Урок биологии: Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания
Урок биологии: "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания"
Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии в организме человека; строения органов дыхания в связи с их выполняемой функцией, процесс образования голоса, меры профилактики заболеваний голосовых связок.
Оборудование: модель гортани и торса человека, презентация к уроку
Ход урока
I. Организационный момент. Актуализация опорных знаний.
Решение задач:
А) Без пищи и воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить дольше 10 минут. Объясните, почему без воздуха, без дыхания человек жить не может? В чём заключается функция органов дыхания?
Б) Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в лёгкие. Проследите мысленно, какой путь пройдёт с воздухом эта молекула от ноздрей до лёгких. Из перечня органов тела человека (правая колонка) выберите все части воздухоносного пути и назовите их линиями. Проверьте свой ответ.
В) Используя знания, полученные при изучении курса «Зоология», вспомните и расскажите, у каких животных впервые появились органы дыхания? Какие эволюционные изменения произошли в дыхательных системах позвоночных животных? (слайды комментируются учащимися):
беспозвоночные (губки, плоские черви) не имеют специализированных органов дыхания и дышат всей поверхностью тела;
у большинства насекомых появляется своеобразная дыхательная система – трахейная;
рыбы дышат с помощью жабр, которые есть и у морских кольчатых червей;
с переходом к наземному образу жизни дыхательная система усложняется: земноводные дышат и кожей и лёгкими, которые имеют сравнительное простое строение;
лёгкие птиц, пресмыкающихся и млекопитающих имеют более сложное строение.
II. Изучение новой темы.
«Пока дышу – надеюсь» (Dum spiro, spero) – римский поэт Овидий.
1. Типы дыхания.
А) внешнее дыхание: совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа. Внешнее дыхание осуществляется с помощью дыхательной системы у млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и других животных.
Б) клеточное дыхание (тканевое дыхание): использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с выделением энергии, необходимой для жизнедеятельности клеток.
2. Функция дыхания.
– Просмотрев видеофрагмент , сделайте вывод о функции дыхания. Запишите в тетрадь: функция дыхательной системы сводится к тому, чтобы снабжать кровь достаточным количеством кислорода и удалять из неё углекислый газ.
3. Особенности строения органов дыхания.
– Составьте схему в тетради:
– «Без носа человек чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми да и вышвырни за окошко!» - так написал о носе Н.В.Гоголь.
– А если серьёзно, для чего появился нос у человека? Ведь у его предков – человекообразных обезьян, его не было! Чтобы узнать об этом я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент
– Итак, какую функцию играет нос? Какие особенности строения носа помогают справиться ему с данной функцией?
– Какую функцию играет следующий орган дыхательной системы – носоглотка?
– Какие особенности строения гортани помогают выполнять её функцию - образование звука? При каком положении голосовых связок и голосовой щели образуется звук? Какие органы ротовой и носовой полостей помогают в формировании звуков? Приведите примеры. От чего зависят индивидуальные особенности голоса? Почему у женщин голос выше, чем у мужчин? Почему у детей голос тоже более высокий, чем у взрослых? Почему у курящих людей голос становится хриплым и грубым, даже у женщин?
– Рассмотрите рисунок на с. 138-139 учебника. Назовите органы, составляющие воздухоносные пути.
4. Рассказ учителя об органах дыхания и особенностях их строения.
Учитель: Различают внешнее (легочное) и внутренне( тканевое ) дыхание.(слайд)
Функция дыхательной системы сводится к тому, чтобы снабжать кровь кислородом и удалять из нее углекислый газ. Перед вами дыхательная система человека, который представлен дыхательными путями и самим органом дыхания легким. Сегодня мы совершим небольшое путешествие вместе с кислородом в организм человека. Цифры – это пункты назначения, о которых расскажут нам мои помощники – экскурсоводы. Ваша задача – сделать схему путешествия (карты) кислорода по дыхательным путям , кратко записать особенности и их значения.
Какой орган первым отвечает за попадание кислорода в наш организм?
Ответ: Нос
- Правильно, при нормальном дыхании человек дышит через нос.
Подобно глазам, губам, ресницам, нос, как бы критически к нему не относиться, - украшение лица. Представить человека без носа, с двумя дырочками на ровном месте, просто невозможно! Как ни странно, нос из всех воздухоносных путей выделяется больше всего. Даже Н.В. Гоголь писал о носе: «Без носа человек – чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин – просто возьми, да и вышвырни за окошко!..»
Учитель: А если серьёзно? Для чего появился нос у человека разумного? Ведь у его предков - человекообразных обезьян - его не было! Чтобы узнать об этом, я вам предлагаю прослушать сообщение Даши Игумновой о носовой полости.
Ученик (Игумнова Дарья) (2 мин) При нормальном дыхании воздух попадает в организм человека через нос. Он проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на 2 половины.
Стенки носовых ходов выстланы слизистой оболочкой. Она выделяет слизь, которая увлажняет поступающий воздух, задерживает частицы пыли и микроорганизмы, обладает бактерицидным свойством. Под слизистой оболочкой располагается большое количество кровеносных сосудов, что согревает вдыхаемый воздух. Также носовая полость снабжена рецепторами, которые обеспечивают чихание. Крупные частицы пыли, а при простудных заболеваниях и избыток слизи вызывают рефлекс чихания и вместе с находящимися там микроорганизмами сильным потоком воздуха удаляются из организма. Поэтому больной человек, не соблюдающий гигиенических правил становится источником распространения болезнетворных вирусов и микробов.
Носовая полость соединена с полостями костей черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Эти полости являются резонаторами при голосообразовании.
Учитель: Из носовой полости воздух через внутренние ноздри поступает в носоглотку.
Ученик (Варфоломеев Павел) (1мин) В носоглотке уничтожается почти половина микроорганизмов, находящихся во вдыхаемом воздухе. Остальные проникают в трахею и могут достигнуть легких. При дыхании ртом болезнетворные организмы легче попадают в легкие и вызывают заболевание. Слаженные волнообразные движения ресничек - тончайших выростов клеток реснитчатого эпителия - гонят слизь с осевшими на нее пылинками и микроорганизмами в сторону глотки, где она проглатывается.
Воздух через носоглотку поступает в гортань
Учитель: Продолжим экскурсию по воздухоносным путям. Вы записывайте и сделаем следующую остановку в гортани.
Ученик (Петришина Таня). (3 -4 мин) Гортань образована хрящами, ее полость выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами, вызывающими рефлекторный кашель. При глотании вход в гортань закрывается надгортанным хрящом.
Самый крупный хрящ гортани – щитовидный. Он защищает гортань спереди.
Учитель: Немного передохнем. Сделаем небольшую практическую работу. Для начала необходимо найти на шее щитовидный хрящ. После этого выполнить глотательное движение. Так можно почувствовать, что при глотании щитовидный хрящ сначала поднимается вверх, затем опускается вниз. Это защитный механизм, при котором закрылся надгортанник, воспрепятствовав попаданию пищи в дыхательные пути.
В момент глотания дыхание останавливается. Потому, что во время глотания язычок закрывает выход из носоглотки, а надгортанник перекрывает вход в трахею.
Поэтому во время активного разговора в процессе еды человек может подавиться. Совет, который говорят родители «Когда я ем и глух и нем», надо пользоваться и в жизни.
Ученик: Между хрящами натянуты голосовые связки, между связками расположена голосовая щель. Голос появляется при неполном смыкании голосовой щели, когда через нее проходит воздух и колеблет ее. Чем короче голосовые связки, тем выше звук. Окончательное формирование звука происходит в ротовой полости.
У детей и женщин щитовидный хрящ изогнут назад, поэтому у них связки короткие и голос высокий. У юношей в период полового созревания щитовидный хрящ распрямляется и становится заметным кадык. Это приводит к удлинению голосовых связок, и голос становится низким.
Таким образом, функции гортани:
- Проведение воздуха в трахею
- Голосообразование
- Препятствие попаданию частиц в трахею.
Учитель: (1мин) При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга. Колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Давайте, все произведем звук «ААААААААААА». Звук речи возникает при выдохе.
Далее у нас следующий пункт назначения – трахея.
Ученик (Шукуров Данил) . Гортань переходит в трахею. Длина трахеи примерно 15 см. Стенки трахеи образованы хрящевыми полукольцами, что придает ей жесткость и способствует свободному прохождению воздуха. Задняя стенка трахеи, прилегающая к пищеводу, не имеет хрящей, чтобы не препятствовать прохождению пищи по пищеводу.
Внизу трахея делится на 2 бронха. Трахея и бронхи изнутри выстланы слизистой оболочкой, покрытой реснитчатым эпителием. Здесь воздух продолжает согреваться и увлажняться. Выделяющуюся слизь с частичками пыли и микроорганизмами реснички гонят в глотку, где она проглатывается. При воспалительных процессах секреция слизи усиливается, возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.
Каждый бронх входит в легкое, где разветвляется на бронхиолы толщиной 0,5 мм (их около 25 млн.)
Учитель: Вы в схему все записывайте, чтобы потом иметь возможность по ним составить рассказ. Мы прошли все дыхательные пути и пришли к органу самого процесса дыхания – к легким.
Ученик: (Лубсанцыренова Сэсэг) Легкие человека – это парный орган конусовидной формы. Снаружи они покрыты легочной плеврой, грудная полость покрыта пристеночной плеврой. Между 2 листками плевры находится плевральная жидкость, которая снижает силу трения при вдохе и выдохе.
За 1 минуту легкие прокачивают 100 литров воздуха.
Бронхи ветвятся, образуя бронхиолы, Каждая бронхиола заканчивается группой воздушных мешочков пузырьков – альвеол ( их 3 млрд. 400 млн.)
Стенки альвеол и капилляров однослойные, что облегчает газообмен кислородом и углекислым газом. Они образованы эпителием. Они выделяют вещества, которые препятствуют слипанию альвеол и убивают микроорганизмы. Отработанные вещества перевариваются фагоцитами или выделяются в виде мокроты.
Основная функция легких – это газообмен.
III. Общие выводы урока.
IV. Закрепление изученного материала.
Найдите соответствие:
V. Домашнее задание.
С. 138-141., заполнить таблицу. Приготовить сообщения: о влиянии табакокурения на органы дыхания, о чистоте окружающего воздуха.
Органы дыхательной системы Функции Особенности строения