Программа элективного курса Ландшафтный дизайн (5-8 класс)

Управление образования
Администрации округа Муром
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №12»


Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Ландшафтный дизайн»
(эколого-биологическая направленность)

Педагог
дополнительного образования
И.С. Сергеева

Возраст обучающихся 12-15 лет
Срок реализации программы 1 год

«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Основная школа №12»
_______________
И.М.Кириллова
«___»__________2016 г.


Данная программа модифицирована, составлена на основе программы «Современный ландшафтный дизайн» Иваховой Л.И., Фесюк С.С., Самойлова В.С., в которой изложены основы классического ландшафтоведения: объекты и предметы исследований, история и предпосылки развития, базовые понятия, представления об организации ландшафтов, факторах их дифференциации, связях между ними, классификации и типологии, динамике геосистем. Так же рассмотрены концептуальные основы и представления об антропогенезации ландшафтной оболочки, организации и динамике природноантропогенных геосистем, их классификациях и устойчивости, а также естественно-научные основы ландшафтного планирования и проектирования культурных ландшафтов.
Направленность (профиль) программы: эколого-биологическая;
Актуальность программы в том, что она рассчитана на обучающихся, интересующихся биологией и имеющих склонность к рисованию и проектированию.
Значимость ландшафтного дизайна в современном мире переоценить невозможно. Это одновременно и наука и искусство создания благоустроенных, гармоничных садово-парковых ансамблей. Не только занимающих гектары площади, но и совсем маленьких и аккуратных мини-садов. Искусство ландшафтного проектирования пришло к нам много веков назад, активно развивается, и будет развиваться. Учебный материал кружка «Ландшафтный дизайн» способствует не только формированию системы предметных знаний и технологических навыков в данной сфере, но и создает условия для развития творческих способностей обучающихся через постижение тонкостей проектирования ландшафтных проектов, позволяет раскрыть эстетические, ценностные, мировоззренческие особенности этого искусства.
Отличительные особенности программы в том, что она адаптирована для среднего возраста, так же может использоваться для профильного обучения. Программа объединяет теоретический, практический, творческий и контрольно-итоговый учебный материал. Теоретический материал ориентирован на формирование единства научно-практических знаний, на формирование системного подхода к биологическим процессам и явлениям, к основам ландшафтного дизайна. Практический материал направлен на развитие эколого-биологических и дизайнерских умений и навыков. Творческие задания раскрывают художественные способности обучающихся, формируют их эстетический вкус. Контрольный материал позволяет объективно и дифференцированно оценить результаты учебной деятельности обучающихся.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте 12-15, интересующиеся биологией декоративными растениями и увлеченные созданием и благоустройством собственного сада, дачного участка..
Объем и срок освоения программы: 102 часа (из расчета 3 часа в неделю), продолжительность программы - 1 год;
Форма обучения: очная;
Особенности организации образовательного процесса: группы учащихся разновозрастные, состав группы постоянный на протяжении учебного года.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 102 часа в год, периодичность – 1 раз в неделю, продолжительность – 3 часа (2 разновозрастные группы с постоянным составом).
Цели и задачи кружка
Программа кружка носит межпредметный характер и связана с усвоением и применением обучающимися знаний прикладного характера: графических, технологических, искусствоведческих, экологических, биологических, экономических, исторических.  
Основное содержание учебного материала программы и организация процесса обучения обеспечивают развитие творческого потенциала обучающихся через изучение истории ландшафтного дизайна, освоение и применение полученных знаний во время проектирования, и создания технологически новых методов в работе.


Цель: Развитие индивидуального творческого потенциала, практических навыков и умений, путем освоения и осмысления исторических данных о ландшафтном дизайне.
Задачи:
1. Предметные:
освоение учащимися специальных знаний – изучение основ композиции и цветовой гармонии ландшафтного дизайна, значения распространенных понятий и терминов;
2. Личностные:
расширение представлений учащихся об окружающем мире;
формирование у них художественного вкуса, способности видеть и чувствовать гармонию в природе;
формирование коммуникативных навыков, внимательного и уважительного отношения к людям, стремления к взаимопомощи;
воспитание бережного отношения к природе.
3. Метапредметные:
( формирование у воспитанника способности к самореализации;
стимулирование его творческой и познавательной активности;
выработка у ребенка умения анализировать результаты своей работы, давать им оценку;
познакомить на практике со спецификой деятельности, соответствующей данной профессии;
дать возможность учащемуся проявить себя и добиться успеха.



Содержание программы
Учебный план



п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/ контроля



Теория
Практика
Всего


1
Введение. Инструктаж по ТБ.
1
-
1
Беседа, опрос

2
Ландшафтный дизайн, его принципы
2
-
2
Беседа, беседа, опрос

3
История ландшафтного дизайна.
9
-
9
Беседа, опрос, контрольное занятие

4
Стили ландшафтного дизайна
10
2
12
Беседа, опрос, самостоятельная работа, педагогическое наблюдение

5
Особенности растений
6
-
6
Беседа, опрос

6
Общие сведения о травяных растениях
3
12
15
Беседа, опрос, самостоятельная работа, творческая работа, педагогическое наблюдение

7
Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях
8
4
12
Беседа, опрос, самостоятельная работа, творческая работа, педагогическое наблюдение

8
Технология выращивания цветковых растений (агротехника)
8
4
12
Беседа, опрос, самостоятельная работа, педагогическое наблюдение

9
Дополнительное оборудование
9
-
9
Беседа, опрос

10
Экономические перспективы
3
-
3
Беседа, опрос

11
Документация для проекта
3
-
3
Беседа, опрос

12
Стоимость ландшафтного проекта
1
2
3
Беседа, опрос, самостоятельная работа, педагогическое наблюдение

13
Элементы ландшафтного дизайна на территории города, района, области.
2
10
12
Беседа, опрос, самостоятельная работа, творческая работа, педагогическое наблюдение, контрольное занятие

14
Итоговая конференция. Выставка и презентация отчётных работ учащихся.
1
2
3
Выставка, презентация творческих работ, коллективный анализ работ, самоанализ


Итого
66
36
102



Содержание программы:

Раздел I. Введение. Инструктаж по технике безопасности (1 час, теория)

Раздел II. Ландшафтный дизайн, его принципы (2 часа)
Теория: Основные принципы и составляющие ландшафтного дизайна

Раздел III. История ландшафтного дизайна.
Теория: Ассиро-Вавилония. Египет. Др. Греция. Др. Рим (3 часа)
Парковый дизайн в Средневековье и эпоху Возрождения (3 часа)
Новое время в ландшафтном дизайне (3 часа)

Раздел IV. Стили ландшафтного дизайна (12 часов)
Теория: Регулярный и пейзажный стили (1 час).
Итальянский и  пасторальный сады (1 час).
Английский пейзажный и русский сады (1 час).
Исламский и мавританский стили (1 час).
Китайский и японский сады (1 час).
Сады в стиле модерн. Голландский сад (1 час).
Американский колониальный и сельский сады (1 час).
Развитие садового искусства в России (1 час).
Сад в природном стиле, романтический сад (1 час).
Практика: Практическая работа №1 «Характеристика  стиля» (2 часа).

Раздел V. Особенности растений (6 часов)
Теория: Биологические и декоративные особенности растений, используемых в озеленении и благоустройстве.

Раздел VI. Общие сведения о травяных растениях (15 часов)
Теория: Понятия о древесных растениях. Декоративность. (1 час)
Практика: Практическая работа № 2 «Сбор семян декоративных растений» (2 часа).
Теория: Составление ассортимента древесно-кустарниковых растений, травянистых растений для озеленения пришкольного участка (2 часа).
Практика: Практическая работа №3 «Составление ассортимента древесно-кустарниковых растений, травянистых растений для озеленения пришкольного участка (10 часов).

Раздел VII. Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях (12 часов).
Теория: Газоны. Типы газонов. Семена газонов. Устройство. Рулонные газоны (1 час).
Кустарники и бонсаи. Клумбы. Рабатки. Бордюры. Миксбордеры. Вазоны. Розарии (1 час).
Деревья-крупномеры. Солитеры (1 час).
Ручьи. Болота. Водопады и каскады. Фонтаны. Садовые пруды (1 час).
Альпийские горки (альпинарии) и рокарии. Садовые дорожки, патио (1 час).
Подпорные стенки и мостики. Беседки, перголы, павильоны, арки (1 час).
Проектирование цветочного оформления газона (1 час).
Практика: Практическая работа №4 «Проектирование цветочного оформления газона» (2 часа).
Теория: Альпийская горка (этапы проектирования) (1 час).
Практика: Практическая работа  №5 «Альпийская горка» (этапы проектирования) (2 часа).

Раздел VIII. Технология выращивания цветковых растений (агротехника)
Теория: Условия выращивания цветковых растений (1 час).
Планирование и разбивка участка по проекту (1 час).
Практика: Практическая работа №6. Планирование и разбивка участка по проекту (4 часа).
Теория: Вредители цветковых растений и меры борьбы с ними. Основные болезни цветковых растений (3 часа).
Правила подбора и высадки посадочного материала. Обработка почвы. Высадка посадочного материала (3 часа).

Раздел IX. Дополнительное оборудование (9 часов).
Теория: Свет в ландшафтном дизайне (3 часа).
Системы полива и дренажа (3 часа).
Камни. Зимние сады, оранжереи, террасы, флорариумы (3 часа)

Раздел X. Экономические перспективы ландшафтного дизайна (3 часа).
Теория: Экономические перспективы ландшафтного на современном этапе развития общества

Раздел XI. Документация для проекта (3 часа).
Теория: Документация, необходимая для оформления полноценного ландшафтного проекта.

Раздел XII. Стоимость ландшафтного проекта (3 часа)
Теория: Расчет экономической прибыли проекта с учетом стоимости работ в ходе его реализации (1 час).
Практика: Практическая работа №7«Расчет экономической прибыли проекта с учетом стоимости работ в ходе его реализации» (2 часа).

Раздел XIII. Элементы ландшафтного дизайна на территории города, района, области (12 часов).
Теория: Элементы ландшафтного дизайна на территории города, района, области (2 часа).
Практика: Выход к клумбам и садово-парковым ансамблям города, изучение ассортимента растений (10 часов).

Раздел XIV. Итоговая конференция. Выставка и презентация отчётных работ учащихся (3 часа).
Практика: Итоговая конференция. Выставка и презентация отчётных работ учащихся (2 часа).
Теория: Подведение итогового прохождения курса (1 час).

Планируемые результаты
Обучающиеся должны знать/понимать:
Историю развития садово-паркового искусства
Биологические и декоративные особенности древесных и травянистых растений, используемых в озеленении;
Основные композиционные элементах ландшафтного дизайна;
Закон гармоничного сочетания цветов и воздушной перспективы;
Критерии подбора растений для озеленения определенного участка;
Правила составления проектов;
Перспективные профессии проектировщика и ландшафтного дизайнера;
Экономические возможности деятельности, связанной с благоустройством и озеленением территорий разного назначения;
.
Обучающиеся должны уметь:
Составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их биологии и декоративности, а также природно-климатических условий района;
Создавать проекты озеленения территории с использованием специальных обозначений;
Рассчитывать экономическую эффективность проекта с учетом стоимости производимых работ в ходе его реализации;
Представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т.д.

В ходе занятий у обучающихся развиваются следующие личные качества: аккуратность и трудолюбие; ответственность; целеустремленность; коммуникативные и рефлексивные качества

Результаты:
1. Предметные:
Учащиеся освоят основы композиции и цветовой гармонии ландшафтного дизайна, значения распространенных понятий и терминов;
2. Личностные:
Расширят представления об окружающем мире;
Сформируют художественный вкус, способность видеть и чувствовать гармонию в природе;
Сформируют коммуникативные навыки, внимательное и уважительное отношение к людям, стремление к взаимопомощи;
Научаться бережному отношению к природе.
3. Метапредметные:
( Сформируют способности к самореализации, творческой и познавательной активности;
Выработают умения анализировать результаты своей работы, давать им оценку;
Познакомятся на практике со спецификой деятельности, соответствующей данной профессии;
Получат возможность проявить себя и добиться успеха.
Календарный учебный график
количество учебных недель: 34 недели
количество учебных дней: 205 дней (учебный год)
продолжительность каникул: 34 дня
даты начала и окончания учебных периодов/этапов:
1 четверть: 01.09.16 – 04.10.16
2 четверть: 14.11.16 – 26.12.16
3 четверть: 09.01.17 – 23.03.17
4 четверть: 03.04.17 - 31.05.17

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально – технического обеспечения:
наличие класса: группа №1 (здание МБОУ «ООШ №12», корпус 1), кабинет №5, группа №2 (знание МБОУ «ООШ №12», корпус 2), кабинет №10.
качественное освещение в дневное и вечернее время в соответствии с нормами СанПин 2.4.4.1251-03
Инструменты, материалы и оборудование.
Инструменты:
Линейка (по количеству участников группы)
Ручки, карандаши, ластики (по количеству участников группы)
Ножницы (по количеству участников группы)
Кисти, краски (по 3 комплекта на группу)
Канцелярские или макетные ножи (по количеству участников группы)

Материалы:
Альбом (по количеству участников группы)
Ватман (по количеству участников группы)фанера
Природный материал (по 5 комплектов на группу)
Материалы для создания макетов: губка, картон, бумажные салфетки, газеты (по 5 комплектов на группу)
Клей-карандаш, клей ПВА, клей Титан, Момент-кристалл (по 5 комплектов на группу)

Оборудование:
Рабочие столы, стулья, доски для работы с макетным ножом (по количеству участников группы)
Стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов,

Информационное обеспечение – компьютер с выходом в Интертет, аудиосистема, видеопроектор, фотоаппарат, интернет источники.

Кадровое обеспечения: учитель технологии, педагог дополнительного образования Сергеева Ирина Сергеевна, 1 квалификационная категория, образование: высшее, специальность: дизайн (направления специальности: полиграфия, проектирование, ландшафтный дизайн).




Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Мониторинг учащихся в начале, середине и конце года
Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы»
Педагогический анализ опросов, итогов самостоятельной работы
Оформление фотоотчтов

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Итоговые занятия
Портфолио
Защита промежуточных и итоговых проектов
Коллективная рефлексия
Коллективный анализ работ, самоанализ

Оценочные материалы

Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоил ли обучающийся за учебный год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка обучающимися полученных знаний, умений и навыков позволяет педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения.
Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым воспитанником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу. В конечном итоге, успех обучения характеризуются участием обучающихся в конкурсах, выставках, фестивалях, где они могут показать уровень профессиональной обученности.

Оценка эффективности программы

№ п/п
Показатель
Метод

1.
Результативность работы педагога по выполнению образовательных задач
- составление годового отчета;
- учет в журнале уровня усвоения образовательной программы;
- анализ деятельности по успешности выполнения каждой поставленной задачи;
- выявление причин невыполнения задач;
- выводы.

2.
Динамичность освоения детьми специальных умений и навыков
- динамика уровня освоения специальных умений и навыков через наблюдение, тесты, результаты творческой деятельности и т.д.;
- сбор информации, ее оформление

3.
Сохранность детского коллектива
- учет в журнале посещаемости;
- фиксация передвижения детей (уходы, приходы);
- % отсева, анализ данных на конец учебного года

4.
Удовлетворенность родителей
- проведение родительских собраний по плану;
- анкетирование;
- индивидуальные беседы, консультации;
- привлечение родителей к подготовке и проведению выставок и конкурсов;
- анализ полученной информации.


Индивидуальная карта
результатов образовательной деятельности и личностного развития ребенка в объединении «Умелые руки»»
Ф.И. обучающегося__________________________________________________
Год обучения, группа_________________________________________________

Результаты образовательной деятельности:

    Уровень
Показатель
Начало года
1 полугодие
2 полугодие
Итог

Теория:





Практика:















































«В» - высокий, «С» - средний, «Н» - низкий


Показатель
личностного развития
Начало года
1 полугодие
2 полугодие
Итог

Терпение





Воля





Самоконтроль





Интерес к занятиям в детском объединении





Умение работать в команде





Общее количество баллов





Уровень





Максимальный балл по каждому показателю -5
Менее 25 баллов – низкий уровень «Н»
От 26 до 34 баллов – средний уровень «С»
От 35 до 50 баллов – высокий уровень «В»




ПОРТФОЛИО
обучающегося кружка «Ландшафтный дизайн»
Ф.И. обучающегося________________________________________________

Результативность участия:

Мероприятие, место проведения
год
уровень
результат































Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса: очно;

Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; проектный;

Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация;

Формы организации образовательного процесса: групповая и индивидуально-групповая;

Формы организации учебного занятия: беседа, защита творческих проектов, лабораторное занятие, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, практическое занятие, презентация, творческая мастерская;

Педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через творческую деятельность, технология портфолио, технология образа и мысли, , здоровьесберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия:
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Каждое занятие (условно) разбивается на 3 части, которые и составляют в комплексе целостное занятие:
 1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, планирование и распределение работы для каждого обучающегося на данное занятие;
 2 часть – практическая работа обучающихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы деятельности;
 3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого учащегося, педагога и всех вместе.

Дидактические материалы: раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, примеры практических и лабораторных работ, образцы проектов, журналы и книги по ландшафтному дизайну, презентации, мастер-классы и видеоуроки по темам занятий.
Литература:

Основная литература:
Современный ландшафтный дизайн /Ивахова Л.И., Фесюк С.С., Самойлов В.С. – М.:Аделант, 2007.
Ландшафтный дизайн/ Астахова Е.В., Крупа Т.Н., Череватенко М.Г.– М.: Клуб Семейного Досуга, 2007.
История садово-парковых стилей/ Дормидонтова В.В. - М.: Архитектура-С, 2004

Дополнительная литература:
Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре/Забелина Е.В. - М.: Архитектура-С, 2005
История ландшафтной архитектуры/ Ожегов С.С. - М.: Архитектура-С, 2003
Дивный сад без лишних хлопот. М.: Ридерз Дайджест, 1999.
1000 советов и идей для вашего сада. М.: Ридерз Дайджест, 2000.
Журнал «Мой прекрасный сад». 2000-2006.
Словарь-справочник/ Минервин Г.Б., Шимко Т.В., Ефимов А.В. Дизайн. - М.: Архитектура-С, 2004

Наглядные пособия:
Атлас садовых растений/ Лимаренко А., Палеева Т.. М.: Эксмо, 2004
Интернет-ресурсы:
http:// land.web-3.ru/landscapinghistory/
http://architectoram.com/landshaftnaya-arxitektura/4757-istoriya-landshaftnogo-dizajna.html
http://www.florets.ru/landshaftnyi-dizain/
http://www.greeninfo.ru/landscape/garden_style.html
http://1landscapedesign.ru/dizajn/elementy-landshaftnogo-dizajna.html
http://vosledoma.com/osnovnye-elementy-kompozicii-landshaftnogo-dizajna/
http://www.landartox.ru/faq/11-sostav-landshaftnogo-proekta









о.Муром
2016 г.



Заголовок 215