Мастер-класс «Формирования познавательных УУД на уроках в условиях реализации ФГОС »
Мастер-класс
«Формирования познавательных УУД на уроках в условиях реализации ФГОС »
«Человек образованный тот, кто знает, где найти то, чего он не знает»
Георг Зиммель
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА:
Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – научить слушателей использовать информационные технологии в рамках своей образовательной области, для формирования познавательных УУД на уроках в условиях реализации ФГОС .
В процессе работы меня всегда интересовал вопрос: «Как обеспечить учение с увлечением?», какие методы работы использовать для того, чтобы ребенок не просто усваивал поток информации, полученный от учителя, но и научился самостоятельно получать знания, научился хотеть учиться.
Учитель предлагает коллегам написать на заранее вырезанных яблочках свои ожидания от сегодняшнего занятия, а на лимонах написать свои опасения. С помощью двустороннего скотча, заранее приклеенного на картинки фруктов, участники мастер класса прикрепляют к изображенным на бумаге деревьям.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
СЛАЙД 3 Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий
(СЛАЙД 5)
Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.
Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время сделать учеников успешными в этой жизни
Слайд 5
УУД - зто действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Логика развития УУД строится по формуле: от действия к мысли.
Универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы:
Личностные
смыслообразование; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Регулятивные
проблематизация, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий, рефлексия способов и условий действия
Познавательные обще учебные
поиск и выделение необходимой информации; моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач
Познавательные логические
анализ, синтез, сравнение, сопоставление, аналогия, классификация, ранжирование объектов, причинно-следственные связи, логические рассуждения, выдвижение гипотез, доказательства, практические действия
Коммуникативные
использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа, работа в парах, группах.
II. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ УРОКОВ.
Обзор литературы и обобщение опыта преподавания математики показали, что в формировании регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
«преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль
взаимный диктант (метод М.Г. Булановской)
диспут
заучивание материала наизусть в классе
«ищу ошибки»
КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)
2. Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями;
3. Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
составь задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
«отгадай, о ком говорим»
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
«подготовь рассказ»;
«опиши устно»;
«объясни» и т.д.
Для формированияличностных универсальных учебных действий учащимся можно предлагать следующие задания:
участвовать в проектах;
подводить итоги урока ;
выполнять творческие задания;
развивать зрительное, моторное, вербальное восприятие;
давать самооценку событию, происшествию;
оформлять дневник достижений.
В своей практике на уроках математики начала использовать различные задания, которые позволяют организовать диалог.
Например: при изучении темы «Распределительный закон умножения относительно сложения» с целью установления новой важной связи между сложением и умножением чисел предлагаю учащимся решить следующие задачи двумя способами:
подводящий диалог.
Задача 1. В школьном саду посажены фруктовые деревья в 10 рядов. В каждом ряду посажено по 5 груш и по 7 яблонь. Сколько всего деревьев посажено в саду?
Решение.
1 способ. 2 способ.
(7 + 5) · 10 = 120 7 · 10 + 5 · 10 = 120
Ответ: 120 деревьев.
Задача 2. Две автомашины одновременно выехали навстречу друг другу из двух пунктов. Скорость первой автомашины 80 км в час, скорость второй 60 км в час. Через 3 часа автомашины встретились. Какое расстояние между пунктами, из которых выехали автомашины?
Решение.
1 способ. 2 способ.
(80 + 60) · 3 = 420 80 ·3 + 60 · 3 = 420
Ответ: 420 км
Организовать работу можно как в группе, в парах, так и индивидуально, все это зависит от класса.
После решения всех двух задач учащимся предлагаю самостоятельно сравнить:
а) первые способы решения задач;
б) вторые способы решения задач;
в) выражения, полученные при решении все трех задач первым способом и вторым способом;
г) выражения, которые были получены при решении конкретной задачи (например, задачи №1);
В результате такого сравнения учащиеся пришли к следующим выводам:
1-й способ решения всех задач одинаков, 2-й – тоже; выражения, полученные при решении задач 1-м (2-м) способом, отличаются друг от друга только числовыми данными. Выражения, полученные при решении задачи №1 (№ 2,) 1-м и 2-м способами, отличаются друг от друга числом арифметических действий и порядком действий; числовые значения выражений, полученные при решении задачи №1
(№ 2) 2-мя способами, одинаковы, а, значит, можно сделать такую запись:
(7 + 5) · 8 = 7 ·8 + 5 · 8.
(80 + 60) · 3 = 80 · 3 + 60 · 3.
Далее предлагаю учащимся заменить одинаковые цифры в полученных выражениях одинаковыми буквами. В результате получены три одинаковых выражения, а именно:
(а + в) · с = ас + вс.
Потом я говорю:
- Из двух различных числовых выражений получились два одинаковых буквенных выражения. Встречались ли вы с таким явлением?
- Встречались, - отвечают ученики, - например, при записи переместительного закона умножения.
- И в этом случае, - продолжаю я, - мы получили новый закон умножения: распределительный закон умножения относительно сложения.
Ученики с моей помощью формулируют этот закон словесно и на примерах убеждаются в целесообразности усвоения и запоминания этого закона: он облегчает вычисления.
При работе над этими задачами мною был организован подводящий диалог.
Какие же познавательные универсальные учебные действия формируются при выполнении данного задания? Это, прежде всего, анализ текстов задачи; структурирование информации в тексте задачи; определение способов решения задачи; сравнение; обобщение; перевод из одной знаковой системы в другую (из числового выражения в буквенное).
Возьмем другой пример. При изучении темы «Признаки делимости чисел на 10, на 5 и на 2» для решения проблемной ситуации учащимся необходимо было выдвинуть гипотезу, проверить её и сформулировать выводы.
На доске записаны числа:1 289 565, 246 560, 24, 188 536, 1873. Предлагаю учащимся, не производя деления, из предложенных чисел, найти те, которые делятся на 10, на 5 и на 2.
Затем предлагаю самостоятельно написать несколько многозначных чисел, делимость которых на 10, на 5 и на 2 они могут предугадать.
После того как, учащиеся выполнят эту работу, я предлагаю им попытаться найти признаки делимости чисел на 10, на 5 и на 2.
После того как учащиеся попытаются сформулировать признаки, предлагаю им высказать своё мнение: стоит ли этим заниматься? Не проще ли разделить?
После высказывания предположений ученики проверяют их непосредственным делением. Затем организуется сопоставление с учебником, и формулируются окончательные выводы, которые записываются в форме таблицы:
Признаки делимости натуральных чисел
Если оканчиваются
На 10
На 5
На 2
0
0 или 5
0; 2; 4;5; 6 ;8
При работе над этими задачами мною был организован побуждающий диалог.
Какие же познавательные универсальные учебные действия формируются при выполнении данного задания? Это, прежде всего, анализ предложенной информации; выдвижение гипотезы, доказательство гипотезы; структурирование информации; поиск информации в учебнике (справочниках).
Задания на формирование УУД :
В своей работе я использую задания : «Найди ошибку в решении»
При выполнении таких заданий формируются следующие УУД:
Личностные: формирование вычислительных навыков, развитие интереса к математике, положительное отношение к процессу познания, принцип удивления.
Регулятивные: контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно и грамотно выражать свои мысли; выслушивать мнение одноклассников, не перебивая; принятие коллективного решения.
Работа с учебником – формирование регулятивных и познавательных УУД.
Приведу примеры некоторых заданий, которые можно выполнить по тексту учебника:
Найди задание по оглавлению;
Обдумать заголовок (ответь на вопросы: «О чем пойдет речь?», «Что мне предстоит узнать?», «Что я уже знаю об этом?»;
Прочитать содержание пункта параграфа; выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значения ( в Интернет, справочнике, словаре);
Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них ( О чем здесь говорится? Что мне уже известно об этом? Что именно об этом сообщается? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? С чем это нужно не перепутать Что из этого должно получиться?К чему это можно применить?)
Выделить основные понятия в тексте;
Выделить основные правила;
Изучить определения понятий, правил;
Изучить правила;
Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои;
Составить схемы, рисунки, чертежи по имеющейся информации;
Ответить на конкретные вопросы в тексте;
Придумать и задать себе вопросы.
Задания на самопроверку и взаимопроверку- формирование коммуникативных, регулятивные, личностные.
Рассмотрю организацию работы на примере проведения математического диктанта.
На доске записаны ответы. После написания диктанта ответы открываются и каждый ученик самостоятельно проверяет свою работу и оцениваете, согласно критериям, предложенным учителем. Данный вид проверки, прежде всего, направлен на развитие внимания и умения адекватно оценивать себя самого.
Ученики меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, с последующей проверкой учителем или с последующим обсуждением в паре допущенных ошибок. Появляется элемент ответственности за партнера, развивается внимание, появляется начать обсуждение ошибок, а значит вступить в диалог.
Каждый учащийся самостоятельно оценивает свою работу, еще не зная ответов, то есть, опираясь на интуицию или реально представляя свои знания. После этого осуществляется взаимопроверка. Результаты сравниваются, и выставляется итоговая оценка.
Рассмотрю формирование УУД на примере устной работы:
Мы начинаем урок как всегда с устной работы, потому что чтобы узнать что-то новое (необходимо повторить уже изученный материал)
Дан ряд дробей: 18, 13, 1324, 34
Что мы можем о нём сказать?
К какому НОЗ можно привести все дроби? Почему? (к 24, т.к. 24 – НОК всех знаменателей)
Приведите все дроби к знаменателю 24. Прочитайте получившейся ряд чисел.
Установите закономерность и продолжите ряд на 2 числа.
На какие группы можно разбить множество чисел этого ряда? (правильные и неправильные, сократимые и несократимые, однозначные и двузначные числители, в разряде единиц числителя 3 и 8 и т.д.)
Найдите сумму и разность дробей. Если потребуется, сократите дроби и выделите целую часть: (письменно)
2324 + 1324; 2324 - 1324
А каким правилом сложения и вычитания дробей вы воспользовались?
- Т.е. алгоритмом сложения и вычитания . Давайте восстановим алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями
Нам с вами вразброс даны части алгоритма по сложению и вычитанию дробей с равными знаменателями. Работая в парах, обсудите 2 минуты, восстановим алгоритм по шагам.
1.Суммой (или разностью) дробей является дробь
2.Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности)
3.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы (или разности)
4.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить и нее целую часть
Следующее задание: выполните действия: 23 + 58 ; 56 + 29.
Предлагаю поработать в группах. Время выполнения
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая само регуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся
III. ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА
III. Проведение имитационной игры
Рассмотрим примеры заданий на формирование универсальных учебных действий. Используя «Памятку для учителя «Чему учить? Как учить? Что ожидать?» (Приложение №3) предлагаю определить:
1) какие УУД (коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные), формируются в ходе выполнения следующих заданий;
2) определить содержание учебной деятельности. Фронтальная работа.
Задание
Вид УУД.
Содержание учебной деятельности
Тест «Найди ошибку» Тема
«Свойства сложения и вычитания натуральных чисел»
1) 45-(25+17)=37
2) 90-67=23
3) 764- (264+40)=460
4) 301-(20+201)=120
5) 56 – 36 – 7=13
6) (200+67)-100=33
7) 1200-1100-40=1060
8) 32+13-5=40
9) 56+8+12-26=50
10) 75-31-9+15=50
Регулятивные УУД.
Обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы
Тема «Проценты»
Треть поверхности нашей планеты приходится на сушу, остальное – океан. А что такое суша? Более десятой части ее составляют ледники Арктики и Антарктиды; 15,5% - пустыни, скалы и прибрежные пески; 7.4% - тундры и болота, около 2% занято городами, поселками, заводами, шахтами, аэродромами; почти 3% - испорченные человеком земли (карьеры, овраги, пустыни с разрешенной почвой). Пахотные земли составляют около 11%, или только 1,5 млрд га из общей площади суши. Сколько пахотной земли ?Сколько пахотной земли приходиться на каждого из нас, если население планеты около 6 млрд человек?
Регулятивные УУД.
Анализ текста, диалог с автором, нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов. Анализ собственной работы.
Познавательные УУД. Общеучебные действия (знаково-символические действия):моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель.
1. Задание «Угадай, о чем спросили»
Ученик выходит к доске, вслух отвечает на вопрос, написанный на карточке.
Например:
это число делится на два (надо угадать вопрос какое число называется четным?)
надо к собственной скорости прибавить скорость течения (как найти скорость по течению) и т.д.
Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Исследовательская задача. Квадрат и прямоугольник имеют одинаковые периметры. Площадь какой фигуры больше? Проведите исследование, если периметр равен:1)16см; 2) 32см.Выскажите гипотезу.
Познавательные УУД.Общеучебныедействия:постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
Логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование.
3. Рассмотреть понятие «масштаб» с точки зрения географа, математика и фотографа.
4 «Какой смысл содержит фраза: «Твой ум без числа ничего не представляет? (Н.Кузанский, немецкий философ)»
Регулятивные УУД.
Учатся изменять собственную точку зрений, смотреть на объект исследования с разных сторон
IV.Моделирование
Уважаемые коллеги! А теперь предлагаю вашему вниманию практическое задание.
Работа в парах
1)Используя учебник математики и рабочую тетрадь , вам нужно подобрать задания по главе «Геометрические фигуры»
1 группа – для формирования познавательных УУД;
2группа-для формирования регулятивных УУД;
3группа-для формирования коммуникативных УУД. По результатам работы групп заполнить таблицу (приложение №4).Подводим итоги работы
V. Рефлексия. (1 мин)
Отправь мне СМС с ответом на вопросы:
Эффективными ли, на ваш взгляд, являются использованные приемы работы?
Комфортно ли вам было на занятии? Чем это вы объясняете?
Хотелось бы пожелать
«То, что я хочу познать -это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырастит яблоня!». Удачи вам!
.
Заголовок 515