Статья Тестирование как метод определения профессиональной направленности личности учащихся 9 класса
Профориентация учащихся. Тестирование как метод определения профессиональной направленности личности учащихся 9 класса
В наше непростое время необходимо помочь учащимся понять, в какой сфере лежат их профессиональные интересы. 15 – 16 лет - сложное время самоопределения, поисков своей дороги в жизни. Именно в этом возрасте у учащихся проявляется интерес к психологии, познанию себя.
В рамках профориентационной работы нами было проведено тестирование учащихся 9 «А» класса. Мы использовали методику «Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО). Эта методика используется для отбора на разные виды профессий. Существует классификация профессий Е.А.Климова, в которой выделяются 5 типов профессий.
Первый тип - человек – техника. Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами. Профессии связаны: с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств.
Следующий тип - человек – природа. В основе этих профессий лежит работа с природными объектами. Профессии связаны: с изучением живой и неживой природы.
Третий тип профессий - человек – знак. В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
Четвертый тип - человек – художественный образ. Областью деятельности является искусство.
И, наконец, пятый тип человек – человек. В рамках данного типа предполагается постоянная работа с людьми.
Цель методики – помочь ребятам определиться с предпочтениями в профессиональной среде. Методика проста в использовании и обработке материалов. (Опросник и бланк ответов в приложении).
Следующая методика, использованная нами, анкета «Ориентация» И.Л.Соломина. Она также помогает произвести самооценку профессиональных интересов. Кроме выявления профессиональной предрасположенности к одному из типов перечисленных выше профессий, анкета помогает определить, какой характер труда ближе учащемуся: исполнительский или творческий. С помощью анкеты определяются склонности (я хочу) и способности (я могу) учащихся.
Итог тестирования не стали неожиданностью для девятиклассников: некоторые из них уже определились с выбором будущей профессии, результат тестирования совпал с их предпочтениями, другая часть школьников, сомневающаяся в своем выборе, получила представление о своих способностях к определенному виду деятельности, что в дальнейшем поможет им сделать правильный выбор профессии.
Таким образом, проведение подобных методик крайне полезно для учащихся, так как помогает им анализировать собственные способности, а также знакомит с многообразием сфер трудовой деятельности.
Приложение
Дифференциально - диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова
Инструкция: Какое занятие из двух возможных Вам нравится больше?
Опросник
а. Ухаживать за животными б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их
а. Помогать больным людям, лечить их б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы
а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок б. Следить за состоянием и развитием растений.
а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продаватьа. Обсуждать научно-популярные книги, статьи б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты. б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)
а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище) б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисункаха. Лечить животных б. Выполнять вычисления, расчеты.
а. Выводить новые сорта растений б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)а. Делать лабораторные анализы в больнице б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания б. Заниматься черчением, копировать чертежи, картыа. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)
Обработка результатов и интерпретация
ПТ Ч ЗХ
1а 1б 2а 2б 3а
3б 4а 4б 5а 5б
6а 6б 7а
7б 8а 8б
9а 9б
10а 10б
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а 16б 17а
17б 18а 18б
19a 19б
20а 20б
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».
Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере «человек – природа» (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), вторая графа - по сфере «человек – техника» (технические профессии), третья графа - по сфере «человек – человек» (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), четвертая - по сфере «человек – знак» (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и пятая - по сфере «человек - художественный образ» (все творческие специальности).
Анкета «Ориентация» И.Л.Соломина
Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности:
0 - вовсе нет;
1 - пожалуй, так;
2 - верно;
3 - совершенно верно.
Я хочу (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
1 Обслуживать людей 0 1 2 3
Заниматься лечением 0 1 2 3 Обучать, воспитывать 0 1 2 3 Защищать права и безопасность 0 1 2 3 Управлять людьми 0 1 2 3 2 Управлять машинами 0 1 2 3
Ремонтировать оборудование 0 1 2 3 Собирать и налаживать технику 0 1 2 3 Обрабатывать материалы, изготовлять предметы и вещи 0 1 2 3 Заниматься строительством 0 1 2 3 3 Редактировать тексты и таблицы 0 1 2 3
Производить расчеты и вычисления 0 1 2 3 Обрабатывать информацию 0 1 2 3 Работать с чертежами, картами и схемами 0 1 2 3 Принимать и передавать сигналы и сообщения 0 1 2 3 4 Заниматься художественным оформлением 0 1 2 3
Рисовать, фотографировать 0 1 2 3 Создавать произведения искусства 0 1 2 3 Выступать на сцене 0 1 2 3 Шить, вышивать, вязать 0 1 2 3 5 Ухаживать за животными 0 1 2 3
Заготавливать продукты 0 1 2 3 Работать на открытом воздухе 0 1 2 3 Выращивать овощи и фрукты 0 1 2 3 Иметь дело с природой 0 1 2 3 А Работать руками 0 1 2 3
Выполнять решения 0 1 2 3 Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать 0 1 2 3 Получать конкретный практический результат 0 1 2 3 Воплощать идеи в жизнь 0 1 2 3 Б Работать головой 0 1 2 3
Принимать решения 0 1 2 3 Создавать новые образцы 0 1 2 3 Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать 0 1 2 3 Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать 0 1 2 3 Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашей способности к этому виду деятельности:
0 - вовсе нет;
1 - пожалуй, так;
2 - верно;
3 - совершенно верно.
Я могу (способен, умею, обладаю навыками):
1 Знакомиться с новыми людьми 0 1 2 3
Быть чутким и доброжелательным 0 1 2 3 Выслушивать людей 0 1 2 3 Разбираться в людях 0 1 2 3 Хорошо говорить и выступать публично 0 1 2 3 2 Искать и устранять неисправности 0 1 2 3
Использовать приборы, машины, механизмы 0 1 2 3 Разбираться в технических устройствах 0 1 2 3 Ловко обращаться с инструментами 0 1 2 3 Хорошо ориентироваться в пространстве 0 1 2 3 3 Быть сосредоточенным и усидчивым 0 1 2 3
Хорошо считать в уме 0 1 2 3 Преобразовывать информацию 0 1 2 3 Оперировать знаками и символами 0 1 2 3 Искать и исправлять ошибки 0 1 2 3 4 Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи 0 1 2 3
Разбираться в литературе и искусстве 0 1 2 3 Петь, играть на музыкальных инструментах 0 1 2 3 Сочинять стихи, писать рассказы 0 1 2 3 Рисовать 0 1 2 3 5 Разбираться в животных или растениях 0 1 2 3
Разводить растения или животных 0 1 2 3 Бороться с болезнями, вредителями 0 1 2 3 Ориентироваться в природных явлениях 0 1 2 3 Работать на земле 0 1 2 3 А Быстро выполнять указания 0 1 2 3
Точно следовать инструкциям 0 1 2 3 Работать по заданному алгоритму 0 1 2 3 Выполнять однообразную работу 0 1 2 3 Соблюдать правила и нормативы 0 1 2 3 Б Создавать новые инструкции и давать указания 0 1 2 3
Принимать нестандартные решения 0 1 2 3 Легко придумывать новые способы поведения 0 1 2 3 Брать на себя ответственность 0 1 2 3 Самостоятельно организовывать свою работу 0 1 2 3 Обработка результатов
В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу профессий.
Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»: 1) человек - человек; 2) человек - техника; 3) человек - знаковая система; 4) человек - художественный образ; 5) человек - природа. Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку "характер труда": А - исполнительские; Б - творческие.
Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1,2,3,4 или 5) вы наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).
Если склонности лежат в той же группе профессий что и ваши способности, то это свидетельствует о том, что вам нравится делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав ту или иную профессию, вы не только смогли бы добиться в ней достаточно высоких успехов, но это доставляло бы вам удовольствие.
В случае если наиболее привлекательный для вас тип профессий не совпадает с характером деятельности, которую вы можете делать лучше всего, вам предстоит выбрать, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии - склонностям (Хочу) или способностям (Могу).
Источники
Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Спб.: Речь, 2006. - 240 с. (с. 65 - 70)
Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом Бахрах-М, 2009. - 672 с.
Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с. (c.152-154)