Технологическая карта урока Строение и функции органов дыхания
Паспорт урока
Ф.И.О учителя: Климачева Елена Артуровна
О.У.: ГБОУ СОШ с. Новая БинарадкаПредмет: Биология
Класс: 8
Тема урока: «Строение и функции органов дыхания»
Цель урока: «Изучить строение и функции органов дыхания человека»
Задачи:
- образовательные:
изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
выяснить механизмы голосообразования;
- развивающие:
развивать умение делать выводы на основе полученной информации.
Развивать формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
- воспитательные:
воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
провести аналогию: дыхание – жизнь; лёгкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).
Планируемые образовательные результаты:
личностные результаты – самоопределение с целью получения наивысшего результата; формирование личного (эмоционального) отношения к правилам гигиены дыхания.
метапредметные результаты:
- Познавательные: выделение необходимой информации о строении органов дыхания; осмысление взаимосвязи между компонентами органов дыхания; осмысление понятий, связанных с темой «Клеточное строение организма»; систематизация знаний о строении органов дыхания.
- Результативные: Формирование умения выполнять задание в соответствии с целью, интегрироваться в пару. Уметь планировать свою деятельность, для решения поставленной задачи;
- Коммуникативные: Слушать и вступать в диалог; уметь отвечать на поставленный вопрос, ознакомление с алгоритмом работы в парах. Умение объяснять свой выбор.
предметные результаты – осмысление преставлений о строении органов дыхания. Умение находить каждый компонент органов дыхания, называть его функцию.
Ведущая мировоззренческая идея урока: «Природа – это единственная книга, всякая страница которой полна глубокого содержания» (В.Гете)
Основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету:
Носоглотка, гортань, трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, дыхание, органы дыхания, тканевое дыхание, газообмен.План изучения нового материала:
а) Организационный этап.
б) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
в) Актуализация знаний.
г) Первичное усвоение новых знаний.
д) Первичное закрепление
е) Первичная проверка понимания
ж) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
з) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Тип урока: Изучение нового материала
Форма урока: Индивидуальная работа, работа в группах, фронтальная работа с классом.
Подготовка к уроку: Компьютер, проектор, интерактивная доска, подключение к интернету.
Домашнее задание: Стр. 138 – 141. Составить кроссворд: «Строение органов дыхания».
Технологическая карта урока
Планируемые результаты (ПР) Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент
Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке
Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Приветствие учащихся, разделение ребят на группы. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания школьников. Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки, настрой на урок.
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Личностные УУД
Смыслообразование,
формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы
Коммуникативные УУД
Адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Учет разных мнений.
Познавательные УДД
Осуществляют подведение под понятие на основе выделения существенных признаков.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Регулятивные УУД: выполняют учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.
На доске размещен эпиграф урока:«Пока дышу, надеюсь» (Dum spiro, spero).
Овидий - римский поэт.
Вводные слова учителя:
Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут). Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.
Как Вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?
Какова цель нашего урока?
1.Внимательно слушают.
2. Готовятся дать ответы на вопросы учителя
3. Вспоминают, проговаривают.
4. Записывают тему урока в тетрадь.
Актуализация знаний
Цель: организация восприятия задания обучающимисяПознавательные УДД
Осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Регулятивные УУД: выполняют учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.
Учитель раздает учащимся вопросы для обсуждения в группах.
Вопросы:
1 группа
Задание. Без пищи и воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить даже шести минут. Объясните, почему без воздуха, без дыхания человек не может жить?
2 группа
Задание. Объясните смысл поговорки «Это нужно нам как воздух»
3 группа
Задание. А как в организм попадает воздух?
1.Внимательно слушают.
2. Готовятся дать ответы на вопросы учителя.
3. Вспоминают, проговаривают.
Первичное усвоение новых знаний
Цель: организация совместной деятельности педагога и учащихся.
Познавательные УДД
Анализ, синтез, сравнение, обобщение
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Определение основной и второстепенной информации
Коммуникативные УУД
Аргументация своего мнения
Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций
Личностные УДД
Формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение.
Регулятивные УУД: учатся контролировать и оценивать свои действия Примерное содержание рассказа:
Основные термины темы:
Дыхание – это газообмен между организмом и внешней средой: извне в организм поступает кислород, а из организма во внешнюю среду выделяется углекислый газ.
Органы дыхания - специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой.
Полость носа
Расположена в лицевой части черепа
Функции: очищение, увлажнение, обеззараживание и согревание воздуха, восприятие запахов
Носоглотка
Расположена в лицевой части черепа
Функции: Соединяет носовую полость и гортань
Гортань
Расположена в передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков
Функции: в гортани имеется голосовой аппарат - орган, в котором образуются звуки
Трахея
Строение: Трубка длиной 8,5 - 15, чаще 10-11 см. Имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Мягкая задняя часть трахеи примыкает к пищеводу. Слизистая оболочка содержит многочисленные клетки реснитчатого эпителия.
Функции: Часть воздухоносных путей, очищает воздух, увлажняет воздух
Бронхи
Расположены: на уровне V грудного позвонка трахея разделяется на 2 главных бронха
Функции: часть воздухоносных путей, очищают и увлажняют воздух
Строение легких http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/63b8594c-2467-4669-a99b-5b06e0f668b7/%5BBIO8_04-24%5D_%5BIM_01%5D.swfСхема образование звука.
Рубрика: Это нужно знать!
1.Наблюдают.
2. Анализируют.
3. Вспоминают каким органами дыхания дышат рыбы, насекомые, земноводные и млекопитающие.
4. Делают записи в рабочих листахФизкульт. Минутка
Коммуникативные УУД
Сотрудничество с учителем и сверстниками Дыхательная гимнастика.
Подготовительное упражнениеИсходное положение. Стоя.Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание насколько возможно. Выполняем 5-10 раз.
Упражнение «Воздушный шарик»Исходное положение. Стоя. Положив руки на нижнюю часть ребер.Выполнение. Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох - ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными. Упражнение выполняем 6 раз.
Учащиеся слушают и выполняют
Первичное закрепление
Познавательные УДД
Анализ, синтез, сравнение, обобщение
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Определение основной и второстепенной информации
Коммуникативные УУД
Аргументация своего мнения
1.Просмотр видео фрагмента
2.Выполнение задания на соответствие. Учащиеся смотрят видеофрагмент. Один учащийся выполняет задание на соответствие.
Первичная проверка понимания
Познавательные УУД: строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, значении.
Коммуникативные УУД
Аргументация своего мнения
Регулятивные УУД: вносят необходимые коррективы в действия после их завершения на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело; учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями. Выполнение теста: «Строение и функции органов дыхания».Учитель контролирует выполнение работы и организует самопроверку между учениками.
Критерии самооценки
Задания с А1 по А5 – 1 балл
Задание В – 2 балла. Всего 7 баллов
Оценка «отлично»- 7 баллов
Оценка «хорошо» - 5- 6 баллов
Оценка «удовлетворительно» -4 балла
Оценка «неудовлетворительно» - 3 и менее баллов
Учащиеся выполняют тест, проводят самопроверку.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества с учителем. Домашнее задание (комментирование учителем) Записывают домашнее задание
Подведение итогов урока. Рефлексия
Познавательные УДД
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Определение основной и второстепенной информации
Коммуникативные УУД
Аргументация своего мнения
Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций
Личностные УДД
Осознание ответственности за общее дело
Регулятивные УУД: выполняют учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме. Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.
Учитель предлагает учащимся поднять карточку со знаками
«+» - Узнал что - то новое
«-» - хотел бы узнать больше
1) Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.
2) Определяют свое настроение в конце урока.