Методическая разработка урока на тему Строение и функции органов дыхания человека (8 класс)

ТЕМА УРОКА: «Органы дыхания».
Цель: Рассмотреть и изучить строение, расположение и функции органов дыхания человека.
Задачи:
1. Сформировать понятие «Органы дыхания», изучив строение органов дыхания.
2. Развить у учащихся понимание важности данных органов в жизнедеятельности живого организма.
3. Воспитать у обучающихся бережное отношение к органам дыхательной системы и сформировать основы ЗОЖ, а так же профилактики заболеваний органов дыхания.

Оборудование:
Таблицы:
№ 1« Схема кровообращения в человеческом организме»
№1«Схема расположения гортани и глотки при глотании и при дыхании»
№2 «Схема расположения внутренних органов в полости тела»
№3 «Схема строения дыхательной системы человеческого организма»
Раздаточный теоретический табличный материал и схемы для закрепления (см. Приложения к уроку)
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы урока:
Фронтальный блиц-опрос.
Лекция с элементами беседы.
Самоконтроль.

Ход урока:
Повторение изученного материала на предыдущих уроках.
Фронтальный блиц-опрос
??? классу:
Какая система органов отвечает за доставку кислорода к органам и тканям и перенос углекислого газа для выдоха? (Сердечно-сосудистая система)
Из каких органов состоит эта система?
(Сердце, сосуды: вены, артерии, капилляры)
Где (в какой части организма) осуществляется обогащение крови кислородом воздуха и удаление углекислого газа? (Легкие)
Какого цвета кровь, насыщенная кислородом, а какая она по цвету с углекислым газом?
(С О2 – алая, а с СО2- темно-красная)
По каким сосудам кровь уносится от сердца к легким для обогащения кислородом?
(К сердцу – по полым венам, а от сердца – по легочным
артериям)
Как называются сосуды, приносящие кровь от всех тканей кровь к сердцу, насыщенную углекислым газом?
(К сердцу – по венам, а от сердца – артериям).
Сколько камер в сердце человека и смешивается ли в нем кровь?
( 4-камерное сердце у человека и кровь в нем не смешивается из-за хорошо развитой центральной перегородки; правая половина содержит только венозную, а левая – только артериальную кровь).
Повтор по таблице № 1 «Схема кровообращения в человеческом организме»


Изучение нового материала.
Лекция с элементами беседы
Учащимся раздаются рисунки и таблицы с теоретическим материалом. Дать определение дыхания под запись. Определить в ходе беседы и демонстрационного эксперимента значение этого процесса для человеческого организма.
Строение отдельных органов дыхательной системы:
Носовая полость, ротовая полость;
Носоглотка;
Гортань;
Трахея;
Бронхи;
Легкие;
Альвеолы (легочные пузырьки);
Капилляры кровеносной системы.
Рассказ учителя с элементами беседы с использованием рисунков и таблиц (см Приложение 1).
Закрепление изученного материала.
Самоконтроль
Учащимся предлагается, имея перед собой схему расположения органов дыхания, подписать названия органов, обозначенных цифрами.
Отдельным учащимся предлагается задание на логическое мышление (Приложение 3):
Расположить названия органов дыхания в той последовательности, как они расположены в организме по ходу продвижения воздуха по ним при вдохе.
Справа от названия органов поместить функции этих органов при дыхании.

Задание на дом.
Найти интересный материал о влиянии различных факторов на органы дыхания и с помощью них на высшую нервную деятельность человека и животных (память, мыслительная деятельность, управление поведением).





Приложение 1
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ОРГАНЫ
СТРОЕНИЕ
ФУНКЦИИ

Носовая полость
Ноздри, костно-хрящевая перегородка, слизистая оболочка, реснитчатый эпителий, окончания обонятельного нерва
Прохождение воздуха, его терморегуляция, очищение, увлажнение, улавливание пахучих веществ, защита от посторонних предметов (чихание)

Носоглотка, глотка, гортань
Хрящи со связками, подъязычная кость, голосовые связки и мышцы
Продвижение воздуха, образование звуков

Трахея
Хрящевые полукольца, соединенные соединительной тканью, внутри выстланы мерцательным эпителием.
Кольца укрепляют стенки трахеи,
Мерцательный эпителий защищает от попадания в дыхательные пути посторонних предметов (кашель)

Два бронха, бронхиальное дерево, альвеолы
Образовано бронхиолами – тонкостенными выпячиваниями, покрытыми капиллярами
Газообмен

Легкие:
левое – 2 доли,
правое – 3 доли

Отверстие для выхода бронха, легочная артерия, нервы, легочные вены, плевра: внутренний листок, наружный листок
Покрывает легкие, выстилает внутреннюю полость грудной клетки


Плевральная полость с жидкостью
Уменьшает трение листков при дыхании

Приложение 2



















Приложение 3
Органы дыхания

Носовая полость

Носоглотка, глотка, гортань

Трахея

Два бронха, бронхиальное дерево, альвеолы

Легкие: левое – 2 доли, правое – 3 доли

Функции органов дыхания

Прохождение воздуха, его терморегуляция, очищение, увлажнение, улавливание пахучих веществ, защита от посторонних предметов (чихание)

Продвижение воздуха, образование звуков

Кольца укрепляют стенки трахеи, мерцательный эпителий защищает от попадания в дыхательные пути посторонних предметов (кашель)

Газообмен

Покрывает легкие, выстилает внутреннюю полость грудной клетки

Уменьшает трение листков при дыхании


15