Урок биологии Тема: «Дыхание, его значение.Строение и функции органов дыхания».


Урок биологии
Тема: «Дыхание, его значение.Строение и функции органов дыхания».
Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и
превпащении энергии в организме человека; строения органов дыхания в связи с их
выполняемой функцией, процесс образования голоса, меры профилактики заболеваний
голосовых связок.
Оборудование: модель гортани и торса человека,презентация к уроку
Ход урока
І. Организационный момент.Актуализация опорных знаний.
Решение задач:
А)Без пищи и воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить дольше 10 минут.Объясните, почему без воздуха, без дыхания человек жить не может? В чём заключается функция органов дыхания?
Б)Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при входе в лёгкие.Проследите мысленно6 какой путь пройдёт с воздухом эта молекула от ноздрей до лёгких.Из перечня органов тела человека (правая колонка) выберите все части воздухоносного пути и назовите их линиями. Проверьте свой ответ.
В)Используя знания, полученные при изучении курса «Зоология», вспомните и раскажите, у каких животных впервые появились органы дыхания?Какие эволюционные изменения произошли в дыхательных системах позвоночных животных? (слайды комментируются учащимися):

беспозвоночные (губки, плоские черви) не имеют специализированных органов дыхания и дышат всей поверностью тела;
у большинства насекомых появляется своеобразная дыхательная система- трахейная;
рыбы дышат с помощью жабр, которые есть и у морских кольчатых червей;
с переходом к наземному образу жизни дыхательная система усложняется:
земноводные дышат и кожей и лёгкими, которые имеют сравнительное простое строение;
лёгкие птиц, пресмыкающихся и млекопитающих имеют более сложное строение.
ІІ. Изучение новой темы.
«Пока дышу – надеюсь» (Dun spiro, spero) – римский поэт Обидий.
Типы дыхания.
А) внешнее дыхание: совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа.Внешнее дыхание осуществляется с помощью дыхательной системы у млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и других животных.
Б)клеточное дыхание (тканевое дыхание): использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с выделением энергии, необходимой для жизнедеятельности клеток.
2.Функция дыхания.
-Запишите в тетрадь: функция дыхательной системы сводится к тому, чтобы снабжать кровь достаточным количеством кислорода и удалять из неё углекислый газ.
3. Особенности строения органов дыхания.
-Составьте схему в тетради:
- «Без носа человек чёрт знает что-птица не птица, гражданин не гражданин, -просто возьми да и вышвырни за окошко!»-так написал о носе Н.В.Гоголь.
-А если серьёзно, для чего появился нос у человека? Ведь у его предков- человекообразных обезьян, его не было!
-Итак, какую функцию играет нос? Какие особенности строения носа помогают справиться ему с данной функцией?
-Какую функцию играет слкдующий орган дыхательной системы-носоглотка?
-Какие особенности строения гортани помогают выполнять её функцию-образование звука?При каком положении голосовых связок и голосовой щели образуется звук? Какие органы ротовой и носовой полостей помогают в формировании звуков? Приведите примеры. От чего зависят индивидуальные особенности голоса? Почему у женщин голос выше, чем у мужчин? Почему у детей голос тоже более высокий, чем у взрослых? Почему у курящих людей голос становится хриплым и грубым, даже у женщин?
-Рассмотрите рисунок учебника. Назовите органы, составляющие воздухоносные пути.
4. Рассказ учителя об органах дыхания и особенностях их строения.
ІІІ. Закрепление изученного материала.
Найдите соответсвие:
Найдите соответсвие:
1.Слизистая оболочка А)не пропускает пищу в гортань
2.Легочные пузырьки Б)не дают трахеи сужаться.
3.Лёгкие В) очищают вдыхаемый воздух от пыли, согревают и очищают его.
4.Бронхи Г) поверхностный слой вохдухоносных путей.
5.Трахея Д) начальная часть вохдухоносных путей.
6.Надгортанник Е) покрывает стенку грудною полость лёгких.
7.Гортань 8.Хрящевые полукольца З) внутри содержит голосовые связки.
9.Плевра. И) самая длинная часть воздухоносного пути.
10.Носовая полость К)пусть вдыхаемого воздуха после гортани до
Л)место газообмена между лёгкими и кровью. Лёгочных пузырьков (последовательно)
М)место диффузин газов.
IV. Общие выводы урока.
V.Домашнее задание.
заполнить таблицу. Приготовить сообщения: о влиянии табакокурения на органы дыхания, о чистоте окружающего воздуха.
Органы дыхательной системы Функции Особенности строения