Дыхательная система разработка урока Гигиена органов дыхания
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Министерство образования и науки
Республики Казахстан
Открытый интегрированный урок
в 8 классе по биологии
на тему : « Болезни органов дыхания их предупреждение. Гигиена органов дыхания.»
Провела : Рейтенбах А.Е.
Уч. Биологии
г.. Жезказган
Тема : «Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена.»
Цель: сформировать первоначальные знания о болезнях органов
дыхания, пути передачи , предупреждение болезней органов
дыхания, влияние никотина на органы дыхания.
Развиваем : умения логически мыслить, делать самостоятельно
выводы, работать с учебником, объяснять процессы
происходящие в организме, применять полученные
знания в жизни
Воспитываем культуру поведения, навыки личной гигиены,
способствовать росту самосознания и самооценки.
Оборудование: табл. «органы дыхания», «Прибор для демонстрации процесса курения»
Методы: беседа, рассказ, частично-поисковый, ролевая игра, дискуссия.
Форма организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
План урока
Организационный момент, психологический настрой, целеполагание.
Актуализация знаний о болезнях органов дыхания и их предупреждение
Формирование новых понятий и способов действия
Практическая работа
Рефлексия.
Ход и содержание урока
1. Организационный момент, психологический настрой, целеполагание
На предыдущих уроках мы изучили вопросы строения и функционирования дыхательной системы. Теперь нам предстоит рассмотреть вопросы гигиены и болезни органов дыхания. Сегодня урок необычный, а интегрированный с предметом валеология.
Что изучает предмет валеология?
Что изучает наука гигиена?
Сообщение темы.
Что нам предстоит выяснить? (Ответы учащихся, вывешивание на доску карточек со словами: повторение, правила гигиены органов дыхания, виды заболеваний, профилактика, влияние никотина на органы дыхания).
Итак, прежде чем рассматривать вопросы гигиены, давайте вспомним материал предыдущих уроков.
2. Актуализация знаний об особенностях строения и функциях дыхательной системы.
Фронтальная беседа
Каково значение дыхания для живых существ?
Назвать и показать по таблице органы, составляющие дыхательную систему.
Какие дыхательные движения вам известны? Сколько дыхательных движений делает человек в 1 мин.?
Дыхательные рефлексы и их значение для человека?
Где расположен дыхательный центр?
Назовите гуморальный регулятор дыхания?
В каких случаях применяют искусственное дыхание?
Оценка работы учащихся.
3. Формирование новых понятий и способов действия
Далее мы будем работать под девизом:
“Живи с разумом, так лекарей не надобно”, «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
Какие заболевания органов дыхания вам известны?
грипп туберкулез ангина дифтерия ОРЗ
На данный момент актуально поговорить о болезнях, потому что сейчас очень многие люди заболевают гриппом и туберкулезом. Что же это за болезни? И какие правила нужно соблюдать, чтоб не заболеть. Работа с учебником стр.131
Грипп – самое распространенное инфекционное заболевание, ослабляющее весь организм. Он может служить причиной возникновения других заболеваний. У больного поднимается температура, кашель, чихание, нарушение чувствительность обоняния, осязания. При простудных заболеваниях необходимо соблюдать личную гигиену, проветривать комнату, часто делать влажную уборку, принимать обильное питье.
Туберкулез легких- одно из серьезных заболеваний. Вызывается туберкулезными микобактериями. Вызывает потерю чувствительности тканей легких. У заболевших отмечают: слабость, потливость, потеря аппетита кашель, кровохарканье. Исключить контакты с больными людьми, питаться богатой витаминами пищей, соблюдение личной гигиены. Эти заболевания передаются воздушно-капельным путем.
Правила гигиены дыхания.
Эти правила известны с давних времен, и большинство людей не задумывается, выполняя их. Давайте задумаемся, почему нужно соблюдать эти правила: заслушав утверждения - обоснуйте их (дискуссия).
Правила гигиены дыхания
(учитель)
Обоснование правил
(учащиеся)
1. При дыхании рот всегда должен быть закрытым
2.Старайся не находиться в пыльных помещениях и загрязненном воздухе.
3. Одежду, постель вытряхивай на улице
4. При выполнении домашней работы в теплое время года открывай окна.
5. В холодное время года почаще проветривай помещение
6. Берегись сквозняков
7. Не кури, курение очень вредно для организма
Оценка работы учащихся.
А какие влияние оказывает на органы дыхания курение? Что вы знаете о курении (выясняются общие знания)
Тест
Подростки курят для того чтобы «быть как все». Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает. Курящие получают от курения удовольствие, и не собираются бросать. Тобакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время. Нет ничего страшного в том, что учащиеся «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку.
Ответы: верно, неверно, неверно, верно, неверно, неверно.
Что же происходит при курении табака?
Закурив вы крадете у своего организма половину кислорода, а значит клетки головного мозга и всего тела начинают голодать, т.к курение приводит к нарушению кровоснабжения органов. Никотин способствует сужению кровеносных сосудов. Огромный вред никотин приносит легким, он нарушает работу, разрушает витамин С который важен для здоровья и иммунитета. При курении табака часть его сгорает, дым втягиваемый курильщиком, содержит никотин, окись углерода,, частицы синильной кислоты и т.д.Пары никотина сначала возбуждают, а затем угнетают ЦНС, раздражает слизистые оболочки. В больших дозах никотин вызывает судороги и смерть. «Капля никотина убивает лошадь». Только потому, что никотин поступает в организм небольшими дозами курильщик не получает отравления. Оно происходит постепенно. Возникает расстройство пищеварения, сердечно-сосудистые заболевания.
4. Практическая работа с демонстрационным прибором для курения.
Курильщик через рот вдыхает вредные вещества с табачным дымом. С непривычки иногда появляется кашель. Вредные вещества раздражают слизистую оболочку при постоянном вдыхании дыма мерцательные реснички фильтрующие воздух отмирают, что в итоге приводит к хроническому бронхиту. Химические вещества вступают в реакцию с кислородом, образуют ядовитый угарный газ, который разносится по всему организму.
Вопросы для учащихся
Как выглядит ватный шарик после эксперимента? Как выглядят стенки бутылки? Какие легкие у курильщика по вашему мнению?
4. Рефлексия
Игра «Вы рискуете своими легкими»
Класс делится на 3 группы (ухо, горло, нос). Отвечают на вопросы капитаны за правильный ответ 10 очков. Если не правильно ответили вопрос передается следующей команде.
1.При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ.?
2.Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения?
3.Какова главная причина бытовых пожаров, сопровождающаяся гибелью людей?
4.Что обозначает пассивное курение?
5.Назовите три причины, по которым подростки предпочитают не курить?
Вывод: Перечислите, что относят к отрицательным последствиям курения:
Появление кашля, неприятный запах изо рта, ухудшение обоняния, преждевременные морщины на лице, пожелтение зубов, нарушение нормального дыхания, снижение сопротивляемости организма. Таким образом, из за курения человек теряет привлекательность, у него ухудшается здоровье.
Какие инфекционные заболевания вам известны?
Каковы меры их профилактики?
Как влияет курение на организм?
Где вы можете применить знания, полученные на уроке?
- Д/з параграф 40 вопросы стр.133
Оценка работы учащихся.
Обращение к девизу:
“Живи с разумом, так лекарей не надобно”,
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
Болезни органов дыхания
Живи с разумом, так лекарей не надобно.Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу.Times New RomanЗаголовок 315