Литературный утренник по творчеству Г.Х.Андерсена


Фоменко Марина Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
учитель высшей категории.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ УТРЕННИК ПО СКАЗКАМ Г.Х. АНДЕРСЕНА
Цели: 1. Ознакомить с жизнью и творчеством Г.Х. Андерсена.
2. Развитие познавательной активности учащихся, пробуждение интереса к чтению.
3. Формирование творческих способностей детей.
ОЛЕ-ЛУКОЙЕ.
Здравствуйте дети и взрослые! Разрешите представиться – я Оле-Лукойе, тот самый Оле-Лукойе, который прокрадывается в вашу комнату и навевает вам чудесные сны. У меня есть два зонтика: один с картинками, который я раскрываю над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся прекрасные сны, а другой совсем простой, гладкий, который я раскрываю над нехорошими ребятами: и они спят всю ночь как чурбаны и поутру оказы-вается, что они ровно ничего не видали во сне!
Сегодня я пришел рассказать о своем создателе Гансе Христиане Андерсене. Так вот, 2 апреля 1805 года на одной из узких улиц датского городишка Оденсе в семье веселого башмачника родился горластый мальчишка, которого нарекли Гансом Христианом. Путь будущего сказочника не был усыпан розами. Чем только не занимался, чтобы найти свою дорогу в жизни. Был певцом, декламатором, танцором, драматургом и поэтом. Пока не пошел своей дорогой. Дорогой сказочника. Сказки Андерсена смело и весело врываются в мир нашего детства (раскрывает цветной зонтик).
Войду я в комнату твою,
За мною сказок целый рой,
Тебе я сказку расскажу,
А ты глаза закрой, закрой.
Шел солдат по дороге: раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку. Он шел домой с вой-
ны. На дороге встретилась ему старая ведьма.
ВЕДЬМА.
Здорово, служивый! Какая у тебя славная сабля! А ранец то какой большой Вот бра-
вый солдат! Всем ты хорош, да только, поди, в карманах у тебя пусто. Хочешь, я дам тебе денег, солдат?
СОЛДАТ.
Спасибо,старая ведьма. От денег только дураки отказываются (подставляет карманы).
ВЕДЬМА.
Э, нет, нет! Погоди немного! Вон видишь то большое дерево – оно внутри пустое. По-
лезай на дерево, там наверху дупло. Лезь в это дупло и спускайся в самый низ. А я обвяжу тебя веревкой и вытащу назад как только ты крикнешь.

СОЛДАТ.
А зачем мне лезть в дупло?
ВЕДЬМА.
За деньгами. Дерево это не простое. Как спустишься вниз, увидишь длинный подзем-
ный ход. В нем горят сотни ламп и там совсем светло. Перед тобой будут три двери. Вой-
ди в первую: посреди комнаты увидишь большой сундук, а на нем собаку: глаза у нее словно чайные чашки! Но ты ее не бойся! Дам я тебе свой передник, расстели его на полу и смело хватай собаку. Посади ее на передник, открывай сундук и бери из него денег, сколько хочешь. В этом сундуке одни медяки, захочешь серебра – ступай в комнату рядом
там сидит собака с глазами, как мельничные колеса! Только ты не пугайся: сажай ее на передник и бери себе денежки. Ну, а уж если золота тебе захочется, иди в третью комнату. У собаки, что сидит там на деревянном сундуке, глаза – каждый с Круглую башню. Суме- ешь посадить ее на мой передник – твое счастье: не тронет тебя собака. Бери тогда золота, сколько твоей душе угодно!
СОЛДАТ.
Все это хорошо. Ну что же ты с меня возьмешь за это, старая ведьма?Ведь что-нибудь да нужно тебе от меня?
ВЕДЬМА.
Я не возьму с тебя ни полушки. Только принеси мне старое огниво, которое позабыла внизу моя бабушка, когда лазила туда последний раз.
СОЛДАТ.
Ну ладно, обвязывай меня веревкой!
ВЕДЬМА.
Готово!
ОЛЕ-ЛУКОЙЕ.
Андерсен говорил, что за свою жизнь он выпил не одну чашу гречи. Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались. За что? За то, что в нем текла «мужицкая кровь», что он не был похож на других.
Сценка из «Гадкого утенка».
УТЕНОК.
Ах, как тепло в вашем сарайчике! Позвольте мне остаться с вами?
КУРИЦА.
Умеешь ли ты нести яйца?
УТЕНОК.
Нет, не умею!
КУРИЦА.
Так и держи язык на привязи!
КОТ.
Умеешь ли ты выгибать спинку, мурлыкать, испускать искры?
УТЕНОК.
Нет, не умею.

КОТ.
Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди.
УТЕНОК.
Так хочется плавать!
КУРИЦА.
Да что с тобой! Бездельничаешь, вот тебе блажь в голову и лезет! Неси-ка яйца или мурлычь, дурь то и пройдет!
УТЕНОК.
Ах, плавать по воде так приятно! А что за наслаждение нырять в самую глубь с голо-
вой!
КУРИЦА.
Хорошо наслаждение! Ты совсем рехнулся? Спроси у кота, он умнее всех, кого я знаю. Нравится ли ему плавать или нырять! О себе самой я уж не говорю!
УТЕНОК.
Вы меня не понимаете.
КУРИЦА.
Если уж мы не понимаем, так, кто тебя поймет! Что ж ты хочешь быть умнее кота, не говоря уж обо мне? Не дури, а благодари создателя за все, что для тебя сделали. Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова и говорить то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя. Старайся нести яйца или выучись мурлыкать да пускать искры!
УТЕНОК.
Я думаю мне лучше уйти отсюда куда глаза глядят!
КОТ И КУРИЦА.
Скатертью дорога.
Безобразным утенком он слыл,
В камышах от пинков укрывался,
В мире грез утешенья и сил
Для борьбы с тьмой и злом набирался.
У! Как злобно вопил птичий хор!
Ведь ни гуси, ни утки не знали,
Что покинет утиный он двор
И исчезнет в сияющей дали!
Что недаром к чужим берегам
Лебедь гордый полет свой направит,
Что он славой покроется сам
И родной уголок свой прославит!
ОЛЕ-ЛУКОЙЕ.
Андерсен часто говорил: «Каждую вещь нужно назвать своим именем, и если это опасно в действительной жизни, то надо это сделать хотя бы в сказке». И делал. И назы-
вал своими настоящими именами такие вещи, о которых стыдливо умалчивали многие из его литературных современников.
Сцена из «Соловья».
ИМПЕРАТОР.
Спасибо, спасибо тебе, милая птичка! Я помню тебя! Я изгнал тебя из моего госу-
дарства, а ты отогнала от моей постели ужасные призраки, отогнала саму смерть! Чем мне вознаградить тебя?
СОЛОВЕЙ.
Ты уже вознаградил меня раз и навсегда! Я видел слезы на твоих глазах в первый раз, когда пел перед тобой, - этого я не забуду никогда! Слезы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца.
ИМПЕРАТОР.
Ты должен остаться у меня навсегда! Ты будешь петь, только когда сам захочешь, а искусственную птицу я разобью вдребезги!
СОЛОВЕЙ.
Не надо. Она принесла пользы столько, сколько могла! Пусть она остается у тебя по-прежнему. Я же не могу жить во дворце. Позволь мне только прилетать к тебе, когда за-
хочу. Тогда я каждый вечер буду садиться у твоего окна и петь тебе о счастливых и нес-
частных, о добре и зле, что таятся вокруг тебя. Маленькая певчая птичка летает повсюду, залетает и под крышу бедного рыбака и крестьянина, которые живут вдали от тебя. Я люблю тебя больше за твое сердце больше, чем за твою корону, и все же корона окружена каким-то особым священным обаянием! Я буду прилетать петь тебе. Но обещай мне одно!
ИМПЕРАТОР.
Все, что хочешь!
СОЛОВЕЙ.
Обещай мне не говорить никому, что у тебя есть маленькая птичка, которая рассказы-
вает тебе обо всем. Так дело пойдет лучше!
ОЛЕ-ЛУКОЙЕ.
Люди любят и ценят сказки доброго Андерсена. Он же никогда не забывал, что он сын простого, веселого башмачника, жившего когда-то в захолустном городишке Оденсе, и всегда помнил, что долг его – служить народу.
Сцена из сказки «Розовый куст и улитка».
ОЛЕ-ЛУКОЙЕ.
История о трудной, но такой яркой жизни великого сказочника подошла к концу. И когда вы потом будете вспоминать ее, то она покажется вам еще лучше, еще интереснее,
ибо как говорил сам Андерсен: «С историями ведь бывает тоже, что и со многими людь-
ми, и они становятся с годами все лучше и лучше. А это куда как хорошо!»