Конспект по биологии Болезни органов дыхания 8класс
Тема: Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Их профилактика, первая помощь. Приемы реанимации
Задачи: показать простейшие приемы самообследования дыхательной системы: измерение обхвата грудной клетки в состоянии выдоха и вдоха, измерение жизненной емкости легких и выносливости дыхательных мышц; разъяснить значение флюорографии в ранней профилактике болезней легких и сердца, в том числе туберкулеза и рака легких; рассказать о приемах первой помощи утопавшему, получившему электротравму и другие повреждения органов дыхательной системы; ввести понятия о биологической и клинической смерти и методах реанимации путем искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка знаний
1. Понятийная разминка: дыхание, пазухи, гайморит, фронтит, оториноларинголог, аденоиды, дифтерия, дифтерийная палочка, «врата легких», легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, диффузия. 2. Индивидуальный опрос:
1) Используя модель Дондерса, показать механизм вдоха и выдоха. 2) Объяснить, как регулируется дыхание нервным и гуморальным путем.
3) Рассказать о вреде курения и в том числе курения без затяжки и пассивного курения.
4) Перечислить меры первой помощи, если человек угорел или отравился бытовым газом.
III. Изучение нового материала
1. Лабораторная работа «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». (На уроке учитель показывает приемы выполнения измерений на одном из учеников, сама же работа выполняется дома по инструкции учебника на с. 147—148.)
2. Жизненная емкость легких и дыхательные объемы. (Рассказ учителя по таблице.)
3. Болезни дыхательной системы: грипп, ангина, ОРЗ. Роль флюорографии в диагностике туберкулеза и рака легких. (Беседа.)
4. Травмы, поражающие органы дыхания. Первая помощь:
а) утопающему;
б) при удушении и заваливании землей;
в) при электротравме молнией и техническим током.
(Рассказ учителя или беседа с использованием рис. 68, 69.)
5. Клиническая и биологическая смерть. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямой массаж сердца. (Рассказ-беседа по рис. 70.)
Вопросы:
1) Почему при остановке дыхания пульс надо прощупывать не на лучевой, а на сонной артерии? (Она снабжает кровью головной мозг.)
2) Что происходит при вдувании воздуха в легкие? (Расширяется грудная клетка, воздух попадает в легкие пострадавшего, небольшая примесь углекислого газа гуморально стимулирует дыхательный центр. Создание отрицательного давления в грудной полости содействует поступлению крови из вен в сердце.) 3) Почему нельзя при вдувании воздуха в легкие массировать сердце? (В этом случае сдавливание грудной клетки сделает невозможным поступление воздуха в легкие.)
4) Что происходит во время массажа сердца, толчкообразного сдавливания грудной клетки? (Кровь, содержащаяся в желудочках сердца, поступает в аорту и легочную артерию. Кроме того, выходят наружу газы из легких, что содействует искусственному выдоху.) IV. Закрепление знаний
Ответы на вопросы учебника на с. 153.
V. Задание на дом
Изучить § 29. Повторить тему, самостоятельно разобрав «Основные положения главы 7». Подготовиться к контрольному тестированию.
Выполнить лабораторную работу. Измерить окружность грудной клетки в состоянии вдоха, выдоха и в покое (спокойный выдох). (См. инструкцию к лабораторной работе на с. 147— 148 учебника.)
Измерить время максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе и глубоком выдохе. Данные свести в следующую таблицу.
Результаты самообследования дыхательной системы
Воз-растРост, смМасса, кгЗадержка дыхания, сОкружность грудной клетки, смЭкскурсия грудной клетки
на вдохе на выдохе в покое на вдохе на выдохе Усредненные показатели дыхательной системы.
Пол Возраст, лет Рост, смМасса, кгЗадержка, дыхания сОкружность грудной клетки в покое, смна вдохе на выдохе Мальчики 15 166,7 56,3 16—55 12—13 80,7
Девочки 15 161,9 54,6 16—55 12—13 78,7
Мужчины и женщины 20 и старше 40—60 20—30