Этнокультурный лагерь как одна из форм летней оздоровительной работы


Этнокультурный лагерь как одна из форм летней оздоровительной работы
Авторы программы:
Овчинникова В.И.- учитель географии
Четина О.Л.- учитель ИЗО
Сторожева Г.Н.- учитель русского языка
Эпиграфом нашего выступления являются слова В.В.Путина.
«В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное, информационное, культурное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями, как в педагогической теории, так и в содержании и организации учебно-воспитательной работы образовательных учреждений».
Во многих регионах наблюдается тенденция роста национального самосознания и одновременно межэтнической разобщенности. Одним из естественных механизмов гармонизации межэтнических отношений и преодоления нарастания негативных тенденций в обществе была и остается система образования.
Возвращение к этничности, определенная переоценка роли и значения отдельных национальных культур и влияние этих процессов на самосознание народов является общей закономерностью и для содержания культурологического образования. На одну из приоритетных позиций образования выдвигается необходимость глубокого освоения этнокультурного и народно-педагогического опыта как составной и неотъемлемой части духовной культуры каждого народа.
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультурное развитие.
В связи с этим ключевая роль школы - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала школьников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в образовательном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края.
В современном социуме большое значение имеет организации системы летнего отдыха детей и подростков. Существуют различные формы детского отдыха: организованный и неорганизованный, коллективный и индивидуальный, оздоровительный и профильный. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка. Одной из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества являются профильные лагеря. Ежегодно на муниципальном уровне организуется летняя оздоровительная работа, при этом используются различные формы детского отдыха. Кудымкар – столица Коми округа, где 60% населения составляют коми-пермяки, но, к сожалению, многие из них не говорят на коми-пермяцком языке, не знакомы с традициями и обычаями своих предков. В настоящее время в школах города не изучается коми – пермяцкий язык. В нашей школе было проведено анкетирование по выявлению знания коми – пермяцкого языка, которое показало, что только 5% учеников владеют разговорной речью. Данную проблему можно решить через организацию детского летнего оздоровительного этнокультурного лагеря. В нашем образовательном учреждении, которое размещается на территории города Кудымкар в микрорайоне Филичи, работа по сохранению языка, традиций и культуры коми - пермяцкого народа ведется более десяти лет. МОБУ «СОШ № 5» присвоен статус экспериментальной площадки по формированию этнокультурных ценностей у школьников. Исторически сложилось так, что именно школа является фундаментом формирования этнокультурных ценностей подрастающего поколения.
В течение двух лет (2010, 2011гг.) на базе нашей школы функционировал летний этнокультурный лагерь «Этно».
Инновационность данной формы летнего отдыха в том, что программа летнего – оздоровительного лагеря предусматривает не только оздоровление детей, но и изучение вопросов национальной культуры коми-пермяков в условиях городской среды через разные виды деятельности: просветительскую, образовательную, исследовательскую. Программа лагеря является комплексной, которая включает четыре направления: краеведение, декоративно-прикладное искусство, коми-пермяцкий язык и фольклор.
Цель программы лагеря: содействовать формированию и развитию национального самосознания и этнокультурной компетентности детей в условиях летнего оздоровительного этнокультурного лагеря.
В основу реализации программы лагеря были заложены следующие принципы и подходы: сотворчество детей, педагогов в совместном процессе освоения этнокультурной программы; вовлечение ребёнка в игровую, проблемо-поисковую, исследовательскую и творческую деятельность; использование различных форм деятельности: викторины, экскурсии, практикумы, лекции, игры, конкурсы, творческие встречи; формирование и развитие у школьников потребностей конструктивно преобразовать свой родной край. Одним из принципов программы является принцип эффективности социального взаимодействия. Он предполагает осуществление взаимодействия учащихся в коллективах разновозрастного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создать условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом - формирует навыки социальной адаптации и самореализации.
Создание и деятельность разновозрастных отрядов, привлечение старшеклассников к работе вожатых позволяет сформировать у учащихся такие качества как толерантность, ответственность, уважение, умение поддержать, прийти на помощь, чувство ответственности.
В летнем лагере создается особая атмосфера взаимодействия педагога и учеников. Их взаимоотношения отличаются пониманием и сотрудничеством.
Для реализации программы были выбраны три направления деятельности: образовательно – просветительская, исследовательско-практическая, оздоровительная. В данных направлениях программы прослеживается краеведческий подход.
Образовательно – просветительская деятельность способствует духовно-нравственному росту личности учащихся в самоопределении, адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к  этнокультурным ценностям. Информационно-теоретического блок этнокультурной программы был представлен краеведческим музеем, детской и окружной библиотеками, этнокультурным центром, ИМЦ.
Эффективно использовались элементы музейной педагогики. Совместная работа с музеем оказывает неоспоримую помощь в изучение народного искусства, природы, истории, культуры коми-пермяков. Были проведены разнообразные мероприятия: «В гостях у Субботина - Пермяка» «Кудымкар – локомотив будущего» «Обрядовый праздник «Троица»», «Коми – пермяки в финно – угорском мире» и др.
Интересно проходили занятия и творческие встречи с интересными людьми города, которые проводились на базе детской и окружной библиотек, например, «Накрой - ка стол коми – пермяцкий», «Знаю и люблю свой город Кудымкар», «Чудеса Пармы», «Песня сьыв».
Ярким событием для детей было проведение мастер – классов в этнокультурном центре с Полуяновым А.Н., Меркушевой Т.Н., Казанцевой Г.А., Белавиной Е.Н., Моисеевой Н.И. В основном все занятия проводились в игровой форме, где ребята знакомились с природными, историческими и культурными особенностями города Кудымкара.
Исследовательско - практическая деятельность развивает творческую активность детей.   В этот блок включена работа учащихся: комплексные и тематические экскурсии, походы по родному краю, исследовательская деятельность. Данная деятельность создает атмосферу творческого поиска, вдохновения и сотрудничества взрослых и детей. Учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельных исследований в природе, педагоги дают возможность детям почувствовать красоту природы своей малой родины, вносят дух романтики в работу лагеря. Результаты своих исследований участники лагеря оформляют в виде учебно-исследовательской работы и защищают ее на заключительной конференции.
Оздоровительная деятельность помогает включению детей в систему оздоровительных мероприятий: национальные игры, походы, экскурсии, спортивные соревнования, прогулки, экскурсии.
Таким образом, работа лагеря была организована с привлечением дополнительных социально-культурных площадок города.
Данная программа была апробирована в течение двух лет. На базе МОБУ «ООШ № 5» функционировал этнокультурный лагерь «Этно - 2010», «Этно - 2011», продолжительностью 18 дней. Программа лагеря была рассчитана для детей в возрасте от 11 до 14 лет, в количестве 25 человек.
Итоги этнокультурного лагеря были освещены в статье «Лагерь этно стильын» газеты «Парма», а также на ТВ «Вести - Кудымкар».
Организация профильных лагерей этнокультурного направления заключается в создании оптимальных условий для приобщения детей и подростков к культурному наследию коми-пермяцкого народа. Опыт показал, что только единство образовательного процесса и летней – оздоровительной работы способствует получению положительных результатов. На наш взгляд, главным результатом в работе является интерес со стороны детей в познании, изучении истории, географии и культуры своих предков.
Мы надеемся, что проводя работу в данном направлении мы закладываем в детях то зернышко, которое впоследствии может прорости в большую силу любви и гордости к своей малой Родине.