Какими свойствами обладают живые системы?
Как вы понимаете термин « Уровень организации?»
Какие уровни организации выделяют в биологии?
Опровергните каждый неверный ответ в первом вопросе второго варианта.
Постройте иерархию уровней жизни. Какие закономерности действуют на определенном уровне жизни? Докажите, что они общие?
После обсуждения этих вопросов можно попросить ребят построить изложение материала в необходимой логике и с употреблением всех терминов и понятий, вошедших в текст задания.
На основе данного теста преобразовать содержимое в В – часть, ( заслушать представителя от группы), а затем С часть. ( На столах демоверсии, учебники и справочники). ( Заслушать)
Такие задания способствуют развитию мышления, идет непростое натаскивание типовых решений, а осмысленное понимание содержания заданий. Исключает проблему невнимательного чтения заданий.
Изложенная методика экономна во времени, эффективна как при изучении новой темы, так и при повторении изученного. Она применима в группах, и индивидуально. Работа без предварительного выучивания материала учебника. Тем самым снимается негативная реакция детей на необходимость читать учебные тексты, не всегда понятные и зачастую скучные. Зато после написания собственных текстов и сравнение их с текстами учебника интерес к последним заметно возрастает. Они интересны тем, что и проверяют и развивают навыки логического мышления учащихся, что соотносится с задачей формирования универсальных учебных действий. Методика работы с этими заданиями позволяет организовать как контроль, так и обучение школьников, организовать дискуссию, научить учащихся аргументированию собственных идей и критическому отношению к другим высказываниям.