Методическая разработка Нравственное воспитание младших школьников на уроке английского языка по теме Животные


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАЗРАБОТКЕ ЗАНЯТИЯ
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество во все времена. Сейчас, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Педагог дополнительного образования, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Решая задачи воспитания, педагог опирается на разумное и нравственное в человеке, должен помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, и др. В дополнительном образовании поставлены задачи развития и нравственного воспитания личности.
Разрабатывая занятие, решалась главная цель: рассмотреть технологический аспект возможности нравственного воспитания в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Объектом рассмотрения стала организация учебно-воспитательной деятельности воспитанников, а предметом - нравственное воспитание обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Следуя определению понятия, данного Подласым П.И., нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. (7, c.163). Поэтому основными задачами нравственного воспитания становятся: 1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения. (5, c. 163). Нравственные чувства, сознание  и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли.
В данной разработке использовано определение мотива, которое даёт Немов  Р.С.: «мотив – это внутренняя устойчивая психологическая причина поведения человека». (6 , с.666), т.е. совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность индивида, (8, с.185) Мотивами поведения могут являться взгляды, убеждения, понятия человека о нравственности.
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности. К таким чертам можно отнести мотивы достижения успеха и избегания неудачи. (9, с.103). Задача педагога, главным образом, формировать у воспитанника именно устойчивые осознаваемые причины поведения. Полноценное формирование мотивационной системы личности включает два механизма. (8, с.186):
- «снизу вверх», когда педагог систематически актуализирует отдельные ситуативные побуждения, которые постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования.
- «сверху вниз» - усвоение воспитуемым предъявляемых ему в готовой форме побуждений, идеалов, содержания направленности личности, которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие.
Нравственное воспитание начинается с освоения нравственных норм. Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. (3, c.104)
Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. (4, c. 266)
Об уровне сформированности нравственности человека обычно судят по его поведению, наименьшей единицей поведения может служить поступок. Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности (10, с.25)
Под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание. (12, с.5)
Нравственная привычка – это способность и умение произвести действие не только без особого на то контроля, но и в силу выработанной потребности в данной деятельности.
Нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая единственно возможный, верный путь решения стоящей перед ним проблемы.
Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно - чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты. (2, c.265)
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей обучающихся. (1, с.386).
Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий
Таким образом, основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Поэтому нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку. (11, с.30)
Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива… (2, c.269)
Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Содержание нравственного воспитания рассматривается через гуманность.
Гуманность – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку. (3,. c.104)
В содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. «Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит младшего подростка к социальной деятельности». (3, c. 105-106)
Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:
- культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);
-культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.)
- культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);
- бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.). (3, c. 105-106)
Культура поведения младших школьников в значительной мере формируется под влиянием личного примера педагогов, родителей, а также традиций, сложившихся в учреждении.
Очевидно, что наиболее успешно формирование нравственной культуры будет происходить, если в содержание работы педагога будут включены компоненты, способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления ребенка, а также будут использоваться различные формы, методы и приемы нравственного воспитания. Также необходимо создавать условия осознания детьми полученных знаний и умений.
Для этого подобрана и проанализирована литература по проблемам и особенностям нравственного воспитания детей среднего школьного возраста и изучены методы, формы и приемы нравственного воспитания их в учебной деятельности.
Для разработки выбрано заключительное занятие английского языка по теме «Животные».
Разработка учебного занятия представлена в виде таблицы, так как в ней удобно рассматривать методические аспекты решения поставленных задач.
Цель занятия: Формирование качеств личности на основе развития нравственных чувств и нравственного поведения средствами лексического материала по теме «Животные»
Занятие планируется на трёх этапах – Организационный момент, Основной этап и Подведение итогов занятия.
На занятии по освоению английского языка поставлена образовательная задача - формировать умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, а также систематизировать знания по теме и научить использовать их в общении.
Занятие проводится в форме викторины, использован соревновательный метод и индивидуальная и групповая организация деятельности обучающихся.Также поставлены воспитательная и развивающая задачи: воспитывать гуманизм, бережное отношения к природе на основе чувства эмпатии и развивать нравственное сознание как регулятор всех действий и поступков человека.
Каждый этап занятия имеет этапную задачу, которая детализируется в дальнейшем. При разработке занятия применяются педагогические методы формирования сознания, формирования опыта поведения, методы стимулирования и мотивации, методы контроля.
На каждом этапе викторины рассматривается решение образовательных и, одновременно, поставленных воспитательных и развивающих задач. При этом планируется деятельность педагога – подбираются эффективные формы и методы развития и воспитания, и планируется деятельность обучающихся – подбираются эффективные методы и формы организации деятельности. Для бесед с детьми используются ситуации морального выбора, и по высказываемым ими суждениям делается обобщенное разъяснение, представление, вывод.
Ход занятия
Цель занятия: Формирование качеств личности на основе развития нравственных чувств и нравственного поведения средствами лексического материала по теме «Животные».
Решение поставленных задач
Образовательная задача Воспитательная и развивающая задачи
Образовательная:
1.Формировать умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
2.Систематизировать знания по теме и научить использовать их в общении. Воспитательная:
Воспитывать гуманизм, бережное отношение к природе на основе чувства эмпатии
Развивающая:
Развивать нравственное сознание как регулятор всех действий и поступков человека. Методы и понятия
Нравственное сознание, гуманность, эмпатия, сочувствие, этическая беседа, разъяснение, объяснение, пример нравственное поведение, размышление на нравственную тему, диспут, беседаСредства обучения:
Дидактические: раздаточный материал;
ТСО: проектор, ноутбук;
Оснащение: доска, мяч. Фотографии
Видеоматериалы
1.Организационный момент
постановка задач занятия
объяснение правил викторины.
Здравствуйте, ребята! Ребята, мы изучили раздел «Animals», выучили названия животных на английском языке, научились говорить, где они живут и чем питаются.
А теперь пришла пора определить, кто лучше запомнил новые слова о животных. Сегодня мы проведем викторину по пройденному материалу. Вам предстоит выполнить 8 заданий. За их выполнение Вы будете получать баллы. В конце викторины набранные Вами баллы будут подсчитаны и участник, который наберёт больше всех баллов станет победителем и получит возможность принять участие в городской олимпиаде по английскому языку для учащихся начальной школы. привлечение внимания детей к проблемам братьев наших меньших;
Давайте посмотрим на экран! Перед вами наши меньшие братья. Какие они все разные. Но все они нуждаются в тепле и нашей заботе.
(Приложение 1: картинки с изображением животных).
-Какие чувства вызывают у вас эти сюжеты о животных?
-А как вы думаете, легко ли им живётся в дикой природе и среди людей? Почему?….
-Какие чувства испытывают эти животные?
-Какие чувства вы испытываете, когда встречаете бездомных и больных, маленьких и беззащитных, брошенных и потерянных? (фото 1, 2, ,3...) Почему они вызывают сочувствие? А что мы можем сделать, чтобы им помочь?
Совершенно верно... Дикие животные должны жить на свободе или в специальных местах, например, в цирке или в зоопарке, где для них должны быть созданы хорошие условия, а за домашними питомцами люди должны ухаживать и заботиться о них... Нравственное сознание – активный процесс накопления и осмысления ребёнком нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.
Гуманность – это интегральная характеристика качеств личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. (3, с.104)
Эмпатия –  способность  человека  эмоционально  отзываться  на  переживания  другого.  Эмпатия  как  свойство  личности  выступает  мотивом  различных  форм  поведения. (8, с.167)
Беседа. При проведении беседы дети попадают в ситуацию морального выбора. Школьникам задаются вопросы, которые составлены  таким образом, чтобы в ответах на них и высказываниях детей  проявлялись  отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.
Вывод: Значит, жизнь животных напрямую зависит от того, как к ним относится человек. Для того, чтобы не навредить, а помочь братьям нашим меньшим, человеку, прежде всего, нужно научиться сочувствовать каждому живому существу. Чтобы сочувствовать, нужно понимать состояние другого, поставить себя на его место. Сочувствие встречается только у людей. У животных этого качества нет. Разъяснение –  метод  эмоционально-словесного  воздействия  на  воспитанников.  Важная  черта,  отличающая  разъяснение  от  объяснения  и  рассказа,  –  ориентированность  воздействия  на  данную  группу  или  отдельную  личность.
Сочувствие – способность понять чувства другого живого существа (человека или животного).
2. Проведение викторины
Конкурс №1
Ребята, давайте постараемся вспомнить, каких животных вы уже знаете на английском языке.
Для этого Вы должны кидать по очереди друг другу мяч и называть любое животное, не повторяясь. При этом нужно стараться кинуть мячик, рассчитывая силу, точно в руки. Тот участник, который не смог назвать слово — выбывает, а остальные продолжают игру до тех пор, пока не останется один человек. За этот конкурс победитель получает 5 баллов.
Представьте себе, что вы оказались в Британском зоопарке.
-Каких животных вы могли бы там встретить?
-Каких животных вы можете встретить на улице?
Ребята, как вы думаете, кто лучше справился с этим заданием?
Почему некоторым не удалось поймать мяч?
(грубо подал мяч; был невнимателен; поторопился…)
Работая в паре нужно стараться понимать и чувствовать партнёра. Тогда и результат получится более успешным.
Такие ребята, как (назвать имена детей) продемонстрировали: корректность, взаимовыручку,
Тактичность, вежливость, желание помочь товарища и поддержать…
Несмотря, на то, что некоторые смогли назвать меньшее количество животных, они проявили в конкурсе необходимые в общении качества, поэтому они получают дополнительный балл. Этическая беседа  – метод   систематического  и  последовательного  обсуждения знаний, предполагающий участие обеих  сторон  –  воспитателя  и  воспитанников. 
Вывод
Поощрение лучшего: подчеркнуть проявленные во взаимодействии качества
Вывод
Конкурс №2
Действительно, в Британском зоопарке живёт очень много разных видов животных. А где ещё можно встретить животных? Конечно, в дикой природе и у нас дома!
Теперь вспомним, что означает английское слово «Chainword». «Chain»-цепь, а «word»-слово. Значит это цепочка, состоящая из слов. В этом конкурсе нужно составить «Chainword», используя не менее 10 названий диких и домашних животных. Перед вами лист бумаги и ручка. Посмотрим, чья цепочка окажется самой длинной и наиболее правильно составленной.
А всем ли животным хорошо живётся дома у людей?
Почему? А как вдруг животные становятся бездомными?
Однажды ученик 2 класса, Витя Петров, встретил по пути из школы щенка. Щенок был очень забавным и игривым. Он с радостью подбежал к мальчику и весело завилял хвостом. Витя, не раздумывая, взял его на руки и отнёс к себе домой. Сначала он накормил щенка, а потом так заигрался с ним, что не заметил прихода мамы. Мама была очень недовольна тем, что он не спросил её разрешения привести собаку в дом. Вечером мальчик отнёс щенка на улицу.
-А как бы ты поступил, если бы тебе на пути встретился брошенный котёнок или щенок?
-А если ты принёс животное домой, то кто будет ухаживать за ним, кормить и выгуливать его?
Конечно, не каждый может справиться с этим, но мы в ответе за тех, кого приручили. Поэтому стоит хорошо подумать прежде, чем заводить питомца. Это большая ответственность!
Молодцы! Многие из вас были очень внимательными, проявили хорошую память, усидчивость, аккуратность, скорость выполнения задания. Размышления  о  безнравственном содержании животных дома
Пример о безнравственном поступке (Приложение 2: видео)
Пример  –  воспитательный  метод  исключительной  силы.  Когда  говорят  о  примере,  подразумевают,  прежде  всего,  пример  живых  конкретных  людей  –  родителей,  воспитателей,  друзей.  Но  большую  воспитательную  силу  имеет  и  пример  героев  книг,  фильмов,  исторических  деятелей,  выдающихся ученых.
Нравственное  поведение  у каждого определяется  сознательным  выбором  тех  или  иных  действий.  Поведение  нравственно,  если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела,  выбирая  единственно  возможный,  верный  путь  решения  стоящей  перед  ним  проблемы.
Вывод
Поощрение победителя на основе качеств
Конкурс №3
Делимся на две команды. А теперь обратите внимание на доску. На ней записаны слова. Вы узнаёте их? Ваша задача «расшифровать» названия животных и записать их на листочек в правильном виде, а затем помочь им прийти в нужный домик: диким – в лес или в зоопарк, а домашним – на ферму. Чья команда справится с заданием быстрее, получит 5 баллов. (Приложение 3)
Ребята, как вы думаете, что нужно животным, чтобы чувствовать себя в безопасности? Конечно, всем на свете нужно убежище, крыша над головой. В том числе, и животным нужен уютный дом.
Дом нужен каждому свой, а лучше всего животному живётся в том месте, где имеются все необходимые для этого вида животного условия: безопасность, тепло, пища, вода, освещение, возможности для игры, охоты и
Набирают баллы те, кто проявил такие качества, как:
скорость выполнения, внимательность, умение работать в команде Размышления  на  нравственную  тему 
Какой домик для животного будет самым уютным?
Почему?
Вывод
Поощрение задействованных качеств участников
Конкурс №4
Ребята, а как вы думаете, чем отличаются дикие животные от домашних? Правильно! У них, как и у людей, есть свои особенности и характер. Например, в сказках лиса какая? заяц…? кот...? волк…? ворона..? петух..? А теперь я предлагаю Вам разгадать загадки. Догадайтесь по описанию, о каком животном идёт речь. (Приложение 4)
«Почему одних мы любим, а других нет?»
-Какие животные вам нравятся? Почему?
-А какие животные не нравятся?
-Почему
корректное поведение, тактичность, деловое общение Размышления  на  нравственную тему
Анализ соблюдения правил общения, проявленных участниками
Конкурс №5
Разгадайте ребусы (Приложение 5)
Ребята, для этого конкурса Вам нужно разделиться на 2 команды и выбрать капитана, который будет представлять вашу работу в конце конкурса. Каждый игрок команды-победителя получает по 1 баллу. Правила представления своей работы:
Найти и аккуратно выделить названия животных, перечислить их, показывая слова указкой
1) демонстрация своей работы участникам;
2) чёткое произношение названий животных на английском языке. Объяснение правил выполнения и представления своей работы
Анализ соблюдения правил общения, проявленных участниками: культура межличностных отношений, уважение друг к другу, способность брать на себя ответственность за принятые решения
Конкурс №6
Посмотрите на экран! Подумайте и подберите животных, которым соответствуют данные характеристики и запишите в каждой строке номер картинки, которая подходит по смыслу
(Приложение 6)
А какое животное вызывает у вас наибольшую симпатию/антипатию/жалость?
Почему?
За что мы любим их?
За что мы не любим?
Любовь – это красивое или – некрасивое чувство?
А жалость - это красивое или некрасивое чувство?
культура межличностных отношений, умение выражать свою точку зрения, уважение друг к другу
Красивое всегда нравится, некрасивое — не нравится.
Жалость — это чувство, характерное только для сильного и воспитанного человека
Диспут как метод  формирования  сознания  личности
 Диспут представляет  собой  живой  горячий  спор  на  какую-то  тему,  волнующую  воспитанников.  Диспуты  ценны  тем,  что  убеждения,  мотивы  вырабатываются  при  столкновении  и  сопоставлении  различных  точек  зрения. 
Анализ ответов и аргументов: логического соответствия, осознания примеров красивого и некрасивого (формы, цвета, поведения, характера и т.д.)
Вывод о нравственности:
Конкурс №7
В природе нет плохих животных! Но есть такие, которые просто не могут обойтись без помощи человека. Давайте поможем этим животным прийти в домик, накормим их и развлечём. Для этого нам нужно заполнить таблицу: Где живёт? Чем питается? Что умеет делать каждое из этих животных?
Кто быстро и правильно выполнит это задание, получит ещё 5 баллов.
3 команды
Заполнить таблицу (Приложение 7) Каким животным сейчас нужна ваша помощь? Какая? А кто уже помогает им? Как? (кормить домашних питомцев, прикармливать бездомных животных, приютить бездомных, прибирать их жилища...)
Нам следует создавать все необходимые условия для комфортного существования животных.
культура межличностных отношений, умение выражать свою точку зрения, уважение друг к другу Разъяснение 
Размышления  на  нравственную  тему: «Как ты можешь помочь животным» 
Вывод
Анализ коммуникативных умений
Конкурс №8
А теперь давайте посмотрим, кто знает больше английских стихов и песен о животных.
2 команды
Есть много стихотворений и песен о животных. Постарайтесь вспомнить и исполнить их с выражением и с красивой интонацией, чтобы зрители смогли выбрать лучших исполнителей.
Оценивается умение общаться, выступать перед сверстниками, адекватно выражать свои чувства. Разъяснение 
Анализ коммуникативных умений
3. Подведение итогов занятия
Итоги занятия
Давайте подведём итоги — подсчитаем количество полученных Вами баллов и объявим победителя (считаем баллы). Итак, победителем нашей сегодняшней викторины становится (Ф.И. Участника), который набрал больше всех баллов.
Мы поздравляем тебя с победой и приглашаем поучаствовать в городской олимпиаде по английскому языку! Спасибо всем за участие в нашей сегодняшней викторине. Все вы хорошо постарались и отличились в разных конкурсах.
Знания о нравственности: теперь вы знаете о том, что животные нуждаются в заботе
Нравственные чувства: нам нельзя оставаться безразличными по отношению к ним
Нравственные поступки, привычки: многие из вас уже помогают животным, заботятся о домашних питомцах, прикармливают бездомных, больных и брошенных животных, обустраивают жилища для них. Поощрение
По количеству набранных баллов у нас лидирует (фамилия, имя)
Но такие участники, как (фамилия, имя) проявили такие качества, как:
Сделать акцент (добавить баллы) на нравственные чувства и поступки в поведении ребят
Вывод
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.         Артюхова  И.  С.  Ценности  и  воспитание// Педагогика, 1999, №4.;
2.      Галузинский  В.  М.  Индивидуальный  подход  в  воспитании  учащихся. – Киев: Радянська  школа, 1982;
3.      Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004г.
4.      Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 2006.
5.      Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1979, т. IV.
6.      Немов  Р.  С.  Психология.  В  трех  книгах.  Кн. 1.: Общие  основы психологии. – М.: Владос, 2000;
7.      Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996.
8.      Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика, 1997, №6;
9.      Формирование  личности:  проблемы  комплексного  подхода  в  процессе  воспитания  школьника/ Под  ред.  Г.  Н.  Филонова. – М.: Педагогика, 1983;
10.      Фридман  Л.  М.,  Кулагина  И.  Ю.  Психологический  справочник  учителя.  –  М.: Просвещение, 1991;
11.      Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 1983.
12.      Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя: Пер с нем. – М.: Просвещение, 1996;
ПРИЛОЖЕНИЕ 1





ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (видео о жестоком обращении с животными)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Расставь буквы в соответствующем порядке, чтобы получить названия животных и приведи их в нужный домик.
ZOO FARM FOREST
raeb gofrlurtettacniolflow
ogdehraatgotepehlankenmyoerabzfxo^dorilcecorigetusoemipgmaeclerderibd sihfПРИЛОЖЕНИЕ 4
ЗАГАДКИ
• I am red and I have a fine tail, I live in the forest, I like meat.
• I can go without food and water for a long time.
It is green and big, it lives in the water and likes meat.
A very funny animal which runs very quickly. It can hang by its tail.
735203017970400955865539306400• It is small, it lives in the forest and can run fast. It is afraid of everything.
8857615-14922600• I am very big and I am grey. I live in the jungle, but you can find me at the zoo or in the circus. I don't like meat; I like vegetables, fruit and grass.
735203017970400955865539306400• It is small, it lives in the forest and can run fast. It is afraid of everything.
• It lives in Africa and India, it's very strong, and it can lift a ton.
• It looks like a big cat, it lives in Africa,
it can run very fast and it has a very long tail.
• It looks like a big dog,it is grey and it has gotbig teeth.
• I am big and I am strong, and my trunk is very long.
• My long, thin legs are good and fast, I like to gallop and to run. I think it is great fun.
• It is an animal that has beautiful yellow and black stripes and a long tail. It is orange.
• I have a bushy tail, sometimes I am grey and sometimes I am red, I like nuts. What am I?
• It gives us milk and butter too. It's very kind and likes to moo.
• It has a long neck and long legs and eats leaves from the trees.
• It is a bird but it can't fly.
• It looks like a big cat. It has got stripes and a long tail.
It lives in India and it can run very fast.
• Who has yellow eyes and striped fur?
* I live in the river. I am not a fish. I jump in the field. I have a green coat. What am I?
• Who has a trunk?
• My friend is a man, my wife is a hen, my child is a chick. Who am I? Say quick!
• Who is the slowest of all?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Сколько слов, обозначающих животных, ты можешь найти в этом прямоугольнике? Ищи слова по горизонтали, вертикали, сверху вниз и снизу вверх.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Think and write. What animals are:strong (An elephant, a tiger, a lion, a bear, a horse...)
funny (A monkey, a kitten, a puppy, a koala, a panda...)
ugly {A frog...)
big (An elephant, a bear, a whale, a horse, a camel, a whale, a crocodile...)
small (A mouse, a cat, a frog...)
cunning (Afox, a dog, a cat...)
nice (A cat, a dog, a horse, a parrot, a horse, a zebra...)
fluffy {A cat, a dog, a lion, a bear...)
clever. {A dog, a horse...)
friendly (A cat, a horse, a panda...)
fast (A hare, a fox, a wolf...)
angry (A wolf, a crocodile...)
slow (A turtle...)
tall (A kangaroo, an elephant, a camel..)
ПРИЛОЖЕНИЕ 7An animal What does it eat?
Where does it live?
What can it do?
cat dog bear frog fox horse mouse tiger pig snake camel turtle fish hare cow