Web-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся
Web-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся
Сейчас в учебных заведениях большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных презентационных формах. Поэтому использование в проектной деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей:
повышение мотивации к самообучению;
формирование новых компетенций;
реализация креативного потенциала;
повышение личностной самооценки;
развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности).
В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как web-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:
использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);
самообучение и самоорганизация;
работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).
Итак, что же такое web-квест?
«Образовательный web-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие web-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Различают два типа web-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год). Особенностью образовательных web-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с web-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)».
Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам
Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.
Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц и др.).
Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.
Работа над web-квестом включает в себя следующие этапы:
1. Начальный этап (командный). Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на одну роль.
2. Ролевой этап. Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования. По завершению каждого этапа web-квеста команда подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.
Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста можно создать, предложив учащимся соревнование команд участников данного web-квеста.
Задания web-квеста могут быть различными:
Задание-загадка. Такие задания делают игру наиболее интересной, они требуют синтеза информации из множества источников.
Дизайн-задание, требующие создания предмета или продукта или плана-схемы как достичь ту или иную цель.
Творческие задания: кроссворды, ситуация-сценка, соцопрос, анкетирование, творческое перо, анаграммы, ролевые игры, письмо в будущее, создание кластера, нарисовать плакат, создать презентацию, посетить виртуальный музей, разработать проект.3. Заключительный этап
По результатам проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие, как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования. В завершении работы над проектом, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов.
Примеры Web-квестов, посвященные 70-летию Великой Победы «Здесь тыл был фронтом», в котором принимали участие мои ученики:
Пример 1.
Цель web-квеста
Воспитание гражданских и патриотических качеств у учащихся города.
Задачи web-квестаПриобщение к изучению истории города Самары, истории своего Отечества.
Повышение ИКТ-компетентности учащихся и педагогов.
Создание социально значимого общедоступного ресурса на сайте.
Организация творческого взаимодействия учащихся, педагогов, родителей, общественности города через участие в проекте.
В ходе проекта участники ищут ответы на проблемные и фактографические вопросы, связанные с жизнью г. Куйбышева во время Великой Отечественной войны.
Вариант 1
(исследовательский проект) Вариант 2
(игра)
Участники проекта
Учащихся 6-11-х классов. Участникам предлагается выбрать роли: видеооператор, веб-мастер, журналист, историк, специалист по видеомонтажу, дизайнер.
Этапы проекта:
1 этап - создание страниц-визиток команд.
2 этап «Прикосновение ко времени» - просмотр доступного в Сети Интернет документального сериала ВГТРК «Хроники закрытого города» о городе Куйбышеве во время Великой Отечественной войны. Обсуждение сериала. Разработка эмблемы Интернет-проекта.
3 этап «Война глазами очевидцев» - запись видеоинтервью с жителями города, пережившими Великую Отечественную войну в городе Куйбышеве, в рамках тем «Дети войны»,«Труженники куйбышевского тыла», «Ветераны Второй мировой».
4 этап «Сохранѐнная память» - разработка вики-страниц на сайте СамВики http://wiki.edc-samara.ru. Страницы размещаются в разделах: «Дети войны». Интервью с жителями, пережившими войну в г. Куйбышеве в детском возрасте. «Труженики куйбышевского тыла». Интервью с горожанами, которые трудились на предприятиях нашего города в войну.
«Ветераны Второй мировой». Интервью с воевавшими на фронтах войны. 5 этап «Поиски и находки» - Разработка вики-страниц на сайте СамВики в разделах: «Архивы памяти». Рассказы-эссе о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны, с использованием материала из свободно доступных в Интернете электронного архива «Мемориал», базы данных «Победители», с помощью других официальных архивов. Обязательный раздел для всех команд. «Реликвия времени». Рассказы об уникальных предметах военного времени, хранящихся в семье или школьном музее.
6 этап «Взаимопомощью сильны» - рецензирование командами страниц друг друга, проверка статей экспертами проекта, доработка своих вики-страниц с учѐтом предложений команд и экспертов, итоговая проверка статей экспертами проекта.
Заключительный этап «Внуки победителей» - общественная презентация проекта, награждение участников.
Участники проекта
Учащихся 6-11-х классов.
Условия проведения веб-квеста:
1. При прохождении каждого этапа квеста команда получает ссылку на следующий этап и фрагмент ОТКРЫТКИ со стихотворением, посвященным Великой Победе 1945 года, на адрес электонной почты, указанный при регистрации.
2. Необходимо собрать ОТКРЫТКУ из фрагментов полностью и разместить ее в сборнике поздравлений "НАША ПОБЕДА".
3. На прохождение всех этапов квеста отводится определенное время (строго по плану проекта! Раньше можно, позже - нельзя!).4. Учитывается время прохождения квеста.
5. Победителем web-квеста (в группе "6-8 классы" и в группе "9-11 классы") станет команда, которая правильно и с наименьшими затратами времени смогла пройти все этапы квеста, собрать открытку и разместить её в альбоме «Наша Победа».
6. Команды-участницы квеста, которые выполнили все его этапы, собрали открытку и разместили её в коллективном продукте проекта альбоме «Наша Победа», становятся Лауреатами.
Этапы web-квеста
1 этап – регистрация
2 этап – «Убежище на Волге»
3 этап «Посольский город»
4 этап – «Марш к победе»
5 этап – «Здесь тыл был фронтом»
6 этап – «Пушки стреляют, а музы не молчат»
7 этап – подведение итогов.
Список литературы
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
Николаева Н. В. Образовательные веб-квесты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся / Николаева Н. В. // Вопросы Интернет-образования. – 2002. – № 7.
Интернет ресурсы:
Бондаренко Т.Н. Использование веб-квест технологии в процессе организации самостоятельной деятельности студентов. // Материалы VII международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». – Екатеринбург, 2014.
Быховский Я.С. Образовательные вебквесты. http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.phpЗнакомимся с образовательной интернет - технологией: веб-квест. http://iktylka.blogspot.com/2009/02/5.htmlРоманцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся // http://festival.1september.ru/articles/513088/Рыбакова Н. Н. Веб - квест как способ развития творческого мышления на уроках истории и обществознания. // http://ds02.infourok.ru/uploads/doc/0ea7/0000f906-01ca2e5b.docx