ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РАБОЧИХ ПО ПРОФЕССИИ 261701.04 (29.01.26) ПЕЧАТНИК ПЛОСКОЙ ПЕЧАТИ
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ РАБОЧИХ ПО ПРОФЕССИИ
261701.04 (29.01.26) ПЕЧАТНИК ПЛОСКОЙ ПЕЧАТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Ростовское промышленно-полиграфическое профессиональное училище № 13»
(ГБПОУ РО ПУ № 13) г. Ростова-на-Дону
Аннотация
Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
В этом докладе раскрыты и описаны процессы применения современных ИКТ на учебных занятиях при подготовке рабочих в области полиграфической деятельности.
Во время проведения уроков ИТ я использую формы образования, которые характеризуются интерактивностью и сотрудничеством в процессе обучения. Моя задача заключается в том, чтобы заинтересовать обучающегося в дисциплине, стимулировать его познавательную и творческую активность. Для повышения качества образования в учебных группах использую такие ИТ, которые вовлекают каждого обучающегося в активный познавательный процесс; помогают организации совместной работы при решении разнообразных проблем; обеспечивают свободный доступ к необходимой информации при подготовке рефератов и самостоятельных занятий.
В учебном процессе применяю специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией и передачи её обучающимся с профессиональной направленностью.
В соответствии с ФГОС 3-го поколения и потребностями обучающихся по профессии 29.01.26 Печатник плоской печати в качестве средств ИТ использую математические, технические, программные, информационные, аппаратные и др. средства, необходимые для проведения уроков при подготовке будущих квалифицированных рабочих.
Во время проведения уроков использую возможности ИТ, во-первых, для предъявления учебной информации обучающимся (технологии, использующие компьютерные обучающие программы; мультимедия технологии; технологии создания и преобразования информационных объектов; телекоммуникационные технологии; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональных компетенций печатника плоской печати – это программные пакеты обработки текстовой информации; обработки графической информации и верстки), во-вторых, для контроля успешности ее усвоения. Это позволяет мне реализовать дифференцированный подход к обучению каждого обучающегося.
Преимущества проведения уроков с использованием средств ИТ в группах по профессии «Печатник плоской печати» позволяют мне повышать наглядность и иллюстрированность учебного материала; экономно расходовать учебное время; активизировать самостоятельную деятельность обучающихся; а главное повысить качество обучения по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и успеваемость по всем профессиональным модулям.
У обучающихся повышается мотивация к обучению, они самостоятельно осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения домашних заданий и самостоятельных работ; используют технологии на учебной и производственной практике в соответствии с выбранной профессией.
Во время проведения уроков ставлю основные образовательные и воспитательные цели:
повышение эффективности и качества преподавания;
повышение активности познавательной деятельности обучающихся;
использование в профессии печатника различных видов программного обеспечения, в том числе специального;
применение компьютерных и телекоммуникационных средств и технологий в профессиональной деятельности.
Так же успешно использую на уроках современные Internet–технологии для развития и поощрения творческого потенциала будущих молодых рабочих (написание дипломных работ, рефератов, методических разработок уроков, рабочих макетов, буклетов, визиток, творческих работ по выбранной профессии), что помогает мне формировать банк материалов по изучаемой дисциплине (информационные технологии в профессиональной деятельности печатника плоской печати).
Особое значение на уроках информационных технологий в группах «печатник плоской печати» придаю изучению технологий создания и преобразования информационных объектов. Текстовый процессор Word обладает большими возможностями для формирования деловых бумаг, научных публикаций и даже книг, готовых к изданию. Пользуясь большим набором команд Панели инструментов обучающиеся оформляют буклеты, рекламные проспекты, книги, журналы и др. Текстовые процессоры применяются в полиграфии и книгоиздании. Для этих целей на уроках изучаются профессиональные программные среды – издательские системы, предназначенные для верстки электронных оригинал-макетов книг, готовых для тиражирования в типографии. Обучающиеся могут профессионально подготовить к публикации книгу, учебное пособие, рекламный проспект и другую полиграфическую продукцию. Для создания различного рода публикаций существует ряд издательских систем – Publisher, PageMaker и др.
Выполняя работы с рисунком и изображением обучающиеся используют графические редакторы: Adobe InDesign, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDRAW, Paint и др.Информационно-коммуникационная компетентность молодого рабочего обеспечивает успешность профессиональной самореализации, умение проектировать карьеру, повышает работоспособность, мобильность, инициативу, что обеспечивает его конкурентоспособность на рынке труда.
Литература
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования / М.: Издательский центр «Академия» - 2012.
Астафьев Н.Е., Цветкова М.С., Гаврилова С.А. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей // учебное пособие для начального и среднего профессионального образования / М.: Издательский центр «Академия» - 2012.
Соболь Б.В., Галин А.Б., Панов Ю.В., Рашидова Е.В., Садовой Н.Н. Информатика: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс – 2005.
Буковицкая О.А. Готовим в печать журнал, книгу, буклет, визитку: учебное пособие / М.: Издательство «НТ Пресс», 2005.
Головко С.Б. Дизайн деловых периодических изданий: учебное пособие / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Гриншкун В.В., Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ – 2006.Лозовский С.В. Основы полиграфии: учебное пособие / Новочеркасск: «НОК», 2010.
Мак-Кью, Клаудия. Допечатная подготовка. Реальный мир: перевод с англ. / М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007.
Зайцева С. А., Иванов В. В. «Информационные технологии в образовании».
Журнал «Курсив» (издательские высоты).
Производственно-технический журнал «Полиграфия».
http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htmhttp://school-collection.edu.ruhttp://www.ict.edu.ruhttp://webpractice.cm.ruhttp://www.scribus.net/