Формирования познавательных УУД на уроках байкаловедения
Формирования познавательных УУД на уроках байкаловедения
Авторы: Климентьева Т.Н., учитель биологии МАОУ города Иркутскеа №2,
Стенина Н.В., учитель биологии МБОУ города Иркутска СОШ №6.
Современный ученик в условиях реализации ФГОС основного образования должен не только решать, осознавать способы действия, учебно-практические задачи, но и учебно-познавательные которые он применил. Т.е необходимо стремиться достичь метапредметный результат, который достигается на каждом предмете через развитие УУД .
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
моделирование;
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ;
синтез;
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ресурсом для формирования универсальных учебных действий являются специально созданные учебные ситуации и задания. Чтобы легче было разработать такие задания, мы создали методическое пособие «Байкальские забавы», клипы по темам к учебнику «Байкал с древних времен до наших дней», «Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек и Байкал» (авторов Е.Н. Кузевановой, В.Н. Сергеевой
На данный момент разработано 15 клипов к 15 различным темам.
Следующим этапом совместной деятельности является создание учебных игр к учебникам. Эти игры можно использовать на различных этапах урока. В начале урока это позволит лучше сформировать новые понятия темы. В середине урока – можно использовать в качестве закрепления на данном этапе. В конце урока это позволит обобщить тему и провести рефлексию.
Чтобы задания несли познавательную и развивающую функции, необходимо продумать их систему, развивающие различные УУД. Например, сравнение, анализ, синтез, подведение под понятие. Это те самые приемы мыслительной деятельности, которые необходимо сформировать у учащихся к старшим классам. Такого рода задания, хорошо впишутся в сценарий системно-деятельностного урока. Сейчас покажу вам игру в которой есть примеры задания такого плана.
Наш идеальный результат: ученики знают, какими УУД они владеют«Я умею и знаю как»
1.. СОСТАВЛЯТЬ ЦЕЛОЕ ИЗ ЧАСТЕЙ» ,
2. ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРОВ»
3. ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРОВ»
4. РАБОТАТЬ В ГРУППЕ»
5. ОЦЕНИВАТЬ СВОЮ РАБОТУ»
. Сейчас покажу вам игру в которой есть примеры, задания такого плана.
Познавательные УУД
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
моделирование;
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ;
синтез;
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
13PAGE 14315
13PAGE 14115
15